Целевая программа как форма реализации государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта: определение путей развития государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике через реализацию целевых программ. определение путей решения проблем реализации цел прог в сфере государственного управления здравоохранением в Чувашской Республике. В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи: 1) Составить представление о сущности государственного управления сферой здравоохранения России и Чувашии и использовании в этом управлении целевых программ. Так же проанализировать законы и нормативную документацию, выступающую правовой основой государственного управления сферой здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………..
1.1. Сущность и приоритеты государственного управления сферой здравоохранения в Российской Федерации………………………...
1.2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих государственное управление сферой здравоохранения…………...
1.3. Программно-целевое управление сферой здравоохранения в Российской Федерации ……………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………..
2.1. Современное состояние государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике………………………...
2.2. Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» и результаты ее реализации……………………………
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ»………………………………………………………... 45
3.1. Основные проблемы реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»
3.2. Рекомендации для преодоления проблем реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом проект Ивановой Т.О от 03.03.2013.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

ПРИ Президенте Российской Федерации»

 

Чебоксарский  филиал РАНХиГС

 

Факультет «Управление и экономика»

Специальность «Государственное и муниципальное  управление»

Специализация «Региональное управление»

Выпускающая кафедра  «Кафедра социальных технологий»

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

 

«Целевая программа как форма  реализации государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике»

 

 

Автор работы:

студент 3курса

заочной формы  обучения

Иванова Татьяна  Олеговна

Подпись _______________

 

Руководитель работы:

канд. культурологии, доцент

Дроздова  С.Ю.

Подпись _______________

 

Заведующий выпускающей кафедрой:

канд.соц.наук, профессор

Семедова-Полупан  Н.Г.

Подпись _______________

 

 

 

 

ЧЕБОКСАРЫ 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И  ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………..

 

 

 

7

1.1.

Сущность и  приоритеты государственного управления сферой здравоохранения в Российской Федерации………………………...

 

7

1.2.

Система нормативно-правовых актов, регулирующих  государственное управление сферой здравоохранения…………...

 

18

1.3.

Программно-целевое  управление сферой здравоохранения  в  Российской Федерации ……………………………………………

 

23

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………..

 

 

29

2.1.

Современное состояние  государственного управления сферой здравоохранения  в Чувашской Республике………………………...

 

29

2.2.

Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» и результаты ее реализации……………………………

 

 

 

39

ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ  ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ»………………………………………………………...

45

3.1.

Основные проблемы реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» …………..

 

 

 

45

3.2.

Рекомендации  для преодоления проблем  реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»……………………………………………………………

 

 

 

 

48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...

54

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

58

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье населения - важнейший  фактор социального, культурного и экономического развития государства, непосредственно затрагивающий все сферы жизни общества. Процесс формирования и сохранения трудовых ресурсов, обеспечивающих рост уровня воспроизводства в экономике, напрямую зависит от состояния общественного здоровья и эффективности системы здравоохранения. 

Значимость системы здравоохранения  может быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической  позиций. Правовой характер системы  здравоохранения обеспечивается соблюдением принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов, признанием принятых норм международного права, социальный характер связан с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения. Экономический характер системы предопределен ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с позиции его ресурсного обеспечения. Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценность системы здравоохранения.

Государственная поддержка системы  здравоохранения является основным условием научно-технического развития в данной сфере, повышения качества оказания медицинских услуг. От уровня развития здравоохранения в стране зависит уровень благосостояния государства и его граждан. Государственное финансирование этой отрасли является основополагающим фактором повышения уровня здравоохранения и его развития.

Современным объективным условием существования, функционирования и  развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов (Ю.С. Адушкин, С.С. Алексеев, Алехин А.П., Атаманчук Г.В., З.А. Багишаев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братановский, С.В. Журавлева, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Козлов, А.В. Колесников, Н.М. Конин А.П.Коренев, Б.М. Лазарев и др.) исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.

В современном обществе здравоохранение  играет очень важную роль, прежде всего, ее реформированием, главной  движущей силой  которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности.  В ходе проводимой реформы, современная  система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним  из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации. Основными особенностями программного подхода являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность. В следствие этого эффективность реализации целевых программ является наиболее высоким при реализации государственной политики при решении тех или иных задач.

