Целевая программа как форма реализации государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта: определение путей развития государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике через реализацию целевых программ. определение путей решения проблем реализации цел прог в сфере государственного управления здравоохранением в Чувашской Республике. В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи: 1) Составить представление о сущности государственного управления сферой здравоохранения России и Чувашии и использовании в этом управлении целевых программ. Так же проанализировать законы и нормативную документацию, выступающую правовой основой государственного управления сферой здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………..
1.1. Сущность и приоритеты государственного управления сферой здравоохранения в Российской Федерации………………………...
1.2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих государственное управление сферой здравоохранения…………...
1.3. Программно-целевое управление сферой здравоохранения в Российской Федерации ……………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………..
2.1. Современное состояние государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике………………………...
2.2. Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» и результаты ее реализации……………………………
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ»………………………………………………………... 45
3.1. Основные проблемы реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»
3.2. Рекомендации для преодоления проблем реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом проект Ивановой Т.О от 03.03.2013.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

– управление в сфере здравоохранения,

– медицинское страхование,

– медицинские учреждения,

– частная медицинская практика;

– медицинская экспертиза и др.

Согласно ст.3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей.

Таким образом, законодательство РФ в  сфере здравоохранения представляет собой двухуровневую систему  и состоит из федерального законодательства, законодательства субъектов РФ. В федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов РФ – там, где действует принцип разделения властей, можно дополнительно выделить два подуровня: законы и нормативные правовые акты органов исполнительной власти. При этом именно закон является главным юридическим источником, обеспечивающим стабильное функционирование системы здравоохранения. Он регулирует основные элементы механизма социального управления: его систему, цели, принципы (общие и социальные) и весь управленческий процесс, подчиненный достижению целей и задач, возникающих и решаемых в ходе воздействия управления на общественные процессы. В отличие от системы законодательства, включающей в себя акты исключительно законодательной природы, система нормативно-правовых актов, охватывает собой все источники, посвященные урегулированию здравоохранительных отношений. Это связано с тем, что отношения в данной сфере затрагивают предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения самых различных публичных образований соответственно Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

В соответствии с вышеизложенным, иерархически выстроенную систему  источников об охране здоровья населения  можно представить следующим образом:

1) Конституция РФ13 (в частности, включает в обязанность государства охрану труда и здоровья людей (ст.7, ч.1); устанавливает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 п.2); закрепляет разграничение предметов ведения в сфере здравоохранения между РФ и ее субъектами, а также бюджет субъекта РФ в части средств, предназначенных на нужды здравоохранения (ст.41, п.1) и пр.

2) Нормы международного права14;

3) Специальное законодательство об охране здоровья граждан:

  • Федеральное законодательство об охране здоровья граждан;
  • Региональное законодательство об охране здоровья граждан;
  • Нормативно-правовые акты об охране здоровья граждан, принятые представительными органами муниципального образования

4) Общее законодательство об охране здоровья граждан (иные федеральные законы (гл. 15; ст. 120, 122, 124, 123 гл. 25 ст. 235–238; гл. 26 ст. 246–248, 250, 251 Уголовного кодекса РФ и др.); Гражданский кодекс РФ (ст. 779–783, 1064–1083, 1099–1101 и 150–152 ГК, и др.); Трудовой кодекс РФ (ст. 323); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (гл. 6); ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты представительных органов муниципального образования, содержащие нормы об охране здоровья граждан);

5) Подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья граждан:

а) акты органов общей компетенции:

  • Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 ноября 1997 г.);
  • Постановления Правительства РФ (от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»; от 15 мая 2007 г. № 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год»; от 6 июля 2006 г. № 415 «Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств», и др.);
  • подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, а также высшим должностным лицом субъекта РФ 

6) Иные источники, содержащие нормы об охране здоровья граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, локальные нормативные акты органов управления здравоохранением и медицинских учреждений).

Помимо федеральных законов  и норм, существуют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Рассмотрим нормативные акты в сфере здравоохранения Чувашской Республики:

1. Закон Чувашской Республики  от 24 ноября 2004 г. №53 «Об охране  здоровья граждан в Чувашской Республике» (в редакции законов ЧР от 02 июня 2006 г. №21, от 14 июля 2006 г. №36).

2. Закон Чувашской Республики от  24 ноября 2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике».

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 29.06.2007 г. № 459 «О государственных стандартах качества предоставления бюджетных услуг».

4. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики  
от 31 марта 2009 г. N 100 "О республиканской целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы".

5. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2008 №279 о республиканской целевой программе «Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2011–2020 годы».

6. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 №108 о республиканской целевой программе «Дети Чувашии на 2010–2020 годы».

7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.05.2010 №127 о республиканской целевой программе «Формирование здорового образа жизни у населения Чувашской Республики (2010–2012 годы)»15.

Таким образом, государственное управление сферой здравоохранения определяется разработанной системой нормативно-правовых актов. Одним из эффективных методов государственного управления здравоохранением является программно-целевое управление. Рассмотрим подробнее программный метод управления сферой здравоохранения.

1.3 Программно-целевое управление сферой здравоохранения в Российской Федерации.

В системе управления важнейшее значение имеют его цель16 и задачи. Определение целей – первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям).  Поэтому в отрасли здравоохранения все шире применяется программно-целевое управление, ориентированное на достижение конкретных целей.

