Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.

Содержание

введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10
1.3 Групповая форма организации обучения 16
Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28
учащихся 28
2.2. Обучающий эксперимент 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 53
2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54
2.5 Анализ опытного преподавания 58
Заключение 64
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Дичковская оконч..docx

— 347.48 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.5                                                      Рис. 2.6

Диаграмма 4 Экспериментальный класс       Диаграмма 5 Контрольный класс

Как видно из предложенных диаграмм отношение к предмету математики изменилось как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Однако в контрольном классе это изменение составляет лишь 1%, что можно считать совершенно незначительным изменением. Что же касается экспериментального класса, изменение произошло в пользу математики значительно: увеличилось на 18%. Это очень хороший результат.

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что применение индивидуальной формы организации в процессе обучения, как в отдельности, так  и в сочетании повышает интерес  к предмету математики, развивает  способности, умения, навыки учеников, логическое мышление, памяти, умения самоконтроля, чувства самостоятельности, взаимопомощи, коллективизма.

2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов

 

 

Индивидуальный образовательный  проект на уроке математики [20, c.98].

Тема урока:«Теорема Пифагора» (2 часа)

Класс:7

Курс:геометрия

Место урока в курсе:изучение нового материала

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понимания формулировки теоремы Пифагора, осознания ее практической значимости.

Задачиурока:

1. Изучить историю появления  теоремы. 

2. Сформулировать теорему  Пифагора.

3. Доказать теорему Пифагора.

4. Рассмотретьее применение  при решении прикладных задач.

Форма урока: организация работы по индивидуально образовательным проектам (маршрутам)

Главным методом обучения выступает организация исследовательской и познавательной деятельности учащихся.

Предлагаемые маршруты:

1 маршрут (приложение 1). «Работа с исторической справкой» – выбирают те дети, которые проявляют интерес к истории математики (работа конструктивного характера).

Продукт – 1) алгоритм построения прямоугольного треугольника.

2) формулировка и план  доказательства теоремы Пифагора.

2 маршрут (приложение2). «Практическая работа с элементами исследования» - выбирают те учащиеся, которые любят выполнять практическую работу с чертёжным инструментом (работа прикладного характера).

Продукт – выдвижение гипотезы, проверка её, запись доказательства (использовать учебник), составить кроссворд.

3 маршрут (приложение 3). «Работа с текстом учебника» - выбирают те учащиеся, которые не уверены в своих силах, которым проще применять готовые знания, чем придумывать (работа репродуктивного характера и по образцу).

Продукт – записать формулировку Теоремы Пифагора, выделить условие теоремы (что дано), выделить заключение теоремы (что доказать), записать доказательство теоремы.

4 маршрут.(приложение 4). «Исследовательская работа» -выбирают те учащиеся, которые любят выдвигать гипотезы, рассуждать, доказывать, это – дети с математическими способностями (работа творческого характера).

Продукт – формулировка и доказательство теоремы Пифагора, и создание карикатуры по истории теоремы Пифагора.

5 маршрут (приложение 5). «Работа с электронным текстом» - выбирают те учащиеся, кто владеет компьютером и имеют гуманитарные способности (работа творческого характера) – индивидуальное домашнее задание к уроку [20, c.112].

Продукт – создание презентации по теме урока: «Теорема Пифагора».

Продукт урока: оформление газеты для стенда и презентации по теме «Теорема Пифагора»

Ход урока.

I. Погружение в проект – 10 минут.

а) организационный момент: приветствие, проверка готовности к  уроку;

б) вступительное слово  учителя, определение темы и постановка задач урока (Данный урок направлен  на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений  о геометрии как науке, возникшей  из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. Сегодня  на уроке мы с вами познакомимся с одной из самых древних теорем – теоремой Пифагора. Цель урока: познакомиться с историей теоремы, с формулировкой, доказательством и применением теоремы Пифагора);

в) актуализация знаний. Учащимся предлагается провести анализ своих  знаний

Что я знаю по теме урока

Что хочу узнать

1

 

2

 

3

 

II. Организация деятельности – 12 минут.

а) учитель знакомит учащихся с характеристикой образовательных  маршрутов и деятельностью учащихся (все четыре маршрутных листа выдаются на каждую парту) идает необходимые  комментарии.

б) учитель предлагает на основе анализа собственных знаний выбрать свой путь к достижению поставленных задач из предложенных четырех (создание групп) [20, c.120].

 

К теореме  Пифагора


Работа с презентацией



Исследовательская работа


Работа с исторической справкой


Практическая работа с элементами исследования



 

 

Работа с текстом учебника



 

 

 

Рисунок 2.7 – Схема 2

III. Осуществление деятельности- 30 минут.

Самостоятельная работа учащихся по маршрутам.

IV. Презентации учащимися результатов своей деятельности – 20 минут.

V. Рефлексия – 8 минут.

а) учитель предлагает дать самооценку своей работе по следующим  вопросам:

  • На какие поставленные в начале урока вопросы вы получили ответ (отметьте в таблице)?
  • Что у тебя хорошо получилось?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Что тебе следует повторить при подготовке к следующему уроку?
  • Что тебе следует выучить?
  • Какое задание вызвало интерес?
  • Что тебе понравилось на уроке?
  • Ты выбрал правильно маршрут?

