Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

    Использование индивидуальной, групповой и фронтальной  формы, как в отдельности, так  и в сочетании, является важным и  обязательным этапом процесса усвоения знаний. Причем их осуществление возможно, как при закреплении нового материала, так и при повторении пройденного. При организации каждой из данных форм работы следует придерживаться ряда принципов. При индивидуальной работе: степень самостоятельности и уровень учебно-математических способностей отдельного ученика, а так же возрастные и индивидуальные особенности. Это необходимо с целью достижения каждым учеником определённого результата. При групповой: атмосферу в классе, степень спаянности коллектива, тип темперамента каждого ученика и т.д. Фронтальная форма работы является наиболее традиционной, следовательно, её организация в основном, не вызывает трудностей. Однако также нужно ориентироваться на способности учеников.  

      На основе теоретического анализа литературы по проблемам организации индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах, а также на основе результатов проведённого эксперимента можно сделать следующие выводы:

  1. Групповая, фронтальная и индивидуальная формы применимы на уроках всех типов и на различных его этапах при соответствующей продуманности и чёткой её организации.
  2. Сочетание данных форм работы позволяет повысить работоспособность детей, их активность способствует рациональной организации работы достижению более высокого уровня усвоения материала. 
  3. Использование данных форм обучения повышает эффективность учебного процесса, способствует развитию мышления, памяти, речи, оказывает воспитательное воздействие на ребёнка и на класс в целом.
  4. При использовании данных форм необходимо серьёзное внимание уделять контролю результатов работы, чтобы следить за тем, каких успехов достигли ученики.
 

    Выбор той или иной формы и их сочетаний  зависит от решаемых учебно-воспитательных задач, от объёма и сложности учебного материала, от уровня учебных возможностей учеников класса.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература. 

  1. Вертинская  Н.Н  Индивидуальная работа с учащимися.- Мн.: Народная асвета, 1983. –  233 с.
  2. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках // Начальная школа.- 2004. – №1. - с. 21-26.  
  3. Гончарик А.В. Влияние групповой формы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. – 2004. – №11.- с. 35-38.
  4. Горелик И.Ф. Классы разного уровня развития//Начальная школа. – 1997. – №12. – с. 83. 
  5. Дашевская Л.П. Организация групповой работы при повторении материала по математике // Начальная школа. – 1990. – №2. – с. 37-41.
  6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 270 с.
  7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. – М.: Просвещение, 1989.
  8. Дьяченко В.К. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. – 1990. – №1. – с. 4-6.
  9. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. –  63 с. 
  10. Журавлёва И.Н. Групповые формы работы на уроках математики//Начальная школа. – 2000. – №5. - с. 19-23.
  11. Журавлёва И.Н. Групповые формы работы на уроках математики // Начальная школа. – 2001. – №7. -  с. 76-78.
  12. Занимательная математика / Под ред. Л.К. Крез. – Мозырь: Белый ветер, 2002. – 150 с.
  13. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под редакцией П.И Пидкасистого. -  М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
  14. Информационный материал Интернет-сайта http://festival. ru.
  15. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М.,1985. – 215 с.
  16. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.: Наука, 1976. – 250 с.
  17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с.
  18. Попова А.И., Литвинская И.Г., Об организации коллективных занятий (Из опыта работы учительницы г. Красноярска А.Я. Квасовой) // Начальная школа – 1990. – №8. – с. 38-41.
  19. Праздники для детей младшего школьного возраста / Под ред. В.В Леонтьевой, Н.В. Фалей. – Мн.: Юнерпресс, 2003. – 144 с.
  20. Роганова Н.Ф. Первые итоги групповой работы на уроках математики // Начальная школа. – 1990. – №2. – с. 36-37.
  21. Суворова Г.Ф. Индивидуальный подход к учащимся на уроке // Начальная школа. – 1987. – №4. – с. 54-59.
  22. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика. – 340 с.
  23. Утеева Р. А. Формы учебной деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. – 1995. – №2. – с. 57-61.
  24. Хабиб Р.А. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике // О совершенствовании методов обучения математике. – М.: Просвещение, 1978. – с. 122-126.
  25. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 560 с.
  26. Чеботаревская Т.М., Катасонова А.Т., Касабуцкий Н.И., Дрозд В.Л., Столяр А.А. Математика: Учебник для второго класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – 2-е издание. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 286 с.
  27. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993. – 255 с.
  29. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. – 1990. – с. 81-85.
  30. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.,1991. – 210 с.
  31. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: книга для учителя / Под ред. М.С. Соловейчика. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. –  256 с.

Информация о работе Формы работы на уроках математики