Реформа высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

Реформа высшего образования

 

Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться  и система высшего образования.

 

Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той  грани, за которой они уже не могут  именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс  связан с исследованиями. Но сегодня  научную работу ведут меньше 20 процентов  вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы  с пятилетним сроком обучения.

 

Доля российской университетской  науки смехотворно мала: на одного преподавателя приходится 10 долларов в месяц "научных денег".

 

А в мире фундаментальная  наука сосредоточена как раз  в университетах. Университет, как  форма организации научных работников, оптимален: пока ты продуктивен как  исследователь, ты сосредоточен на исследованиях: получаешь гранты, формируешь "под  себя" лаборатории и коллективы. И, естественно, вовлекаешь в это  студентов. Не получил грантов - переключаешься на преподавание.

 

В России как были три отдельные  системы организации науки - академии, университеты и отраслевая наука, так  и есть по сей день. Если мы хотим остановить сложившуюся за 15 лет инерцию вырождения науки и образования, надо искать меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.

 

Сейчас заканчивается  формирование стратегии развития образования  и науки. Элементом этой стратегии  должно стать новое понимание  интеграции. Интеграция имеет в виду организацию взаимодействия людей, а не стен и администраторов, этими  стенами управляющих. Она не может  свестись только к механическому  объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции.

 

Начинать интеграцию науки  и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это, прежде всего, финансирование. Следует  найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи  и где есть преподаватели, реально  занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти  точки средствами, создать механизмы  их конкурсного финансирования. Когда  сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.

 

Первые шаги к этому  уже делаются. Правительство в  августе 2004 года по докладу комиссии вице-премьера А. Жукова приняло уровень  зарплаты исследователя и преподавателя  как один из ключевых показателей  работы Министерства Образования и  Науки России. По расчетам Высшей школы  экономики, к 2010 году она должна составить  не меньше 2,5 тысячи долларов в месяц, в том числе половина - гранты на исследования. Даже при этом мы будем  отставать от Западной Европы в 2 раза.

 

Необходимо дать академическим  кадрам четкую перспективу их деятельности. Сейчас РАН получает примерно миллиард долларов в виде финансирования своих  разработок. Государство должно гарантировать  ей в 2010 году, например, 2 миллиарда долларов и принять план последовательной реализации этого финансирования. Это  даст возможность молодым перспективным  ученым, у которых сейчас есть альтернатива - уехать или остаться, планировать  свою карьеру в России.

 

Считается также, что пришло время восстановить образовательную  функцию РАН, сформировав на базе ее крупнейших НИИ и отделений  магистратуру для обучения нескольких тысяч студентов. Это не будет  помехой для традиционных, сложившихся  форм университетской магистратуры, но существенно расширит выбор для  молодежи, стремящейся к исследовательской  карьере. Некоторые энтузиасты уже  успешно этим занимаются. Можно привести в пример таких ученых, как академики  Валерий Макаров, Константин Скрябин, Александр Чубарьян, которые активно работают с молодежью. Ученого, как и фигуриста, нужно готовить с молодых лет. И тогда такая система даст молодой приток в науку. Если она будет достойно финансироваться.

 

Проблема качества, обострившаяся  в связи с введением платного образования, негосударственного сектора  высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, - эта  проблема на сегодня является главной  опасностью для дискредитации российского  высшего образования как внутри России, так и за ее пределами. Поэтому  органам управления образования  совместно с советами ректоров надо, наконец, более системно выстроить  работу, в соответствии с передаваемыми  им  Министерством полномочиями, по контролю над текущим исполнением  лицензионных и аккредитационных требований для всех вузов и филиалов, работающих в регионе. На федеральном уровне Министерством совместно с Учебно-методическими объединениями в 2004 году будет завершена разработка требований  к материальной базе, учебно-методическому обеспечению, тестовые материалы для проверки знаний студентов, чтобы можно было в любой момент провести в вузах или их филиалах объективную проверку уровня реализации учебного процесса.