б) подведение итогов, оценка работы учащихся.

в) домашнее задание (по группам)

Результаты  использования индивидуального  образовательного проекта учащегося  на уроке:

Несмотря на то, что в ходе урока  учащимися были выбраны разные маршруты, каждая группа работала по индивидуальному  плану и в разнообразной форме, в итоге проектной деятельности мы достигли поставленных целей изадач:

  • Повышение интереса учащихся к исследуемой теме
  • Развитие навыков самостоятельной работы на уроке
  • Умение применять практические знания, умения и навыки в новой ситуации
  • Максимально использовать весь потенциал учащихся
  • Формировать навыки публичных выступлений
  • Выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования

2.5 Анализ опытного преподавания

 

 

Урок заранее должен быть продуман учителем во всех деталях  и нюансах: продумано распределение  всей работы на уроке во времени  и распределение этой работы между  исполнителями - учителем и учащимися, различными категориями учащихся; продумано  содержание и распределение записей  на классной доске и в тетрадях учащихся; до урока отобраны (изготовлены) необходимые технические средства обучения, проверена их готовность к использованию.

Дидактическими требованиями к современному уроку являются:

•  четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

•  определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

•  прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

•  выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

• реализация на уроке всех дидактических принципов; 
•  создание условий успешного учения учащихся.

Современный урок должны отличать:

1. Целенаправленность. Наличие  основной дидактической цели. Подчинение  всех элементов урока (частных  учебных задач) одной цели.

2. Рациональное построение  содержания урока. 

3. Оптимальный выбор  средств, методов и приемов  обучения и воспитания на уроке  математики, обеспечивающих активное  учение школьников.

4. Разнообразие форм  организации учебной деятельности  учащихся.

Реализация перечисленных выше требования обеспечивает организационную четкость урока. Такую организацию урока можно достичь, когда учитель свободно владеет материалом урока, учебным предметом в целом, он не тратит времени на размышления и припоминания на уроке при изложении материала; знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения; знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для “загрузки” более сильных учащихся.

Основные требования к  современному уроку математики представлены на рис. 14.

Рисунок 2.8. – Требования к современному уроку математики

На 6 курсе я проходила практику по математике в 10 “а” классе средней школы №1 г. Микашевичи. После краткого знакомства с ребятами, проведения нескольких уроков, стало ясно, что ребята в этом классе очень разные с точки зрения математических способностей. Чтобы хорошо успевающим ученикам было интересно на уроке, а не очень способные ученики могли усвоить материал, я применяла следующие формы.

Почти на каждом уроке приходилось  сильным ученикам усложнять задания  какими-то дополнительными упражнениями.

Варианты были различные: 

а)   В начале урока выписывала на доску все задания, которые нужно решить за урок. Эти задания были составлены с таким расчетом, чтобы дети, которые хорошо и быстро решают, не оставались на уроке без работы.

б)   При закреплении новой темы предлагала сильным учащимся самостоятельную работу, где задания были значительно труднее тех, что решал весь класс.

Также предо мной встала задача –  разделить учащихся на группы. Посоветавшись с учителем, я разделила учащихся на группы по следующему принципу:

1.   Отделила сильных учащихся, образуя группу III уровня.

2.   Отделила слабых учащихся, образуя группу I уровня.

3.   Оставшиеся учащиеся составили группу II уровня.

Рассмотрим применение уровневой  дифференциации при обучении решению  сложных задач по теме “Параллельность  прямой и плоскости”.

1.   Подготовка урока.

Я расставила парты таким образом, что образовалось три больших  стола, закоторыми могли сидеть группы. На столах поставила карточки с номерами групп. Сообщила учащимся, кто в какой  группе находится.

Приготовила карточки с заданиями, на обратной стороне доски написала решения задач для III группы.

2.   Ход урока.

Учащиеся разделены на группы и  сидят за своими столами. Им предлагается ряд задач соответственно их уровню.

Для группы III уровня необходимо обеспечить продвижение дальше в результате самостоятельного решения более  сложных задач, поэтому им предлагаются две задачи второго уровня и одна творческая (приложение 4). Для контакта с этой группой затрачивается  меньше всего времени. Примерно за 10 мин до конца урока я открыла  им доску с готовым решением, которое  в течение оставшегося времени  вполне по силам разобрать самим  ученикам.

Цель работы со слабыми учениками  – закрепление навыков решения  опорных задач. Им предлагаются две  задачи – первого и второго  уровней. Идет работа у доски и  в тетрадях. Все решения подробно разбираются на доске, анализируется  и обосновывается каждый этап решения  задач.

С группой второго уровня организовывалась полусамостоятельная работа. Ей предлагалось три задачи: одна первого и две второго уровней, т.е. те же задачи, что и для группы первого уровня, но в большем объеме, за выполнение которых ученик мог получить оценку. Учащимся этой группы предоставлялось право выбора:

Информация о работе Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе