Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

    У: Единица тысяч образует новый разряд – разряд единиц тысяч.

    У: Посчитайте до тысячи сотнями. Сколько  сотен в тысяче? (10)

    У: А теперь посчитайте десятками. Сколько  десятков? (100)

    У: Устно посчитайте, сколько в семи сотнях десятков? (70)

    У: В трёхстах? (30)

    1. Работа в тетради.

    У: Запишите числом: 10 десятков; 15 сотен; 15 десятков; 35 десятков.

    На  доске записаны числа: 8328, 854, 3222. ученика  необходимо выписать четырёхзначные числа  и указать, сколько всего единиц, десятков, сотен, тысяч.

    После этого ученики с высоким уровнем математических способностей, получили карточки и работали самостоятельно.

    
Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых
4832=                                       3300= 

5428=                                       8545=  

8280=                                       3805=

    Карточка  1. 
 
 
 
 
 
 
 

    Карточка 2. 

    
Запиши  число по разрядному составу
8000=                                      8003= 

8504=                                      7380=

 
 
 
 
 

    Карточка 3.

    
Выпиши  все числа, которые можно подставить вместо *, чтобы неравенства были равными
2*67 > 2567 4318 < 431*
Ответы: Ответы:

    Одновременно со всем классом ведётся работа по выполнению заданий из учебника. По мере того, как ученики, работающие самостоятельно, выполняли свои задания, они включались в работу всего класса. Индивидуальная работа длилась 10 минут, и выполняли её 4 ученика.

    1. Вывод.
 

    Таблица 9

    Результаты  выполнения индивидуальной работы 

    Ф.И. ученика Ошибки  и недочёты в выполнении
    Каблукова С. Не справилась с заданием №3, остальные выполнила верно.
    Козлова И. Допустила небольшие  недочёты в выполнении первого задания, остальные выполнила верно.
    Пиньчук К. Выполнил работу без ошибок.
    Старовойтова  А. Выполнила работу без ошибок.
 

    Данные  задания разрабатывались с целью разнообразить работу сильных учеников. Нужно отметить, что ученики до выполнения работы дать детям подробную инструкцию, так как  учащимся мало была знакома такая форма работы, однако она дала свои результаты. Мы смогли пронаблюдать за определёнными недочётами в работе отдельных учеников, занять их, охватить больший объем материала.

    В контрольном классе урок по данной теме проводился с использованием фронтальной формы организации обучения, мы увидели, что сильные ученики после второй половины урока отвлекались, мешали другим ребятам, так как им было неинтересно в том плане. У учеников не было сконцентрировано, не сиделось на месте, и они начинали заниматься посторонними делами.

    Использование индивидуальной работы даёт возможность  осуществлять объективный контроль знаний, знаний, умений и навыков. Основным средством осуществления индивидуального подхода является применение систем знаний, максимально приспособленных к особенностям каждого ученика и различных уровней учащихся. Индивидуальные задания различного типа способствуют формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательной активности, формируют логическое мышление. Индивидуальные задания помогают выявить и восполнить пробелы в знаниях учащихся, способствуют продуктивному усвоению новых знаний, поддерживают интерес к предмету.

    Однако  следует заметить, что использование  индивидуальной формы в качестве универсальной нецелесообразно, так  как у учеников может развиться чувство эгоизма, у более сильных учеников может завыситься самооценка, у слабых – наоборот. Поэтому данную форму работы необходимо включать в качестве вспомогательной, и, как видно из приведённых уроков, наиболее продуктивно сочетание индивидуальной формы организации работы с фронтальной. 

    Использование групповой формы  работы

    Групповая форма работы осуществляется в процессе обучения по-разному:

    - работа в группах на уроке;

       - разбиение класса на центры;

       - работа в парах смешанного состава и т.д.

    При объединении учащихся в группы мы придерживались следующих принципов:

  1. В одной группе должны быть дети с одинаков типом высшей нервной деятельности.
  2. Группы подбираются между собой одинаковые по силе, обязательно присутствие не менее одного сильного ученика.
  3. Наличие в группе ученика с лидерскими способностями.

