Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:01, реферат
На современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Введение
1. Предпосылки к интеграции в СНГ
1.1 Интеграция и ее виды
1.2 Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве
2. Интеграционные процессы в СНГ
2.1 Интеграция на постсоветском пространстве
2.2 Социокультурная интеграция на постсоветском пространстве
3. Итоги интеграционных процессов на постсоветском пространстве
3.1 Итоги интеграционных процессов
3.2 Европейский опыт
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
Первоначальные цели макроэкономической стабилизации были достигнуты в разных странах СНГ примерно к 1996-1998 гг., в России - раньше, к концу 1995 г. Это положительно сказалось на взаимной торговле: объем внешнеторгового оборота РФ - СНГ в 1997 г. превысил 30 млрд. долл. (рост по сравнению с 1994 г. на 25,7%). Но период оживления производства и взаимной торговли был недолгим.42
Финансовый кризис, который начался в России, распространился на весь постсоветский регион. Дефолт и резкая девальвация российского рубля в августе 1998 г., последовавшее за этим нарушение торговых и валютно-финансовых отношений в СНГ привели к новому углублению дезинтеграционных процессов. После августа 1998 г. экономические связи всех без исключения стран СНГ с Россией заметно ослабли. Дефолт продемонстрировал, что экономики новых независимых государств ко второй половине 90-х годов еще не стали по-настоящему независимыми, они оставались тесно привязанными к наиболее крупной российской экономике, которая в период глубокого кризиса «потянула» за собой всех остальных членов Содружества.43 Экономическая ситуация в 1999 г. была чрезвычайно тяжелой, сравнимой только с периодом 1992-1993 годов. Перед странами Содружества опять встали задачи макроэкономической стабилизации и укрепления финансовой стабильности. Решать их приходилось в срочном порядке, опираясь преимущественно на собственные ресурсы и внешние заимствования.
После
дефолта произошло новое
Повсеместно
проведенная в 1999 г. девальвация
национальных валют в сочетании
с мерами государственной поддержки
отечественных
На рубеже 2003/2004 гг. страны СНГ ощутили острую необходимость смены парадигмы реформирования. Встала задача перехода от краткосрочных программ макроэкономической стабилизации и от ориентации на импортозамещение к новой промышленной политике, к более глубоким структурным реформам. Политика модернизации на основе инноваций, достижение на этой основе устойчивого экономического роста должна сменить существующую политику экстенсивного роста.
Ход
экономических преобразований, их динамика
четко показали, что влияние советского
«экономического наследства» в
целом, а в особенности устаревшей
производственно-
По
мере укрепления политической и экономической
самостоятельности новых
Вторая
волна дезинтеграции, порожденная
финансовым кризисом в Содружестве,
стимулировала
В
конце 1990-х годов пространство СНГ
по отношению к России перестает
быть постсоветским регионом, т.е. регионом,
где Россия, хотя и ослабленная
реформами, доминировала, а этот факт
признавался мировым
Примерно
с середины 2001 г. начался сдвиг
в сторону преобразования региона
СНГ из постсоветского пространства
в пространство международной конкуренции.
Эту тенденцию закрепили в
период 2002-2004 гг. такие внешнеполитические
успехи Запада как размещение американских
военных баз на территории ряда стран
Центральной Азии и расширение Евросоюза
и НАТО до границ СНГ. Это - рубежные
вехи для постсоветского периода, означающие
конец эпохи доминирования
Переход
от стадии политической суверенизации
стран СНГ к стадии укрепления
экономического суверенитета и национальной
безопасности новых независимых
государств порождает дезинтеграционные
тенденции уже на новом этапе
развития. Они ведут к
Итак,
в результате осуществленных и продолжающихся
реформ регион СНГ превратился из
«ближнего зарубежья» России, каким
он был в самом начале 90-х годов,
а также из недавнего «постсоветского
пространства» в арену
Взаимные отношения России со странами СНГ по мере завершения постсоветского переходного периода начинают перестраиваться. Наметился отход от модели «центр – периферия», что выражается в отказе России от финансовых преференций партнерам. В свою очередь партнеры РФ также выстраивают свои внешние связи в новой системе координат, с учетом вектора глобализации. Поэтому российский вектор во внешних связях всех бывших республик сокращается.
