Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:01, реферат

Краткое описание

На современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Содержание

Введение
1. Предпосылки к интеграции в СНГ
1.1 Интеграция и ее виды
1.2 Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Интеграция на постсоветском пространстве
2.2 Социокультурная интеграция на постсоветском пространстве
3. Итоги интеграционных процессов на постсоветском пространстве
3.1 Итоги интеграционных процессов
3.2 Европейский опыт
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта.docx

— 127.63 Кб (Скачать файл)

     Драматизм сегодняшней ситуации состоит в  том, что СНГ оказалось во многом искусственной формой государственного устройства без своей концепции, четких функций, с непродуманным  механизмом взаимодействия стран-участниц. Почти все подписанные за 9 лет  существования СНГ договоры и  соглашения носят декларативный, а  в лучшем случае рекомендательный характер.

     Сложилось трудноразрешимое противоречие между  суверенностью республик и острой потребностью в тесных экономических  и гуманитарных связях между ними, противоречие между необходимостью той или иной степени реинтеграции и отсутствием необходимых механизмов, способных обеспечить увязку интересов  стран.

     Политика  в отношении СНГ отдельных  государств, в первую очередь России, принятые документы, в частности, инициированный ею план развития интеграции, свидетельствуют  о попытках интеграции в пределах СНГ все аспекты государственной  деятельности образованием в будущем  единого государства на примере  того, что происходит в Европейском  Союзе.

     В зависимости как строят государства  бывшего СССР свои отношения с  Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К  государствам, которые в краткосрочном  и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего российской, относятся Армения, Белоруссия и Таджикистан. Вторую группу образуют Казахстан, Киргизстан, Молдова и Украина, которые также существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большой сбалансированностью внешнеэкономических связей. В третью группу государств чья экономическая зависимость от связей с Россией заметно слабее и продолжает снижаться, входят Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан, последний представляет особый случай, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории.58

     Реально, как видно, в настоящее время  СНГ превратилось в ряд субрегиональных  политических альянсов и экономических  группировок. Формирование ориентированных  на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также Центрально-азиатской (Узбекистан, Казахстан, Киргизия), Восточноевропейской (Украина, Молдавия) без участия России - это в большей мере вынужденные  действия власти, чем закономерные следствия

     Эффективная интеграция в СНГ может и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий  хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной  концепции выхода из общего экономического кризиса.

     Подлинная реинтеграция возможна лишь на основе добровольной, по мере созревания объективных  условий. Экономические, социальные и  политические цели, которые сегодня  преследуют государства СНГ, нередко  разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных  групп.

     В основу реинтеграции бывших республик  СССР в условиях рынка и утверждения  нового экономического императива должны быть положены следующие принципы:

  • обеспечение духовного и нравственного единства народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства;
  • обеспечение единства гражданского правового, информационного и культурного пространства;
  • добровольность участия в интеграционных процессах и полное равноправие стран-участниц СНГ;
  • опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;
  • взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание совместных финансово-промышленных групп, транснациональных экономических объединений, единой внутренней платежно-расчетной системы;
  • объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;
  • беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;
  • выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;
  • гибкость формирования наднациональных структур, исключающих давление на страны СНГ или доминирующую роль одной из них;
  • объективная обусловленность, согласованная направленность, правовая совместимость проводимых в каждой стране реформ;
  • поэтапность, разноярусность и разноскоростной характер реинтеграции, недопустимость ее искусственного формирования;
  • абсолютная неприемлемость идеологизации интеграционных проектов.59

     Политические  реалии на постсоветском пространстве настолько пестры, разнолики и  контрастны, что трудно, да и невозможно предложить какую-то устраивающую всех концепцию, модель или схему реинтеграции.

     Внешняя политика России в ближнем зарубежье  должна быть переориентирована со стремления усилить унаследованную от СССР зависимость  всех республик от центра на реалистическую и прагматическую политику сотрудничества, укрепления суверенитета новых государств.

     У каждого нового независимого государства  своя модель политической системы и  интеграции, свой уровень понимания  демократии и экономических свобод, свой собственный путь к рынку  и вхождения в мировое сообщество. Требуется найти механизм межгосударственного  взаимодействия прежде всего в экономической  политике. В противном случае разрыв между суверенными странами будет  увеличиваться, что чревато непредсказуемыми геополитическими последствиями.

     Очевидно, что ближайшая задача - это восстановление жизненно необходимых разрушенных  межгосударственных связей в сфере  экономики для выхода из кризиса  и экономической стабилизации, т.к. эти связи являются одним из самых  важных факторов роста эффективности  и благосостояния народа. Далее могут  последовать различные сценарии и варианты экономической и политической интеграции. Готовых рецептов нет. Но сегодня видны некоторые пути будущего обустройства Содружества:

  1. экономическое развитие при взаимодействии с другими странами СНГ преимущественно на двусторонней основе. Наиболее четко такого подхода придерживается Туркменистан, который не подписал Договор об экономическом союзе, но в то же время активно развивает двусторонние отношения. К примеру, заключено и успешно осуществляется стратегическое Соглашение РФ о принципах торгово-экономического сотрудничества до 2000 года. К этому варианту более склоняются Украина и Азербайджан;
  2. создание региональных интеграционных блоков в рамках СНГ. Это прежде всего касается трех (национал) центрально-азиатских государств - Узбекистана, Казахстана и Киргизии, принявших и реализующих ряд важных субинтеграционных соглашений;
  3. глубокая интеграция принципиально нового типа на рыночной основе с учетом баланса интересов больших и малых государств. Это - ядро СНГ в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

     Какой из этих вариантов окажется более  реализуемым, зависит от того, насколько  возобладают соображения экономической  целесообразности. Оптимальное сочетание  этих направлений в различных  конфигурациях экономической интеграции при укреплении политической независимости  и сохранении этической уникальности новых суверенных государств - единственно  разумная и цивилизованная формула  дальнейшего постсоветского пространства.60

     Несмотря  на расхождение в национальных законодательных  системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности  для их решения и углубления. Разноскоростное  развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для  их тесного взаимодействия, поскольку  поле интеграционных процессов и  выбор инструментов очень широки.

     Жизнь показала бессмысленность объединений  без учета региональной, национальной, экономической и социальной специфики  каждого участника Содружества. Поэтому все более предметно  обсуждается предложение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ  в своеобразный орган Совета глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом  политических вопросов Содружества. Экономические  же проблемы возложить на МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его  инструментом Совета глав правительств и наделив его большими, чем  сейчас полномочиями.

     Обостренная социально-экономическая ситуация во всех странах Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как  это ни парадоксально, имеют свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более эффективных форм сотрудничества.

     В последнее время ряд государств-участников СНГ и Европейский Союз расширили  взаимодействие путем развития и  повышения уровня политического  диалога, экономических, культурных и  других связей. Важную роль в этом сыграли  двусторонние соглашения о партнерстве  и сотрудничестве между Россией, Украиной , другими странами Содружества  и Европейским Союзом, а также  деятельность совместных межправительственных и межпарламентских институтов. Новый  положительный шаг в этом направлении - решение ЕС от 27 апреля 1998 года о  признании рыночного статуса  российских предприятий, экспортирующих продукцию в страны ЕС, исключение России из списка стран с так называемой государственной торговлей и  внесение соответствующих изменений  в антидемпинговый регламент  ЕС. На очереди аналогичные меры в отношении других стран Содружества.61 

    3.2 Европейский опыт 

     С самого начала интеграция на постсоветском  пространстве проходила с оглядкой на Европейский Союз. Именно на основе опыта ЕС была сформулирована поэтапная  стратегия интеграции, закрепленная в Договоре об экономическом союзе 1993 г. Вплоть до последнего времени  в СНГ создаются аналоги структур и механизмов, хорошо зарекомендовавших  себя в Европе. Так, Договор о создании союзного государства 1999 г. во многом повторяет  положения договоров о Европейском  Сообществе и Европейском Союзе. Однако зачастую попытки использовать опыт ЕС для интегрирования постсоветского пространства ограничиваются механическим копированием западных технологий.

     Интеграция  национальных экономик развивается  лишь при достижении довольно высокого уровня развития хозяйства (интеграционной зрелости). До этого момента любая  деятельность правительств по межгосударственной интеграции обречена на неудачу, поскольку  не нужна экономическим операторам. Итак, попытаемся выяснить, достигли ли экономики стран СНГ интеграционной зрелости.

     Простейшим  показателем степени интеграции национальных экономик региона является интенсивность внутрирегиональной торговли. В ЕС ее доля составляет 60% от общей внешней торговли, в НАФТА  — около 50%, в СНГ, АСЕАН и МЕРКОСУР — около 20%, а в ряде «квазиинтеграционных»  объединений слаборазвитых стран  не достигает и 5%. Очевидно, что степень  интеграции национальных экономик обусловливается  структурой ВВП и товарооборота. Страны, экспортирующие сельскохозяйственную продукцию, сырье и энергоресурсы, на мировом рынке объективно являются конкурентами, а их товарные потоки ориентированы на развитые индустриальные страны. Напротив, подавляющую долю взаимной торговли индустриальных стран  составляют машины, механизмы и другие готовые продукты (в ЕС в 1995 г. — 74,7%). Более того, товарные потоки между  слаборазвитыми странами не влекут за собой интеграции национальных экономик, — обмен кокосов на бананы, а  нефти на ширпотреб не является интеграцией, поскольку не порождает структурной  взаимозависимости.62

     Внутрирегиональный  товарооборот стран СНГ невелик  по объему. Более того, в течение 90-х гг. его объем неуклонно  уменьшался (с 18,3% ВВП в 1990 г. до 2,4% в 1999 г.), а его товарная структура  ухудшалась. Национальные воспроизводственные  процессы становятся все менее взаимосвязанными, а сами национальные экономики —  все более обособленными друг от друга. Из взаимного товарооборота  вымываются готовые изделия, и возрастает доля топлива, металлов и других сырьевых товаров. Так, с 1990 по 1997 гг. доля машин  и транспортных средств упала  с 32% до 18% (в ЕС — 43,8%), а изделий  легкой промышленности — с 15% до 3,7%. Утяжеление структуры товарооборота  уменьшает взаимодополняемость  экономик стран СНГ, ослабляет их интерес друг к другу и зачастую делает их соперниками на внешних  рынках.

     В основе примитивизации внешней торговли стран СНГ лежат глубинные  структурные проблемы, выражающееся, в частности, в недостаточном  уровне технико-экономического развития. По удельному весу обрабатывающей промышленности отраслевая структура большинства  стран СНГ уступает странам не только в Западной Европе, но и в  Латинской Америке и восточной  Азии, а в ряде случаев сопоставима  со странами Африки. Причем за последние  десятилетие отраслевая структура  экономики большинства стран  СНГ деградировала.

Информация о работе Интеграционные процессы на постсоветском пространстве возможности применения европейского опыта