    С целью выявления лидеров и рассадки учеников, в классе был проведён психологический тест (социометрия). Предлагались следующие вопросы:

    1. Рядом с кем ты хотел бы  сидеть?

    2. С кем бы ты ни хотел сидеть?

    3. С кем ты хотел дружить?

    4. Назови своих друзей в классе. 
 
 
 

    1 круг – 6 выборов

    2 круг – 3-5 выборов

    3 круг – 1-2 выбора

    4 круг – нет  выборов

       -    -  мальчики

                                     

                        

             -  девочки 

              - неустойчивый выбор                                        

             - устойчивый выбор 

      
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Опираясь на вышеуказанные условия, результаты проведённых методик в констатирующем эксперименте (цель: разделение класса на различные уровни знаний) и анкеты, мы разбили учащихся на группы, для проведения уроков с применением групповой формы работы. 

    Таблица 10

    Получившиеся  группы

I

группа

II

группа

III

группа

IV

группа

Каблукова С.

Полежаева О.

Шакун К.

Тарантук П.

Ерофеева В

Козлова И.

Пиньчук К.

Андрусевич Е.

Рекиш Н.

Болотникова Н.

Янкевич Г.

Ладонько С.

Поршнёв А.

Лашкевич Ф.

Анекеева И.

Старовойтова  А.

Черток Н.

Дорофеев М.

Лисовский К. 

Алексейчикова Е.

 
 

    Следует сделать оговорку, что данные группы являются своего рода испытательными. И прежде чем применить групповую форму работу на уроках математики, мы провели воспитательное мероприятие также с применением разделения класса на выделенные выше группы, с целью наблюдения за работой учащихся в группах. 

    Полное  описание внеклассного мероприятия «Математический ринг» приведено в Приложении 4.

    Проведенное мероприятие показало, что работать с применением групповой формы удобно. Видно, как дети беспокоятся друг за друга, переживают, поддерживают. На первый взгляд всё получилось: ученики работали по группам, обсуждали, советовались, т.е. казалось, групповая форма работает на все 10 баллов. Однако за этим всем можно было увидеть ещё только формирующийся коллектив.

    Наблюдая  за работой в предложенных нами группах, мы пришли к выводу, что подбор ребят, на наш взгляд, был осуществлён удачно. То есть группы равны по силам, работали слаженно, поддерживая и помогая друг другу; в каждой группе есть свои лидеры: это Каблукова С., Старовойтова А., Козлова И., Пиньчук К.

    Лидерство было отдано этим ученикам потому, что  они отлично занимаются, то есть могут самостоятельно справиться с заданиями и объяснить; всегда приходят на помощь товарищам, им чаще было сделано предложение в анкете.

    На  уроке ученики были рассажены  по группам, с целью проведения групповой  формы организации учебной деятельности. Каждую группу мы назвали «маленьким классом» (командой), а тех ребят, которые были командирами команд на мероприятии – «учителями».  

    Групповая работа в сочетании  с фронтальной

    (фрагмент  урока)

 

Тема: Сравнение четырёхзначных чисел.

Цель: учится сравнивать четырёхзначные числа; закреплять навыки в решении задач; повторение единиц времени; развитие речи детей; воспитание чувства коллективизма, самостоятельности.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Новая тема.
    1. Устная работа.
    1. Работа в тетради.

На этапе  – работа в тетради, ребятам было предложено поработать по группам, то есть по «маленьким классам».

    У: Сегодня мы будем работать по «классам» (командам), так же, как вы работали на «Математическом ринге», у каждого «класса» есть свой «учитель» - это человек, который был командиром в командах на мероприятии. Перед вами стоит задача – разобрать задачу самостоятельно и объяснить её мне. Под руководством своего «учителя» решаете задачу. Когда все поймут, запишут краткое условие, решение и ответ, «класс» поднимает руку. Если кому-нибудь не понятно, поднимают руки, я помогу. Задача на странице 268, №8.

    Найди скорость теплохода, который вышел  из точки В, если до встречи в точке  С оба теплохода были в пути одинаковое время.

            37 км/ч                                                ? км/ч

                                                                

 А                                           С                                      В 

                      370 км 

Информация о работе Формы работы на уроках математики