В результате действия дезинтеграционных тенденций, вызванных как объективными причинами, так и субъективными просчетами в российской политике «разноскоростной» интеграции, пространство СНГ предстает сегодня как сложно структурированный регион, с неустойчивой внутренней организацией, сильно подверженный внешним влияниям, (см. Таблицу № 2.).
При
этом доминирующей тенденцией в развитии
постсоветского региона продолжает
оставаться «размежевание» новых независимых
государств и фрагментация некогда
общего экономического пространства.
Основной «водораздел» в СНГ сейчас
проходит по линии тяготения государств
Содружества, либо к «пророссийским»
группировкам, ЕврАзЭС/ОДКБ, либо –
к группировке ГУАМ, члены которой
стремятся в ЕС и в НАТО (Молдова
– с оговорками). Разновекторность
внешней политики стран СНГ и
возросшая геополитическая
Нельзя исключать новых подвижек в составе участников ЕврАзЭС (Армения могла бы присоединиться к союзу в качестве полноправного члена), а также и в ГУАМ (откуда может выйти Молдова). Вполне вероятным и совершенно логичным представляется выход Украины из четырехстороннего соглашения о формировании ЕЭП, поскольку оно фактически преобразуется в новый Таможенный союз «трех» (Россия, Белоруссия и Казахстан).47
Не
вполне ясна пока и судьба Союзного
государства России с Белоруссией
(СГРБ) как самостоятельной
Как представляется, основой региональной интеграции (как политической, так и экономической) на постсоветском пространстве в ближайшее время останется ЕврАзЭС. Основной проблемой этого объединения эксперты называли обострение в нем внутренних противоречий из-за вступления в его состав Узбекистана (с 2005 г.), а также из-за ухудшения российско-белорусских отношений. Перспективы формирования таможенного союза в рамках всего ЕвразЭС отодвинуты на неопределенный срок. Более реально просматривается вариант создания интегрированного «ядра» в рамках ЕврАзЭС – в виде Таможенного союза из числа трех наиболее готовых к этому стран – России, Белоруссии и Казахстана. Однако приостановка Узбекистаном членства в организации может изменить ситуацию.49
Реальной
выглядит перспектива воссоздания
в очередной раз Центрально-
Сфера
влияния России в регионе, по сравнению
с периодом основания Содружества
Независимых Государств резко сузилась,
что чрезвычайно усложнило
• 1-я группа - это страны СНГ, тяготеющие к общей с Россией евразийской системе безопасности и сотрудничества (блок ОДКБ/ЕврАзЭС);
• 2-я группа - страны-члены СНГ, тяготеющие к евроатлантической системе безопасности (НАТО) и европейского сотрудничества (ЕС), уже включившиеся активно во взаимодействие с НАТО и ЕС в рамках специальных совместных программ и планов действий (государства-участники объединений ГУАМ/СДВ).
Фрагментация пространства Содружества может привести к окончательному отказу от структуры СНГ как таковой и к ее замене структурами региональных союзов, имеющих международно-правовой статус.
Уже на переломе 2004/2005 гг. обострилась проблема, что далее делать с СНГ как с международной организацией: распустить или обновить? Целый ряд стран в начале 2005 г. поставили вопрос о роспуске организации, считая СНГ «механизмом цивилизованного развода», выполнившим на данный момент свои функции. После двух лет работы над проектом реформирования СНГ, «группа мудрецов» предложила некий набор решений, но не закрыла вопрос о будущем организации СНГ-12 и о направлениях сотрудничества в данном многостороннем формате. Подготовленная Концепция реформирования Содружества была представлена на саммите СНГ, в Душанбе (4-5 октября 2007 г.). Но ее не поддержали пять из 12 стран.