Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.

Содержание

введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10
1.3 Групповая форма организации обучения 16
Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28
учащихся 28
2.2. Обучающий эксперимент 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 53
2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54
2.5 Анализ опытного преподавания 58
Заключение 64
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Дичковская оконч..docx

— 347.48 Кб (Скачать файл)

Технологический процесс  групповой работы складывается из следующих  элементов:

    1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи;

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам.

    1. Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий  внутри группы;

в) индивидуальное выполнение заданий;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания  группы (замечания, дополнения,уточнения, обобщения).

е) подведение итогов группового задания

Заключительная часть:

а) сообщение о результатах  работы в группах;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой  работе и достижении поставленной

задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Во время групповой  работы учитель выполняет разнообразные  функции: контролирует ход работы в  группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает  помощь отдельным учащимся или группе в целом.[23, с.34-35].

При использовании групповой  формы на уроках математики перед  нами встаёт вопрос о том, как же проконтролировать работу групп  в целом и работу каждого учащегося  в отдельности. Существуют различные  способы проверки: выступление с  сообщением подготовленным группой; взаимная проверка как письменная, так и  устная. Так же можно организовать поверку следующим образом: задания даются всем группам, причём разные, задание обсуждается и решается, после представитель группы рассказывает о поиске решения и непосредственно решение всем остальным группам. Затем учитель может вызвать представителя другой группы и попросить решить данное задание на доске. Этот приём проверки способствует развитию памяти и внимания. Контроль можно вести и в виде соревнования, например: в конце урока, вывешивается таблица, в которую вносятся данные: какая группа сегодня сработала лучше. В конце месяца выделяется лучшая группа. Это является стимулом для лучшей работы. Самым распространённым способом проверки является опрос представителей групп. При выполнении заданий по группам учитель не должен оставаться в стороне и предоставлять полную самостоятельность. Необходим постоянный контроль, помощь, если возникли трудности и просто поддержка.

Групповые занятия на уроке  могут применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Но наладить работу в группах нелегко. При организации работы в группах необходимо учитывать уровень знаний детей, их темперамент, контактность, межличностные отношения

Участие в групповой  работе позволяет каждому школьнику сразу выяснить причину ошибок и в случае необходимости получить помощь. Очень важно,чтобы каждый ученик мог пережить радость успеха, самостоятельно достигнуть определённого результата, пускай даже маленького. Дети понимают: помочь другому можно только тогда, когда сам хорошо знаешь – ещё один стимул для учёбы.

Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определённого раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опросаконсультант всоответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель [15, с.76].

К групповым занятиям следует также отнести и не традиционные уроки, где имеет место разделение класса на какие-либо группы.

При использовании групповой работы на уроках или во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами ) по математике. Консультанты по учебному предмету – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Исследования методистов выявили, что при использовании  на уроках математики групповой работы:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательнаяактивность исамостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношениймеждудетьми;
  • сплоченность класса резковозрастает, детиначинают лучше понимать друг друга и самихсебя;
  • растет самокритичность, детиболее точнооценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизнив обществе: ответственность,такт, умение строить своёповедениес учетом позиций других людей [30, с.41-42].

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все  осваивается практически. Не стоит  переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

Нужно время, нужна практика,разбор ошибок.Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать свой класс и систематически заниматься с консультантами [13, с.73-74].

Недостатками групповой  работы в первую очередь является то, что эту форму нельзя применять  при неподготовленном классе, для  этого, как уже было сказано выше, необходима предварительная работа. Не в каждом классе эта форма работает, что связанно с психическими особенностями  детей. Учитель должен знать досконально  свой класс, чтобы применять групповуюработу. Эту форму нельзя применять спонтанно.

Придавая большое значение групповой работе на уроке, мы не можем  рассматривать её как универсальную. Необходимо четкое сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых заданий  в системе уроков.

Индивидуализация при  групповой форме заключается  в следующем: при выполнении групповых заданий на уроке математики у учащихся возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

 

Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе

2.1 Констатирующий  эксперимент

2.1.1. Характеристика  экспериментального класса

 

Экспериментальное исследование по организации индивидуальной формы  работы на уроках математики в базовой  школе проводилось в 2012 учебном году.

Целью экспериментального исследования было выявить типы и  этапы урока, на которых целесообразно  проводить индивидуальную формы  работы как в отдельности, так и в сочетании. При этом решался весь комплекс вопросов, связанных с организацией индивидуальной работы (разработка и подготовка раздаточного материала).

Кроме того, были рассмотрены  и психологические аспекты: влияние  данных форм работы на каждого ученика  и на коллектив в целом.

Экспериментальное исследование проводилось в 8”Б” классе Микашевичской средней школы. Учитель – Иванова Людмила Леонидовна.

Выбор данного класса как  возрастной группы был осуществлен  нами по следующим причинам:

  1. у учеников данного класса уже сформировались навыки учебной работы: они способны самостоятельно выполнять предложенную им работу, не требуют подробных инструкций к выполнению заданий, есть определённый запас математических знаний, умений и навыков;
  2. развитость желания помочь друг другу в решении различных ситуаций (формирование коллектива), выделение лидеров;
  3. особенности учебного материала восьмого класса: богатый понятийный аппарат, новая терминология, введение новых алгоритмов и т.д.