Этим определяется актуальность темы дипломного проекта,  которая рассматривает целевую программу как современную форму осуществления государственного управления здравоохранением, особенно эффективную на региональном уровне, способную сочетать общефедеральные тенденции и местные потребности, особенности. Важно отметить,  что в последнее время принимаются все новые целевые программы в здравоохранении, продлеваются уже существующие, и такая форма государственного регулирования доказала свою необходимость и эффективность. Отдельные аспекты данной проблемы получают освещение в средствах массовой информации и работах исследователей, но комплексного подхода по изучению этого вопроса нет.

Цель дипломного проекта: определение путей развития государственного управления  сферой здравоохранения в Чувашской Республике через реализацию целевых программ.

определение путей  решения проблем реализации цел прог в сфере государственного управления  здравоохранением в Чувашской Республике.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи:

1) Составить представление о  сущности государственного управления  сферой здравоохранения России  и Чувашии и использовании  в этом управлении целевых  программ. Так же проанализировать законы и нормативную  документацию, выступающую правовой основой государственного управления сферой здравоохранения

2) Собрать материал, раскрывающий   современное состояние государственного  управления  сферой здравоохранения  в Чувашской Республике и проблемы, препятствующие реализации целевых программ в данной сфере.

3) Разработать рекомендации для успешной реализации целевых программ и развитие государственного управления  сферой здравоохранения в Чувашской Республике.

Объектом исследования выступает государственное управление сферой здравоохранения в Российской Федерации и Чувашской Республике.

Предмет исследования: целевые программы сферы здравоохранения в Чувашской Республике. Подробнее о целевых программах, проводящихся в Чувашской Республике, будет сказано во второй главе. Особое внимание будет уделено республиканской целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы".

Информационной базой исследования послужили:

  • нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность государственной службы;
  • информация периодических изданий, информационной системы Интернет;
  • книжная и справочная литература.

Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  И  ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

1.1. Сущность и приоритеты государственного управления сферой здравоохранения в Российской Федерации.

Общественное  здоровье  есть основа экономического и социального процветания страны. С состоянием здоровья тесным образом связана безопасность страны, эффективность, качество трудовой деятельности, воспроизводство трудового потенциала. Государство активно участвует в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения во всех странах мира. Государство понимается при этом в широком смысле и охватывает органы законодательной и исполнительной власти разных уровней. Основными функциями, выполняемыми государством, являются регулирование деятельности в сфере здравоохранения, производство услуг, финансирование оказания медицинской помощи населению.

Тема разговора о здравоохранении  и государственном управлении данной сферой делает необходимым рассмотрение общих понятий и терминов.

Здравоохранение – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты1.

Управление – это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. При этом под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию2.

Государственное управление здравоохранением строится на основе принципов управления, среди которых можно выделить следующие:

  1. Публичная власть управляющего. Для государственного управления здравоохранением необходима власть, право распоряжаться (полномочия) и сила, обеспечивающая исполнение распоряжений.
  1. Единство руководства и разделение управленческого труда. Без единого руководства возникает хаос, а разделение труда обеспечивает специализацию, то есть качество управления.
  1. Единство распорядительства по определенному кругу вопросов и конкретность исполнителей. При множестве распорядителей, дающих указания по одному и тому же вопросу, возникает беспорядок, а без конкретного обозначения исполнителя распоряжения не выполняются.
  1. Приоритет интересов государственного управления во время исполнения служебных обязанностей.
  1. Централизация и иерархия в управлении. Они создают стабильность и обеспечивают деятельность управленческого механизма как единого целого.
  1. Постоянство управленческого персонала. Текучка руководителей и исполнителей вредна для дела.
  1. Недопущение дискриминации в отношении начальников, подчиненных, сотрудников управляющего органа. Поощрения и наказания должны быть соразмерны поступку и расцениваться коллективом как обоснованные, справедливые.
  1. Обратная связь в управлении. Управляющий должен учитывать результаты своих действий и корректировать их, если обратная связь указывает на необходимость этого.
  1. Иные принципы государственного управления (законность, научность, демократичность, действенный учет и контроль3.

Признаки здравоохранения  как отрасли государственного управления:

    1. здравоохранение является частью социальной сферы управления;
    1. цель здравоохранения состоит в сохранении и укреплении здоровья населения посредством как проведения эффективной государственной политики, так и профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений;
    1. основными задачами здравоохранения являются: более полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи; создание условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения;

Информация о работе Целевая программа как форма реализации государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике