Международное сотрудничество в области высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Более 20 лет назад американские ученые обнаружили зависимость развития компьютерных систем от способности человека понимать их. Выявленная зависимость продемонстрировала, что возникает отставание подготовки работника от опережающего совершенствования передовых технологий. Проблема ликвидации этого отставания, особенно в области информационных и коммуникационных технологий, актуальна сегодня для всех стран и по существу имеет глобальное измерение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международное сотрудничество в области
высшего образования 6
§1. Предпосылки появления и сущность Болонского процесса 6
§2. Европейская интеграция в сфере высшего образования 8
§3. Социально-политические последствия формирования
общеевропейского пространства высшего образования 11
Глава 2. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс 14
§1. Приоритетные направления развития российской системы
образования в связи с вхождением в Болонский процесс 14
§2. Болонский процесс в отечественном образовании 17
Заключение 19
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Болонский процесс (реферат).doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Многие ученые считают, что надо сохранить самостоятельный уровень высшего профессионального образования по монопрограммам «специалист» с прививанием данного уровня по правовым и социальным последствиям к уровню подготовки по программе «магистр».13 В.А. Шабашев и Е.А. Филимонова предлагают модернизировать программу подготовки специалистов в соответствии с рыночными условиями хозяйствования. Они считают, что она может быть не двухуровневой, а трехуровневой:

1) бакалавр – магистр;

2) бакалавр – специалист – магистр;

3) специалист – магистр.

Это не противоречит ни законодательству Российской Федерации, ни принципам  Болонского процесса.

 

Заключение

Нормы международного права  регламентируют широкий круг отношений. В последнее время активно развивается международное сотрудничество в области образования. Право на образование является одним из общепризнанных прав человека. Государства гарантируют всем лицам, проживающим на их территориях, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. При этом лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.

Государства гарантируют  равноправие всех образовательных  учреждений, входящих в их национальные системы образования, независимо от языка обучения и оказывают им государственную поддержку. Они содействуют удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, в том числе путем создания условий для получения образования на родном языке, оказанию взаимной помощи в обеспечении и разработке оригинальных учебников и иной учебно-методической литературы, в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп. Государства гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных в государствах-участниках.

Вузы являются одним  из главных источников интеллектуальной деятельности любой страны. По международным договорам учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одного государства, предоставляется возможность для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств. Страны-участницы соответствующих договоров признают эквивалентность дипломов, выданных на территории друг друга, необходимыми для приема в аналогичные учебные заведения страны, в которой эти дипломы были выданы.

19 июня 1999 г. в г.  Болонья министрами образования  ряда европейских государств была принята Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования. Она заложила основы так называемого Болонского процесса.

Создание зоны европейского высшего образования было инициировано процессом построения единой Европы и ее расширения за счет вступления новых государств, осознанием важности образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных, демократических обществ, а также необходимостью обеспечения мобильности граждан с возможностью их трудоустройства в целях общего развития континента. Основные задачи, которые должны быть при этом решены, определены совместным заявлением европейских министров образования 19 июня 1999 г. (Болонья) и отражены в коммюнике от 19 мая 2001 г. (Прага) и 19 сентября 2003 г. (Берлин), принятых на конференциях европейских министров, отвечающих за высшее образование.

Россия участвует в  Болонском процессе с 2003 г. Болонский  процесс предполагает несколько основных положений: систему бакалавриата и магистратуры, кредитную систему (система зачетных единиц), систему контроля качества. В рамках Болонского процесса вузам предоставляется широкая академическая свобода при усилении ответственности за его качество. Зона высшего образования в Европе строится на принципах открытого доступа к высшему образованию, его диверсификации, оценки качества и совместимости образования с рынком труда. Вместе с тем имеются у Болонского процесса и недостатки (он, в частности, противоречит установленной в России системе государственных образовательных стандартов, а его осуществление снизит общий уровень высшего образования).14

Важную меру, направленную на содействие расширению академической мобильности, образует признание учебных курсов, свидетельств, дипломов и степеней, полученных в какой-либо другой стране. В этой сфере действуют: Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты 1953 г. и Протокол к ней 1964 г., Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского образования 1956 г., Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций 1959 г., Международная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря 1976 г., Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы 1979 г., Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования 1990 г., Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе 1997 г. и другие документы.15