Отметим особенности содержания понятия  «целевая программа» в здравоохранении. Характеристика «целевая» подчеркивает направленность программы на достижение заранее установленной, четко обозначенной цели, имеющей социально-экономическую, валео-демографическую или эпидемиологическую природу. Таким образом, «сущность целевой программы» в здравоохранении представляет собой: «комплекс мероприятий научно-исследовательского, экспериментального, производственно-технологического, организационного, социально-экономического, социально-гигиенического, санитарно-экологического, медико-демографического, медико-экономического характера, позволяющих эффективно решать социально значимые проблемы в области охраны и восстановления здоровья населения в целом или отдельных категорий граждан». Программные мероприятия должны быть целенаправленными, взаимосвязанными, ориентированными во времени и

пространстве, обеспечены ресурсами  и согласованы по исполнителям и  срокам осуществления17.

Важнейшим принципом совершенствования  системы здравоохранения в современных  условиях является также программно-целевое управление актуальными проблемами охраны здоровья населения.

При этом в основу организационной структуры  закладывается какая-либо цель (либо сумма целей) или комплексная  программа, и им подчиняются соответствующие  элементы и их взаимосвязи. Это способствует интеграции финансовых, интеллектуальных, природных, производственных, информационных ресурсов.

Программно-целевое  управление в России реализуется  через федеральные целевые программы, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих, в частности, эффективное решение задач в области охраны здоровья населения.

Сложность и одна из основных трудностей использования программно-целевых методов в организации профилактики и лечении основных неинфекционных заболеваний состоит в том, что реальные результаты, достоверно фиксирующие снижение уровня заболеваемости, а тем более смертности, достигаются не сразу, а спустя существенный отрезок времени.

Целевые программы в сфере здравоохранения широко стали применяться и реализовываться в России с 90-х годов ХХ века – до начала ХХI века.

Признан положительный опыт18 реализации ряда федеральных целевых Программ: «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения населения лекарственными средствами» (1992 - 1997 гг.); «Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения» (1994 - 1996 гг.); «Охрана территорий Российской Федерации от завоза распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей животных и растений, а также токсичных веществ» (1994 - 1996 гг.).

Отдельно  можно вспомнить о двух программах.

Целевая федеральная программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» (1998-2000 гг.) была обусловлена значительным повышением уровня заболевания  в конце 90-х гг. В1999 г. 820,1 млн. руб. или 66,7% от планового объема финансирования федеральных целевых программ направили именно на реализацию данной программы.

Следующая федеральная целевая программа «Безопасное материнство» на 1995-1997 гг. (продлена на 1998-2000гг. и 2001-2002гг.) была разработана на основе Концепции безопасного материнства, предложенной Всемирной Организацией Здравоохранения. Программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 №1173.

За период реализации федеральной  целевой программы "Безопасное материнство" (1995-2001 годы)  были разработаны и приняты законодательные акты по социальной поддержке материнства. С учетом реализации аналогичных региональных программ в субъектах Российской Федерации созданы 70 перинатальных центров, в том числе в Чувашской Республике.

На оснащение учреждений родовспоможения  и детства регионов современной  лечебно-диагностической аппаратурой  было направлено 139 млн. 726 тыс. рублей (более 90%); 7 млн. 452 тыс. рублей (около 5%) было направлено на организационное обеспечение повышения информированности специалистов и населения по вопросам здорового образа жизни;  2 млн. 800 тыс. рублей на разработку отечественных контрацептивов: гормонального - нитрогеста и местного контрацептива с противовирусным действием – спемикола (завершена разработка и получены опытные образцы препаратов). До 1998 года проводилась централизованная закупка гормональных контрацептивных средств для групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные, инвалиды и др.). В результате этих мер отмечается постоянное снижение числа абортов. Так, у девочек до 14 лет за последние 5 лет число абортов снизилось на 40% (1996 год - 2 112, 2000 год - 1 269), в возрастной группе 15-19 лет - на 23% (1996 год - 251,2 тыс., 2000 год - 193,6 тыс.).

За годы реализации Программы организовано 472 центра планирования семьи и репродукции; более 20 молодежных центров и центров репродуктивного здоровья подростков.

Необходимо коротко обозначить программы (может быть, самые важные в сфере здравоохранения), принятые с начала ХХI века до 2012 г.

Одной из последних реализованных программ в сфере здравоохранения является федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы.

В результате, в  2007 г. осуществили  строительство и реконструкцию 4 объектов учреждений родовспоможения и детства, 16 объектов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и реабилитационных центров для детей-инвалидов, 22 объектов учреждений образования для детей-сирот.

В 2008 – 2010 гг. – дополнительное внимание было уделено техническому оснащению  специализированных учреждений.

Таблица 1.Финансирование ФЦП «Дети России»

ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕКСТОМ ФЦП (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ)


Наименование

2007

2008

2009

2010

Весь период

Предусмотрено из федерального бюджета по направлению  капитальные вложения

2215,26

2435,00

1556,77

1555,26

7762,29

Предусмотрено из федерального бюджета по направлению НИОКР

9,40

10,00

6,30

4,25

29,95

Предусмотрено из федерального бюджета по направлению "прочие нужды"

749,90

566,81

827,83

457,96

2602,50

Всего предусмотрено  текстом программы из федерального бюджета

2974,56

3011,81

2390,90

2017,47

10394,74

ФАКТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФЦП ПО ДАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (ДАННЫЕ 2012 ГОДА ПО СОСТОЯНИЮ  НА 1.10.2012)

Информация о работе Целевая программа как форма реализации государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике