Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

    При  использовании групповой работы на  уроках или во внеурочное время  происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого  составляют консультанты  (их называют также  ассистентами, лаборантами) по математике.  Консультанты по учебному предмету  - это  хорошо  успевающие и  интересующиеся  предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим  товарищам в учении.

    Исследования  методистов выявили, что при использовании  на уроках математики групповой работы:

    • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная  активность и  самостоятельность учащихся;
    • меняется характер взаимоотношений  между  детьми;
    • сплоченность класса резко  возрастает, дети  начинают лучше понимать друг друга и самих  себя;
    • растет самокритичность, дети  более точно  оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
    • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни  в обществе: ответственность,  такт, умение строить своё  поведение  с учетом позиций других людей [30, с.41-42].            

    В   групповой  работе  нельзя ожидать  быстрых результатов, все осваивается практически. Не  стоит переходить к более сложной  работе, пока  не будут проработаны  простейшие  формы  общения.

    Нужно время, нужна   практика,  разбор ошибок.  Это требует от учителя терпения и  кропотливой работы.

    Для эффективного проведения групповых  занятий педагог должен очень  хорошо знать свой класс и систематически заниматься с консультантами [13, с.73-74].

    Недостатками  групповой работы в первую очередь является то, что эту форму нельзя применять при неподготовленном классе, для этого, как уже было сказано выше, необходима предварительная работа. Не в каждом классе эта форма работает, что связанно с психическими особенностями детей. Учитель должен знать досконально свой класс, чтобы применять групповую  работу. Эту форму нельзя применять спонтанно.

    Придавая  большое значение групповой работе на уроке, мы не можем рассматривать  её как универсальную. Необходимо четкое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков.   

         

    1.5. Сочетание организационных форм обучения 

    Любая форма организации учебной деятельности имеет свои преимущества и недостатки, выбор той или иной из них  обусловлен рядом обстоятельств. В частности, необходимо учитывать  специфику изучаемого предмета, материал может иметь разную сложность, разную новизну. Трудный материал, обладающий большой степенью новизны на первом этапе, требует фронтальной работы, где главная роль в изложении принадлежит учителю.

    Подготовленность  учащихся и их индивидуальные особенности,  квалификация учителя - всё это влияет на выбор той или иной формы   организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм   многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна  форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает  одновременно и формы работы входят одна в другую.

      Как показывает опыт и множество  экспериментов, проведённых  различными педагогами, сочетание форм организации деятельности следует  применять, идя от сочетания простых  к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта  организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма  на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Такое  сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным» (Чередов И.М. цит. по [14]). 

      «Оптимальным вариантом сочетания  коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся будет тот, который в соответствии с дидактической целью и спецификой учебного материала  создаёт наилучшие условия для обучения и воспитания». (Виноградова  М.Д.,   Первин   И.В. цит. по [14]).

      Выбор формы зависит от многих факторов, но в большой степени от  этапа в процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом,  выявили некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору оптимального сочетания форм работы учеников на уроке, которые схематично представлены в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1

При ознакомлении с новым  материалом: 

Специфика учебного материала. Метод учебной работы Форма

  учебной

  работы

Материал  лёгкий, доступный для самостоятельного обучения.                  Самостоятельная работа с учебником, книгой. И+Ф
Материал  труден некоторым учащимся или доступен, но велик по объёму.               Объяснение, беседа, самостоятельная работа. Ф+Г
Материал  трудный или велик по объёму, или  неполно освещён в учебнике.   Объяснение, рассказ, лекции, демонстрация. Ф+И+Ф  или Ф+Г+Ф
 
При закреплении и  применении знаний:
Материал  лёгкий, доступный для самостоятельного обучения.          Самостоятельная  работа, упражнения, лабораторная или  практическая работа.       И+Ф
Материал  представляет трудность для   отдельных учеников.       Самостоятельная работа, лабораторные,  практические занятия. И+Г или Г+Ф
Материал  трудный,  усвоение требует постоянного руководства учителя.  Упражнения  с                        комментариями, объяснение.                       Ф+Г+Ф или  Ф+И+Ф
 
При опросе и проверке знаний:
Материал  хорошо усвоен всеми учащимися класса.                 Фронтальный опрос, общеклассная  контрольная работа.    Ф
Материал  недостаточно усвоен отдельными учениками.   Самостоятельная работа по вариантам с учётом уровня знаний. Г+Ф
Материал  сложен, большой по объёму, требует  глубокого осмысления, анализа, синтеза.            Индивидуальный  опрос с его коллективным  обсуждением. И+Ф
 

В таблице приняты  сокращения:

 Ф – фронтальная  форма обучения.

 Г – групповая  форма обучения.

 И - индивидуальная форма обучения.

    Конечно, эти рекомендации не являются идеальными для всех случаев, они требуют определённой корректировки и доработки  в  конкретных  условиях,  на конкретном уроке и предмете [14]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Использование различных организационных форм  при  обучении математике в 3 классе 

2.1. Констатирующий эксперимент  

2.1.1. Характеристика экспериментального класса 

    Экспериментальное исследование по организации различных  форм работы на уроках математики в начальных классах проводилось в 2005-2006 учебном году.

    Целью экспериментального исследования было выявить типы и этапы урока, на которых целесообразно проводить индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы как в отдельности, так и в сочетании. При этом решался весь комплекс вопросов, связанных с организацией индивидуальной работы (разработка и подготовка раздаточного материала), групповой работы (разработка плана рассадки  учеников, подготовка и проведение различных методик для выявления лидеров, сильных и слабых учеников).

    Кроме того, были рассмотрены и психологические  аспекты: влияние данных форм работы на каждого ученика и на коллектив в целом.

    Экспериментальное исследование проводилось в 3”В” классе Могилёвской средней школы №23. Учитель – Бурая Людмила Леонидовна.

    Выбор данного класса как возрастной группы был осуществлен нами по следующим  причинам:

    1. у учеников данного класса уже сформировались навыки учебной работы: они способны самостоятельно выполнять предложенную им работу, не требуют подробных инструкций к выполнению заданий, есть определённый запас математических знаний, умений и навыков;
    2. развитость желания помочь друг другу в решении различных ситуаций (формирование коллектива), выделение лидеров;
    3. особенности учебного материала третьего класса: богатый понятийный аппарат, новая терминология, введение новых алгоритмов и т.д.

    В экспериментальном классе обучается 20 учеников. В классе пять отличников: Козлова И., Старовойтова А., Пиньчук К., Каблукова С., Строгонова Е. Много детей хорошо занимающихся. Наиболее слабую группу составляют Ладонько С., Дорофеев М., Андрусевич Е., Полежаева О. Но нельзя сказать, что эти дети не стараются хорошо заниматься. Учитель много работает с ними индивидуально. Их отставание в большой степени можно объяснить невниманием родителей к их учёбе.

    У большинства детей любимый учебный предмет математика. Подтверждением тому являются результаты предложенной им анкеты следующего содержания: 

      Какой предмет  ты бы поставил  на первое место,  на второе, третье  и т.д. 

    Русский язык, белорусский язык, математика, русское чтение, человек и мир.

    Покажем на диаграмме процентное соотношение детей, отдавших предпочтение математике перед другими учебными предметами (1-3 места), с детьми, выбравшими другой предмет из предложенного перечня в качестве любимого

    Диаграмма 1

                                                                               

Математика  на первом месте у 51% учащихся

Иной  любимый предмет у 49% учеников 
 
 
 

    Однако  следует сделать оговорку, что 49% - это также большой процент детей, которые поставили математику во вторую половину списка, так как этот учебный предмет они считают или неинтересным, или трудным.

      На уроках в экспериментальном классе царит рабочая, деловая атмосфера. Дети многое успевают выполнить, однако учитель придерживается традиционной формы обучения - фронтальной. Индивидуальная и групповая формы обучения используются, но довольно редко. К началу эксперимента в классе начал складываться коллектив; появились лидеры, активисты. Дети во многом помогают друг другу, любят совместно работать, готовить внеклассные мероприятия. Учитель пользуется авторитетом и уважением у своих учеников. На уроке математики при объяснении нового материала, повторении, закреплении всегда присутствует наглядный материал в виде схем, таблиц, зарисовок на доске. Такое разнообразие наглядности содействует лучшему усвоению, и повторению полученных знаний, помогает наглядно представить ту или иную ситуацию. Место пособий на уроке чётко продуманно, они всегда находятся во взаимосвязи с материалом урока.

Информация о работе Формы работы на уроках математики