Международное сотрудничество в области высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Более 20 лет назад американские ученые обнаружили зависимость развития компьютерных систем от способности человека понимать их. Выявленная зависимость продемонстрировала, что возникает отставание подготовки работника от опережающего совершенствования передовых технологий. Проблема ликвидации этого отставания, особенно в области информационных и коммуникационных технологий, актуальна сегодня для всех стран и по существу имеет глобальное измерение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международное сотрудничество в области
высшего образования 6
§1. Предпосылки появления и сущность Болонского процесса 6
§2. Европейская интеграция в сфере высшего образования 8
§3. Социально-политические последствия формирования
общеевропейского пространства высшего образования 11
Глава 2. Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс 14
§1. Приоритетные направления развития российской системы
образования в связи с вхождением в Болонский процесс 14
§2. Болонский процесс в отечественном образовании 17
Заключение 19
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Болонский процесс (реферат).doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Автономность университета заключалась в том, что именно университет, то есть профессиональное сообщество, принимает решения о своем полном или частичном (например, только о переходе на двуступенчатую систему и определении кредитов за каждый курс с целью постепенного подключения к процессу) включении в Болонский процесс, выборе партнеров, определении кредитов за тот или иной курс, а также регулирует мобильность студентов, преподавателей и т.п. Это означало, что, скорее университет, а не государство, является основной единицей интеграции.

Определив в документах университет  ключевой единицей интеграции европейского образования, инициаторы реформ тем  самым внесли довольно интересный момент в процесс интеграции. Реформа должна осуществляться не «сверху», а «снизу», то есть университеты, а не министерства должны быть ее инициаторами и проводниками. В то же время реформа высшего образования не может идти в отрыве от университетов, поэтому область высшего образования в Европе становится той сферой, которая активно формируется между государствами, структурами Евросоюза, экспертами, академическим сообществом, частным сектором и т.д. Иными словами, на примере Болонского процесса можно проследить процесс формирования многосторонней (участие многих государств) и многоуровневой (участие государств и других транснациональных акторов) схемы взаимодействия на международной арене. По сути, речь может идти о возможных принципах новой политической системы мира, которая придет на смену Вестфальской системы.

 

§ 3. Социально-политические последствия формирования общеевропейского пространства высшего образования

Болонский процесс неизбежно приведет к дальнейшему углублению и расширению общеевропейской интеграции. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квалификации выпускников для работодателей, с другой – сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифицированной рабочей силы в рамках европейского континента. Более того, Болонский процесс, исходящий из наличия партнерских отношений между европейскими университетами, позволит готовить единую европейскую политическую, экономическую, техническую и научную элиту. Этому будет способствовать также мобильность студентов и преподавателей, предусмотренная в декларации.

В результате выпускники европейских  университетов войдут в профессиональную сферу с множеством межличностных контактов, установленных еще в период обучения со своими однокурсниками из разных государств. С одной стороны, это, безусловно, может положительно сказаться на процессах принятия решений, которые, вероятно, будут ускорены. С другой стороны, формирование европейских элит еще на студенческой скамье может привести к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населения, что, в свою очередь, будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего развития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, то усиление этих процессов может оказаться критическим.

Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских, африканских стран. Изменение этнического состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей – серьезная проблема, и она требует разработки соответствующих социально-экономических программ.

Впрочем, многое зависит от самих  университетов. Если будут разработаны различные программы, в соответствии с которыми университеты станут не только важнейшими единицами интеграции высшего образования, но и частью гражданского общества, что подразумевает просветительскую, экспертную, консультативную деятельность, то есть «открытость» обществу, то этот социально-культурный разрыв может быть уменьшен.

Однако расслоения в результате интеграции образовательного пространства Европы следует ожидать не только по таким показателям, как получившие или не получившие высшего образования; высококвалифицированные кадры преимущественно европейского происхождения или иммигранты в основном из стран Азии и Африки, но и среди самих европейских университетов. Болонский процесс повлечет за собой перестройку университетского сообщества, в котором будут выделены, по крайней мере, три страты. Первая – наиболее успешные и престижные университеты (по отдельным направлениям или в целом), полностью включенные в Болонский процесс. Учитывая, что образовательные услуги становятся все более значимой статьей дохода, они будут формировать своего рода «консорциумы», стараясь монополизировать образовательную сферу в той или иной области (экономики, инженерных специальностей и т.д.). Вторая – университеты, которые отчасти будут принадлежать к «первому кругу», но стремящиеся войти в него полностью. Наконец, третья страта – университеты «аутсайдеры», работающие «на грани выживания». Границы между этими стратами, очевидно, будут подвижными, и кроме кооперативных связей и отношений между ними развернется конкурентная борьба. Разумеется, конкуренция и сегодня существует между университетами, однако в условиях корпоративных отношений, она будет иметь более жесткий характер.

Процесс расслоения затронет как европейские регионы, так  и отдельные города. С одной стороны, можно ожидать интенсивное развитие городов, в которых находятся крупнейшие университетские центры, с другой – специализацию этих университетов в зависимости от профиля города или региона, поскольку это дает целый ряд преимуществ (приглашение высоко профессиональных специалистов в университет, прохождение студентами практики в соответствующих организациях и т.д.). Например, если взять сферу международных политических и экономических отношений, то проблемы многосторонней дипломатии, международных организаций и многосторонних переговоров оказываются профильными, например, для женевских университетов; вопросы европейской интеграции – университетов Брюсселя, а международных финансов – для Лондона. В результате можно ожидать усиление регионализации и даже своеобразную «мегаполизацию» Европы, что означает существенное изменение социально-политического и экономического облика континента.

 

Глава 2

Основные проблемы вхождения России в Болонский процесс

 

§ 1. Приоритетные направления развития российской системы образования в связи с вхождением в Болонский процесс

Проблема совершенствования  высшего образования в нашей стране является весьма актуальной. Реализация концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 г. на период до 2010 г., идет трудно. Только треть мероприятий этой концепции, запланированных на 2004 г., воплощена в жизнь. Вхождение России в Болонский процесс даст новый импульс претворению этой концепции в жизнь. В связи с этим Правительство РФ на своем заседании 9 декабря 2004 г. рассматривало вопрос о приоритетных направлениях развития систем образования России. С докладом выступил министр образования и науки А. Фурсенко. В итоге обсуждения в основном были одобрены следующие приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

  • повышение качества и доступности образования;
  • развитие системы непрерывного профессионального образования;
  • формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах, осуществление мониторинга рынка труда;
  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, усиление влияния институтов гражданского общества на управление в области образования;
  • переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.

Для претворения в  жизнь этих направлений Правительство РФ предложило систему дополнений и изменений в законодательство об общем и высшем профессиональном образовании.

Знакомясь с этими  изменениями, многие российские ученые сомневаются в том, что отмеченные благие устремления удастся реализовать. Особенно это касается качества высшего образования, поскольку предполагается переход к двухуровневому высшему образованию по системе бакалавр – магистр и бакалавр – специалист. «Стремление высших чиновников сферы образования быстро и «под копирку» внедрить западную систему образования чревато негативными последствиями».9

Анализ предлагаемых подходов к модернизации высшего  образования выявил ряд ошибок методологического  и организационного характера.10

1. Реформаторы рассматривают образовательную услугу в основном как рыночную услугу. Исходя из этого, строятся система заказа на нее, управление процессом ее оказания, связи с рынком и т.д.

На самом деле образовательная услуга является «квазиобщественным благом», т.е. благом в основе своей общественным, которым могут воспользоваться на конкурентной основе граждане страны. Более того, удовлетворение потребности в образовательной услуге – основа развития интеллектуального потенциала страны. Значит, финансирование этой услуги должно осуществляться преимущественно за счет бюджетных средств. В настоящее время доходы региональных вузов на 50-60% состоят из внебюджетных доходов, полученных от обучения студентов на контрактной основе, коммерческой деятельности, а также от использования своего научного потенциала (внедрения НИР, выполнения исследований по грантам).

2. Вуз рассматривается в основном как равноправный субъект рынка, а потому, безусловно, должен учитывать потребности рынка и с точки зрения качества подготовки специалистов, и с позиций количества выпускников. Однако самостоятельно (даже в союзе с работодателями) вуз не справится с такой задачей. Даже если союз с работодателями будет хорошо работать, вуз может решать только текущие задачи. Стратегию развития общества и экономики, отраслевую структуру, приоритеты в научно-техническом развитии должно определять государство, а не рынок.

3. Следующую ошибку можно назвать организационно-методологической. Правительство РФ предлагает проводить модернизацию образования по наполеоновскому принципу «Главное ввязаться в бой, а там видно будет». По этому же принципу проводилась экономическая реформа с начала 1992 г. Из-за спешки, организационно-правовой неподготовленности, теоретической зацикленности она имела хорошо известные негативные последствия. Между тем один из авторов использованных в ходе экономической реформы принципов лауреат Нобелевской премии Д. Стиглиц все же признал их непригодность для России.

4. Нельзя слепо и одномоментно переносить на всю страну западную систему двухуровневого обучения по следующим причинам:11

  1. эта система на Западе отрабатывалась несколько десятилетий, гармонично учитывая потребности общества и экономики;
  2. высокая интенсивность обучения студентов в западных вузах обеспечена за счет хорошей технической, материальной оснащенности, полного обеспечения учебной, методической литературой, современными технологиями обучения, высокой оплатой труда преподавателей и т.д. Поэтому им удается за 4-годичный цикл обучения бакалавра готовить выпускника с приемлемыми для рынка качествами;
  3. необходима постепенность перехода на новую систему не только из-за слабой технической, материальной, методической базы, но и для обеспечения социально-психологической адаптации к этой системе как преподавателей, так и работодателей;
  4. не отрицая необходимость вхождения в Болонский процесс, целесообразно сначала сориентировать на внедрение и апробацию новой системы те вузы, которые готовы и заинтересованы в «конвертируемости» дипломов своих выпускников.

§ 2. Болонский процесс в отечественном образовании

Вхождение России в Болонский  процесс может положительно сказаться на развитии российского образования: появятся новые возможности на международной арене; расширится обмен студентами, обмен опытом; будет обеспечена «конвертируемость» дипломов; усилится приток иностранных студентов, появится возможность трудоустройства наших выпускников за границей; будет происходить совместное совершенствование высшего образования; будет обеспечена более высокая открытость в сфере науки.

Однако, эти положительные моменты смогут использовать в основном столичные вузы и несколько других.

Чтобы переход на двухуровневую  систему подготовки сделать эффективным, необходимо реализовать следующие меры.

  1. Изменить программу подготовки в старших классах общеобразовательной школы, усилив подготовку по предметам, которые изучаются на первом и частично на втором курсах в вузах, исключив тем самым дублирование содержания дисциплин.
  2. Высвободившиеся в учебных планах часы использовать для углубления профильной подготовки по различным специализациям в рамках определенных направлений.
  3. Пересмотреть стандарты подготовки бакалавров в сторону усиления специальных дисциплин и дисциплин специализаций (предварительно в стандартах предусмотреть выбор специализаций в рамках направлений), увеличить количество практик и, соответственно, объем часов на их проведение. Впрочем, это приведет к ухудшению сути университетского образования – его фундаментальной подготовки.
  4. В рамках учебного плана и в графике учебного процесса предусмотреть больше времени для выполнения выпускной квалификационной работы, чтобы у выпускников была возможность показать умение в использовании на практике полученных теоретических знаний в выбранной ими отрасли знаний.

Для внедрения всех вышеперечисленных  требований необходимы значительные финансовые вложения преимущественно из федерального и региональных бюджетов на: 1) разработку новых учебных программ для общеобразовательных школ; 2) издание новой специальной учебной и учебно-методической литературы; 3) дополнительную подготовку и переподготовку учителей школ и преподавателей вузов; 4) разработку новых стандартов и учебных планов для высшего профессионального образования и другие расходы.12

Всех вышеперечисленных  расходов можно избежать или сделать  их минимальными, если сохранить подготовку специалистов в вузе по пятилетней программе и модернизировать ее в соответствии с новыми условиями хозяйствования.

Информация о работе Международное сотрудничество в области высшего образования