Обладатели квалификаций, выданных в одном из государств-участников соответствующей конвенции, имеют надлежащий доступ по просьбе, обращенной к специализированному органу, к оценке этих квалификаций. Государство обеспечивает открытость, согласованность и надежность процедур и критериев, используемых при оценке и признании квалификаций. Решения о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых испрашивается признание. Решения о признании принимаются в разумные сроки, заранее оговариваемые полномочными органами, осуществляющими признание, и исчисляемые со времени представления всей необходимой информации по данному запросу. Если в признании отказано, объясняются причины этого отказа и сообщаются сведения, касающиеся возможных мер, которые может принять заявитель в целях получения признания на более поздней стадии. Если в признании отказано или если не принято никакого решения, заявитель может обжаловать решение в разумные сроки.

Договорами подробно регламентируются вопросы признания: квалификаций, дающих доступ к высшему образования; периодов обучения; квалификаций образования. Особо регулируется признание квалификации, обладателями которых являются беженцы и перемещенные лица.

Государства предоставляют  адекватную информацию по любому учебному заведению, составляющему ее систему высшего образования, и по любой программе, осуществляемой этими заведениями, с целью возможности удостовериться, дает ли качество квалификаций, выданных этими заведениями, основание для признания в стране, где испрашивается признание.

В целях обеспечения  права на высшее образование в Европе создана Европейская сеть национальных информационных центров по вопросам академического признания и мобильности (Сеть ЕНИК). Кроме того, по многосторонним договорам действуют региональные органы о признании квалификаций и периодов обучения.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Абанкина, И.В., Филатова, Л.М. Госзаказ на подготовку специалистов // Платное образование. 2008. №10.
  2. Бирюков, П.Н. Международное право: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  3. Гордиенок, Н.И., Москинов, В.А. Болонский процесс и отечественное высшее образование // Экономика образования. 2005. №6.
  4. Кольчугина, М. Международная интеграция в сфере высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №11.
  5. Кольчугина, М. Синергия образования и науки как инновационный ресурс // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №10.
  6. Ларина, Л. Российское образование: какая модель формируется // Человек и труд. 2008. №7.
  7. Лебедева, М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №10.
  8. Майбуров, И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №3.
  9. Пугачева, М. Бакалавр – магистр – специалист // Платное образование. 2008. №7-8.
  10. Пугачева, М. Нужны новые кадры и новые учебники // Платное образование. 2007. №5.
  11. Силкина, Н.В., Силкин, Р.С. Тенденции развития и проблемы реформирования высшего образования // Экономика образования. 2006. №2.
  12. Шабашев, В.А., Филимонова, Е.А. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс // Экономика образования. 2005. №4.
  13. Митрофанов С. Плюсы и минусы «болонского процесса» // Русский журнал. Апрель 2003 (www.russ.ru)

1 Кольчугина М. Международная интеграция в сфере высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №11. С.56.

2 Лебедева М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №10. С.70.

3 Абанкина, И.В., Филатова, Л.М. Госзаказ на подготовку специалистов // Платное образование. 2008. №10. С. 17.

4 Лебедева М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №10. С.70.

5 Гордиенок Н.И., Москинов В.А. Болонский процесс и отечественное высшее образование // Экономика образования. 2005. №6. С.18.

6 Майбуров, И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №3. С.10.

7 Лебедева М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2006. №10. С.71.

8 Митрофанов С. Плюсы и минусы «болонского процесса» // Русский журнал. Апрель 2003 (www.russ.ru)

9 Шабашев В.А.,Филимонова Е.А. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс // Экономика образования. 2005. №4. С.23.

10 Силкина, Н.В., Силкин, Р.С. Тенденции развития и проблемы реформирования высшего образования // Экономика образования. 2006. №2. С. 35.

11 Шабашев В.А.,Филимонова Е.А. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс // Экономика образования. 2005. №4. С.24.

12 Пугачева, М. Нужны новые кадры и новые учебники // Платное образование. 2007. №5. С. 37.

13 Пугачева, М. Бакалавр – магистр – специалист //Платное образование. 2008. №7-8. С.21.

14 Ларина, Л. Российское образование: какая модель формируется // Человек и труд. 2008. №7. С.19.

15 Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 651.


Информация о работе Международное сотрудничество в области высшего образования