Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

    Уроки, как правило, строятся традиционно: устный счёт, проверка домашнего задания, объяснение нового материала и его закрепление, подведение итогов урока, то есть основным видом является комбинированный урок.

    При объяснении нового материала и его  закреплении учительница старается доступным языком донести знания до учеников. Однако не все внимательны на уроках, некоторые часто отвлекаются, и поэтому, как результат, не усваивают материал урока. Такие ученики требуют повышенного внимания со стороны учителя, индивидуального подхода. По усмотрению учителя эти ученики получают менее сложные задания на начальных этапах обучения новой теме, а затем постепенно переходят к выполнению общих заданий.

    Наблюдение  за детьми и анализ их работы на уроке  показали, что они неплохо справляются  с заданиями на выполнение арифметических действий, затрудняются в решении задач в косвенной форме.

    Как уже отмечалось, ребята на уроках активны, но не всегда их ответы на поставленные вопросы правильные. Нужно также  заметить, что слабые ученики, которые  малоактивны на уроках, слабо справляются  с самостоятельными и контрольными работами.

    Кроме визуальных наблюдений за работой класса, бесед с учителем, в ходе которых  мы уточняли полученные результаты, был  проведён анализ оценок по математике за второй класс в экспериментальном  и контрольном классе.   

    Контрольный класс – 3 «Г» класс Могилёвской средней школы №23. В общем-то, этот класс приблизительно равный по уровню усвоения математических знаний, умений и навыков экспериментальному, о чём свидетельствует таблица оценок по математике за второй класс 

Оценки  за второй класс

Таблица 2

Класс, общее количество учащихся Оценки
0 - 1 2-4 5-7 8-10
2 «В»  (20) 0

0%

6

30%

9

45%

5

25%

2 «Г»  (20) 0

0%

5

25%

9

45%

6

30%

 

    По  выявлению отношения учеников контрольного класса к предмету математики были предложены те же анкеты, что и для  экспериментального (см. стр. ?). Результаты данных анкет отобразим на диаграмме:  

Диаграмма 2

 
 

Математика  не на первом месте  у 52% учащихся

Иной  любимый предмет у 48%

детей 
 

    Сравнительный анализ показал, что результат практически одинаковый, отличие составляет лишь 1% в пользу математики.

      Возвращаясь к экспериментальному  классу, хотелось бы отметить: несмотря на то, что работа учителя в экспериментальном классе отличается достоинствами, описанными выше, в её работе встречаются и некоторые недостатки следующего характера. Во-первых, в данном классе сложился демократический стиль общения учителя и учеников. С одной стороны, это очень хорошо, так как дети свободно общаются с учителем, советуются с ней, но с другой стороны, это является причиной того, что на уроке стоит шум, который мешает восприятию знаний, отработке умений и навыков. Дети часто отвлекаются от работы, разговаривают друг с другом, создавая тем самым нерабочую атмосферу в классе. Во-вторых, на уроках математики ведётся работа на скорость, когда задания выполняются в ускоренном темпе. С одной стороны, это активизирует сильных учеников, но, с другой стороны, способствует тому, что слабоуспевающие ученики не успевают за темпом работы на уроке, что влечёт за собой поверхностное усвоение ими знаний, умений и навыков.

    Недостаточно ведётся работа и по развитию речи учащихся, овладению ими современной математической терминологией, которая встречается в новой программе. Вследствие этого дети часто путают различные определения, не понимая их смысл. Например, термин «сумма разрядных слагаемых» многие путают с термином «разрядный состав числа».

    В классе можно пронаблюдать резкую дифференциацию детей по уровню знаний, что делает необходимым применение индивидуальной работы на уроках, организацию групповой деятельности и сочетание данных форм работы с фронтальной. 
 

    2.1.2. Выявление уровня математических знаний

    учащихся  
     

    С целью выявления сильных и  слабых учеников, лидеров данного  класса для проведения в дальнейшем индивидуальной, групповой и фронтальной работы, а также с целью выявления уровня владения детьми вычислительных умений и навыков, уровня усвоения базисных знаний, выявления степени проявления интереса к необязательным заданиям математического характера, были проведены тест и ряд методик. А именно: тест, который включает в себя задания различной степени сложности (примеры на вычисление, задания на нумерацию чисел, примеры на сравнение и т.д.), ряд методик: «Необязательное домашнее задание», «Интересное после уроков».

      Тестирование. Каждому ученику было роздано по одному экземпляру теста и дана подробная инструкция по его выполнению. К каждому заданию либо были даны ответы, из которых ребятам необходимо было выбрать правильный, либо надо было вписать число или цифру в соответствии с условием. Правильные ответы нужно было обвести кружком. Такие тесты были составлены по нескольким темам, изучаемым в третьем классе.

    Прежде  чем раскрыть содержание одного из тестов, заметим, что задания, как уже отмечалось выше, имеют различный уровень сложности. Приведём таблицу соотнесения сложности заданий с уровнем знаний учащихся темы «Нумерация трехзначных чисел»:

    
                              № тестового

                                         задания

  № примера                    

I II III IV V VI
1 А А А А А А
2 В В В В В В
3   В С В С С
4   С   С    
 

     Таблица 3 

    В данной таблице буквой А мы обозначили задания, рассчитанные на учеников с низким уровнем учебно – математических способностей; буквой В – задания со средним уровнем способностей и буквой С – с высоким уровнем учебно – математических способностей.

    Таким образом, в общей сложности ученикам было предложено 6 заданий, соответствующих уровню А, 8 – уровню В и 5 заданий соответствующих уровню С.    

Содержание  теста было следующим:

  1. Подчеркни наибольшее трёхзначное число:
    1. 305, 421, 100, 999, 354, 909, 211, 699, 784.
    2. Обведи кружочком соседей числа 406.
  2. Вставь пропущенное число:
    1. 2, 4, 6, 8, …, 12, 14.
    2. 3, 6, 9, 12, …, …, 21.
    3. 3, 4, 6, 9, 13, …, …, 24, 31.
    4. 2, 6, 18, …, …, 162, 486.
      1. Запиши число:
    5. которое является самым наименьшим трёхзначным числом: …….
    6. которое содержит 3 сотни, 2 десятка и 0 единиц: ……
    7. в котором количество сотен – это наименьшее однозначное число, количество десятков – это число, на 7 большее, чем количество сотен и количество единиц в 4 раза больше, чем количество сотен: ……
  3. Какое число нужно подставить вместо Х, чтобы получить верное

    равенство:

1) 18 + 20 = 20 + х 2) 500 + х = 800 х : 60 = 3
А – 19 А – 31 А – 180
Б – 20 Б – 300 Б – 130
В – 18 В – 450 В – 200
Г – 17 Г – 10 Г – 150
 
  1. Подставь вместо звёздочек пропущенные цифры:

    1) 3 * 9                        2) 2 * 9               3) _* * *                4) _3 2 *

              2 3 *                               8 *                      1 2 7                         * 4

            * 5 0                             * 2 9                      2 2 5                      * 5 9   

  1. Обведи  кружком правильный ответ:
1) 20*(3+10) 2) 15*6 – 70 : 5 3) 14*6 – (92 –  27)
А – 220 А – 76 А – 15
Б – 260 Б – 100 Б – 10
В – 300 В – 130 В – 35
Г – 305 Г – 21  Г – 19
 
 

                                                                                                                   
 
 

    Результаты  выполнения учениками работы (теста) представлены в итоговой таблице 4.

    С заданием первого уровня ребята в основном справились. Лишь некоторые допустили ошибки. С заданием второго уровня справились полностью исключительно сильные ученики. Третий уровень заданий не принёс ожидаемых результатов, так как только два ученика справились полностью со заданиями этого уровня.

    Таким образом, всё выше сказанное даёт возможность говорить о среднем уровне усвоения детьми нумерации трехзначных чисел.

    Покажем полученные данные на диаграмме:  

Диаграмма 3 

      
 

Высокий уровень знаний – 20%  

Средний уровень знаний – 60%

Низкий уровень знаний – 20% 
 
 
 

    Аналогичные результаты были получены и при выполнении тестов по другим темам. Это свидетельствует  о среднем уровне математических знаний, умений и навыков в экспериментальном классе.

    
Количество  вы-

  полненных

  заданий 
 

Ф.И. ученика

Уровень А Уровень В Уровень С
  в абсолют.

числах

%   в абсолют. числах (%)   в аобсолют. числах  
%
1.Алексейчикова  Е. 6 100 6 80 2,5 43
2.Андрусевич  Е 6 100 2 30 1 14
3.Анекеева  И. 6 100 7 90 4 71
4.Болотникова  Н. 6 100 6 80 4 71
5.Дорофеев М. 5 87,5 0 0 0 0
6.Ерофеева  В. 6 100 7 90 4 71
7.Каблукова  С. 6 100 8 100 4 86
8.Козлова  И. 6 100 7 90 5 100
9.Ладонько  С. 4 78 4,5 60 0 0
10.Лашкевич  Ф. 6 100 7 90 4 71
11.Лисовский  К. 6 100 6 80 4 71
12.Паршнёв  А. 6 100 7 90 4 71
13.Пиньчук К. 6 100 8 100 4 86
14.Полежаева  О. 5 87,5 4 50 1 28,5
15.Рекиш  Н. 6 100 7 90   14
16.Старовойтова  А. 6 100 8 100 5 100
17. Тарантук  П. 6 100 6 80 4 86
18. Черток  Н. 6 100 6 80 4 71
19.Шакун  К. 6 100 7 90 3,5 87
20.Янкевич  Г. 6 100 6,5 87 3 70

Информация о работе Формы работы на уроках математики