 

В ноябре 2004 года в министерстве было принято решение перейти  к двухуровневой системе высшего  образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования. Однако проекты реформирования вызывают у экспертов большие сомнения. Прежде всего, перерыв в образовании неизбежно превратится в способ ускоренного выпуска специалистов из вузов и направления их в экономику или в армию. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, уже сейчас Министерство обороны не считают нужным распространять отсрочки от призыва в армию на тех учащихся, у кого образовался перерыв между обучением в бакалавриате и в магистратуре. Кроме того, считает ректор МГУ, главная цель вуза - выпустить компетентного специалиста, и, если для этого необходимо не 4 или 6, а 5 лет, то глупо "жертвовать образованием в угоду схемам и стандартам".

 

Еще одной проблемой является снижение бюджетных мест в российских вузах. Известно, к примеру, что на специальность «мировая политика»  в 2004 году в МГУ был запланирован прием 70 человек, из которых лишь 15 –  «бюджетники». Ожидается, что с 2005 года количество бюджетных мест в МГУ, флагмане отечественного образования, еще больше сократится. То же самое  можно сказать и о других вузах  страны. По этой причине, в 2004-2005 годах  Министерство образования и науки  должно завершить разработку  по введению в России, как это сделано  во всех развитых странах мира, системы  образовательного кредита с государственной  гарантией. Система образовательного кредита не только может поддержать способных студентов из малообеспеченных слоев населения. Очевидно, такая  система лучше стимулирует  абитуриентов к выбору социально востребованной профессии,  стимулирует лучшую учебу  студента, ибо ему надо потом найти  хорошую работу и возвращать кредит. Следует отметить, что данная система  уже успешно применялась в 2004 году в МГУ им. Ломоносова и РЭА  им. Плеханова.

 

В 2004 году вдвое увеличилось  число вузов – участников эксперимента по разработке системы «кредитов» - «зачетных единиц» и модульно-рейтинговой  системы организации учебного процесса. Министерство рекомендует всем вузам  начать изучение и апробацию (хотя бы по 1-2 специальностям, чтобы лучше  подготовиться к  переходу) этой, безусловно, более гибкой, более  стимулирующей  системы организации  учебной работы студентов и кафедр.

 

Заключение

 

Конечно, российское образование  на современном этапе нуждается  в серьезнейшем реформировании. Вышеперечисленные  проблемы – лишь малая часть всего  того, что должно быть изменено в  системе современного образования. Реформы должны быть проведены и  в сфере дошкольного образования, и в сельских школах. Следует повышать престиж профессии педагога. А  для этого нужно существенно  увеличить финансирование, что, помимо всего прочего, должно обеспечить приток новых кадров в образование. Нельзя забывать об улучшении качества образования  педагогов. Существуют также проблемы качественного питания, досуга учеников и досуга студентов. Правительству  РФ следует также помнить, что  все реформы должны проводиться без отрыва от современной молодежной политики. Реформирование должно быть направлено на интеграцию российского образования в систему международного образования.

 

В последние годы реформированию современного образования стало  уделяться гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно  недостаточно для выхода на хороший  международный уровень.

Образование в вузе

 

 Современное высшее образование претерпело серьезные изменения за последние 20 лет. Практически оно ушло в свободное плавание. Вузам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Вузам надо было выживать, а для этого нужны были деньги. И много денег. А если финансовые поступления от государства уменьшались, то деньги можно было брать у потребителей – абитуриентов. А чтобы абитуриентов привлечь, надо было сделать высшее образование более доступным. Что и произошло. Как уже говорилось в начале статьи, множество вузов предпочло поставить во главу угла увеличение численности обучаемых, а уже потом качество предоставляемых знаний. Хочется поругать наше высшее образование, которое, по сути, само загнало себя в эту ловушку. Но нельзя. Большая доля вины лежит на государстве, которое бросило образование на произвол судьбы и только сейчас, опомнившись, взялось за некоторые преобразования. Сейчас же перед высшей школой стоит множество задач по совершенствованию и доведению образовательного процесса до должного уровня.                             

 

Старение кадров – бич  современных университетов. Процесс  «воспроизводства» идет медленнее  темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам  приходиться брать на работу все  большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это  же послужило причиной того, что  преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах. Так по данным Госкомстата [3] с 1993 по 2008 года количество преподавателей государственных и муниципальных вузов увеличилось с 238,9 тысяч человек до 340, 4 тысяч, то есть рост составил приблизительно 40 %. В то время как количество студентов возросло с 2543 тысяч до 6208 тысяч, что составило 144%. Как видно, рост количества студентов значительно опережает рост числа преподавателей.

 

 Теперь обратимся к  качественным показателям. Нынешний  день требует от преподавателя-экономиста  иметь: 

 

1. хорошую психолого-педагогическую  подготовку;

2. опыт научно-исследовательской  работы;

3. опыт практической работы  в области экономики. 

 

 Подобные требования  можно считать обязательными.  Научить чему-либо может только  человек, имеющий опыт в своей  сфере знаний. Боюсь, что данным  требованиям не соответствует  большой процент преподавателей. В таком случае видится обязательным  проведение различных тренингов,  научных конференций для повышения  квалификации преподавательского  состава. Огромную роль здесь  играют международные конференции  в области экономического образования,  участие в которых должно стать  обязательным для учителей.

 

 Государству, как наравне  и с университетами, всячески  следует стремиться повышать  активность профессорско-преподавательского  состава. Для этого надо постепенно  повышать уровень оплаты труда  в сфере образования, стимулировать  научную деятельность путем предоставления  грантов и т.п. 

 

 Правительство должно  перестать несерьезно относиться к научной интеллигенции. Чему может научить голодный и нищий преподаватель? Он в первую очередь думает, как прожить. Именно поэтому у него тусклый взгляд и полная апатия ко всему новому, к инновациям. В свете всего этого становится понятен и рост коррупции в высшей школе. Нормально при зарплате в 3-5 тысяч рублей не проживешь. Поэтому увеличение взяточничества среди младшего и среднего звена преподавательского состава понятно и в некой степени простительно. На этом фоне отвратительней выглядит ситуация с коррупцией в администрациях вузов России.

 

 Администрация университетов  не должна «отрываться» от  рядовых преподавателей. Целесообразно  проводить «корпоративные» вечера, пикники, праздники. Начальники  никогда не должны забывать  о своих подчиненных и не  заваливать их работой. Поэтому  должно проводиться налаживание  «мостиков» среди педагогов совершенно  разного уровня. Участие начальника  всегда вызывает уважение подчиненного.

 

 Преподаватели должны  стать заинтересованы в непосредственном  контакте со способными и талантливыми  учениками. Совместная научная  и исследовательская деятельность  будет способствовать взаимному  росту уровня накопленных знаний. Об укреплении взаимоотношений  на уровне преподаватель-студент  мы еще поговорим ниже.

 

 Обязательно и повышение  контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность того или иного преподавателя не составляет труда. Для этого должны получить распространение своего рода контрольные срезы. Например, через 2 месяца по окончании экзаменационной сессии должны выборочно проводиться подобные срезы по одному предмету на курс. Проверку успеваемости должны проводить представители других вузов, выбор которых определяется жребием. О подобных срезах предупреждают за 1 день. Если по результатам проверки, скажем, 70% и более студентов получают отметку на 1 бал ниже, полученной на сессии, то преподавателя ждет выговор. Если в результате повторной проверки ситуация не изменится, то в таком случае такого учителя ждет увольнение. Подобные действия помогут снизить уровень коррупции в учебных заведениях, будет способствовать повышению общего уровня предъявляемых требований к студентам и поможет провести отсев. Как само собой разумеющееся должна быть выработана и система поощрений.

Информация о работе Реформа высшего образования