В экспериментальном классе обучается 20 учеников. В классе пять отличников: Козлова И., Старовойтова А., Пиньчук К., Каблукова С., Строгонова Е. Много детей хорошо занимающихся. Наиболее слабую группу составляют Ладонько С., Дорофеев М., Андрусевич Е., Полежаева О. Но нельзя сказать, что эти дети не стараются хорошо заниматься. Учитель много работает с ними индивидуально. Их отставание в большой степени можно объяснить невниманием родителей к их учёбе.

У большинства детей  любимый учебный предмет математика. Подтверждением тому являются результаты предложенной им анкеты следующего содержания: 

Какой предмет ты бы поставил на первое место, на второе, третье и т.д.

Русский язык, белорусский язык, математика, русское чтение, человек и мир.

Покажем на диаграмме процентное соотношение детей, отдавших предпочтение математике перед другими учебными предметами (1-3 места), с детьми, выбравшими другой предмет из предложенного перечня в качестве любимого


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Диаграмма 1. - Математика на первом месте у 51% учащихся

Иной любимый  предмет у 49% учеников

 

Однако следует сделать  оговорку, что 49% - это также большой  процент детей, которые поставили  математику во вторую половину списка, так как этот учебный предмет  они считают или неинтересным, или трудным.

На уроках в экспериментальном  классе царит рабочая, деловая атмосфера. Дети многое успевают выполнить,однако учитель придерживается традиционной формы обучения - фронтальной. Индивидуальная и групповая формы обучения используются, но довольно редко. К началу эксперимента в классе начал складываться коллектив; появились лидеры, активисты. Дети во многом помогают друг другу, любят совместно работать, готовить внеклассные мероприятия. Учитель пользуется авторитетом и уважением у своих учеников. На уроке математики при объяснении нового материала, повторении, закреплении всегда присутствует наглядный материал в виде схем, таблиц, зарисовок на доске. Такое разнообразие наглядности содействует лучшему усвоению, и повторению полученных знаний, помогает наглядно представить ту или иную ситуацию. Место пособий на уроке чётко продуманно, они всегда находятся во взаимосвязи с материалом урока.

Уроки, как правило, строятся традиционно: устный счёт, проверка домашнего задания, объяснение нового материала и его  закрепление, подведение итогов урока, то есть основным видом является комбинированный  урок.

При объяснении нового материала  и его закреплении учительница  старается доступным языком донести  знания до учеников. Однако не все внимательны  на уроках, некоторые часто отвлекаются, и поэтому, как результат, не усваивают  материал урока. Такие ученики требуют  повышенного внимания со стороны  учителя, индивидуального подхода. По усмотрению учителя эти ученики  получают менее сложные задания  на начальных этапах обучения новой  теме, а затем постепенно переходят  к выполнению общих заданий.

Наблюдение за детьми и  анализ их работы на уроке показали, что они неплохо справляются  с заданиями на выполнение арифметических действий, затрудняются в решении  задач в косвенной форме.

Как уже отмечалось, ребята на уроках активны, но не всегда их ответы на поставленные вопросы правильные. Нужно также заметить, что слабые ученики, которые малоактивны на уроках, слабо справляются с самостоятельными и контрольными работами.

Кроме визуальных наблюдений за работой класса, бесед с учителем, в ходе которых мы уточняли полученные результаты, был проведён анализ оценок по математике за седьмой класс в  экспериментальном и контрольном  классе.   

Контрольный класс – 8 «В»  класс Микашевичской средней школы. В общем-то, этот класс приблизительно равный по уровню усвоения математических знаний, умений и навыков экспериментальному, о чём свидетельствует таблица оценок по математике за седьмой класс

Оценки  за седьмой класс

Таблица 2.1

Класс, общее количество учащихся

Оценки

0 - 1

2-4

5-7

8-10

7 «Б» (20)

0

0%

6

30%

9

45%

5

25%

7 «В» (20)

0

0%

5

25%

9

45%

6

30%




 

По выявлению отношения учеников контрольного класса к предмету математики были предложены те же анкеты, что и для экспериментального. Результаты данных анкет отобразим на диаграмме:

 


 

 

 

 

 

Рисунок 2.2    Диаграмма. – 2

Математика  не на первом месте  у  52% учащихся

Иной любимый  предмет у 48% детей

 

Сравнительный анализ показал, что результат практически одинаковый, отличие составляет лишь 1% в пользу математики.

Возвращаясь к экспериментальному классу, хотелось бы отметить: несмотря на то, что работа учителя в экспериментальном  классе отличается достоинствами, описанными выше, в её работе встречаются и  некоторые недостатки следующего характера. Во-первых, в данном классе сложился демократический стиль общения  учителя и учеников. С одной  стороны, это очень хорошо, так  как дети свободно общаются с учителем, советуются с ней, но с другой стороны, это является причиной того, что  на уроке стоит шум, который мешает восприятию  знаний, отработке умений и навыков. Дети часто отвлекаются  от работы, разговаривают друг с  другом, создавая тем самым нерабочую  атмосферу в классе. Во-вторых, на уроках математики ведётся работа на скорость, когда задания выполняются  в ускоренном темпе. С одной стороны, это активизирует сильных учеников, но, с другой стороны, способствует тому, что слабоуспевающие ученики  не успевают за темпом работы на уроке, что влечёт за собой поверхностное  усвоение ими знаний, умений и навыков.

Информация о работе Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе