Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.

Содержание

введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10
1.3 Групповая форма организации обучения 16
Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28
учащихся 28
2.2. Обучающий эксперимент 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 53
2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54
2.5 Анализ опытного преподавания 58
Заключение 64
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Дичковская оконч..docx

— 347.48 Кб (Скачать файл)

Итак, перед преподавателем всегда стоит проблема выбора форм организации учебной деятельности на каждом из этапов урока. Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся, потерявших веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно. Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания. Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по геометрии) и т.д. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж учащегося в глазах класса.

Большое значение имеет  подбор индивидуальных учебных заданий  для учащихся с усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника. Индивидуальные задания применяются  и для развития познавательной деятельности – подготовка докладов, семинаров, конференций и т. Д [5, c.92].

Эффективность применения индивидуальных форм работы во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для  себя и учащихся цели конкретного  задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно  включаемую составную часть урока  на всех этапах учебного процесса.

Возможность работать в  индивидуальном темпе получают учащиеся при сдаче зачетов различных  видов (тематических и текущих, открытых и закрытых). Задача учителя удачно подобрать материал. Объем зачета, его обязательной части, а также  дополнительных заданий планируется  так, чтобы их выполнение было посильно успевающему ученику в отведенное для зачета время.

Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволяет  вовлечь учеников в процесс учебного труда, повысить уверенность в собственных  силах. Вместе с тем, условия организации  зачетов приводят к тому, что ученику  уже не удается даром, без всяких усилий получить положительную оценку. Многим из них приходится упорно работать, чтобы добиться отметки “зачтено”. Но эта работа дает  результат, а значит, и удовлетворение.

Изменяется отношение  и к оценкам “8” и “9”, повышаются требования к ученикам, претендующим на их получение. При проведении тематических зачетов необходимо соблюдать следующие рекомендации:

а) зачет рекомендуется  проводить на уроке (в старших  классах 2 урока);

б) проводить его можно, как в устной, так и в письменной форме;

в) учеников надо специально готовить к зачету;

г) при пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался  только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за всю работу;

д) практика показала, что  при любой форме проведения зачетов  наиболее эффективная такая, когда  ученик уже в ходе зачета узнает результат [8, c.36].

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока. При умелой организации  индивидуальная работа учащихся формирует  у них потребность и навыки самообразования.

Главным достоинством индивидуальной работы является то, что она позволяет  полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его способностям, следить  за каждым его действием и операцией  при решении конкретных задач, вносить  вовремя необходимые коррекции  в деятельность учащегося. Всё это  позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты  своих сил, работать в оптимальное  для себя время, что, естественно, позволяет  достигать высоких результатов  обученности. Индивидуальная работа позволяет ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Такая форма организации  работы на уроке даёт возможность:

    1. Сохранить и далее развивать индивидуальность ребёнка, его потенциальные возможности (способности).
    2. Содействовать средствами индивидуализации выполнение учебных программ каждым учащимся, предупреждать неуспеваемость учащихся.
    3. Формировать учебные и навыки при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
    4. Улучшить учебную мотивацию и развитие познавательных интересов.
    5. Формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.

Серьёзный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся состоит в том, что они практически  не общаются друг с другом, приобретаемый  опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами  её организации.

Индивидуальная работа в «чистом» виде применяется на уроках математики весьма ограниченно. А.С. Границкая рассматривает следующую нелинейную конструкцию урока:

- часть первая – обучение  всех;

- часть вторая – два  параллельных процесса: самостоятельная  работа учащихся и индивидуальная  работа с отдельными учениками [5, с.45].

Недифференцированная же работа предполагает деятельность ученика  по выполнению общих для всего  класса заданий без контакта с  другими школьниками, но в едином для всех темпе.

Индивидуальная форма  учебной работы применяется во всех этапах процесса обучения. Так, учитель  может предложить ученикам составить  краткое условие задачи, начертить  схему поиска ее решения, составить  условие по рисунку к задаче, решить пример, неравенство, начертить геометрическую фигуру или осуществить измерение  отдельных элементов данной геометрической фигуры.

Индивидуальная форма  учебной работы применяется с  цельюзакрепления знаний, умений и  навыков учащихся при изучении всех предметов.

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько  самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Самостоятельность в математике связана с самостоятельностью логического  мышления, осознанным выбором вариантов  решения задач, примеров, уравнений.

Самостоятельность учащихся является показателем активности личности. Это качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого  на уроках математики я предлагаю  систему индивидуальных заданий:

  1. работа с книгой;
  2. решение задач;
  3. решение примеров, уравнений;
  4. составление задач по рисунку и др.

Выполнение этих заданий  предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет  самостоятельность во всех отношениях: мышление, учении, перенос знаний, учебной  работоспособности, неподверженности посторонним влиянием, т.е. при индивидуальной организации обучения.

Однако индивидуальная форма учебной работы не всегда создаёт  условия для полной самостоятельности  деятельности учеников. Она является хорошим средством организации  деятельности учеников, которые с  удовольствием выполняют задания  без помощи учителя, мобилизуя для  этого все свои умственные силы. Другая же часть учеников, не подумав  над задачей, спрашивает у соседей  по парте о способе её решении, что ведёт к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие детей  с низкими и средними учебными возможностями. Хотя учитель предупреждает  учащихся, чтобы они не давали списывать  выполненные работы, не подсказывать друг другу, но верх берут «гуманное  соображение»: не оставлять в беде товарища. При этом учителю не рекомендуется  предлагать ученикам специально закрывать, предупреждая списывание, свои записи [12, с.20].  

Индивидуальная форма  работы таит в себе и существенные недостатки. Она разъединяет школьников, создаёт условия для развития эгоизма. Ученик может замыкаться в  себе, у него не формируется потребность  в общении передачи знаний.

Придавая большое внимание индивидуальной работе на уроке, мы не рассматриваем её как универсальную форму учебного процесса. Необходимо чёткое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий в системе уроков по определённой теме.

 

1.3 Групповая форма организации обучения

 

Одной из центральных проблем  обучения является развитие индивидуальности и творческой активности учащихся. Одним из способов решения этой проблемы являются групповая форма организации  обучения. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного  решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить совместный результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности  для кооперирования, для возникновения  познавательной коллективной деятельности.

Групповые задания как  коллективная деятельность предлагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задаётся системой заданий, обуславливающихся особенностей изучаемого объекта;
  • коммуникацию, без которой невозможно распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия;
  • взаимопонимание;
  • рефлексию [10, с.23].

Главными особенностями  организации групповой работы на уроках математики являются:

  1. Класс на данном уроке  делится на группы для решения конкретных учебных задач.
  2. Каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое для всех групп, либо дифференцированное, в зависимости от того, по какому принципу класс разделён на группы) и выполняет его под непосредственным наблюдением и руководством лидера группы или учителя.
  3. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
  4. Состав группы не постоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и  их состав подбирается по принципу объединения школьников разного  уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга [12, с.19-20].

При выполнении групповых  заданий у учащихся на уроке математики в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны  учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Прежде чем использовать групповую форму обучения, перед  нами встаёт вопрос о готовности класса работать в группах, как и по какому принципу объединять детей в группы, контроль за выполнением заданий в группах.

Готовность класса к  работе в группах включает отношение  к учению как к общему делу коллектива, умение планировать общую работу и сообща находить ответы на поставленные задачи. На первых порах не получится  согласованной работы. Именно поэтому  совместная работа в группе не является спонтанным результатом, а достигается целенаправленными и систематическими усилиями педагогов [2, с.43].

Перед учителем при организации  групповой деятельности на уроке  стоит задача, как осуществлять объединение  детей в группы. Предлагаются несколько  критериев для выделения групп  учащихся. Они могут быть связаны  с:

  • особенностями умственной деятельности учащихся (соотношение наглядно-образцовых и отвлечённых компонентов мышления, совокупность определённых интеллектуальных свойств);
  • с личностными особенностями учащихся (отношение к учению, интересы, трудолюбие и т.д.);
  • как с интеллектуальными, так и с личностными особенностями школьников.

Вопросом объединения  учащихся в группы занимаются многие психологи и педагоги, например: Б.П. Бляхман, Г.Ф. Суворова, С.А. Логачевская, Э.П. Каткова и др [3, с.27].

Работа в группах требует  нетрадиционного размещения рабочих  мест учащихся в классе. Парты удобно ставить так, чтобы каждый ребёнок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы групп, был в пределах досягаемости от членов группы.

 При организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представит продукт совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик)
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе [16, с. 88-90].

Информация о работе Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе