Современная российская система средств массовой информации и ее специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Теоретически изучить историю развития СМИ в Росии, установить отличительные особенности и специфические свойства данной системы, исследовать зависимость современного человека от средств массовой коммуникации.

Задачи исследования.
Изучить историю развития системы российских СМИ.
Изучить различные средства массовой информации, их структуру.
Выявить особенности и специфику системы.
Провести исследование и проанализировать его результаты.

Вложенные файлы: 1 файл

куровая массовые коммуникации.docx

— 947.36 Кб (Скачать файл)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Омский государственный университет»

    Кафедра «Дизайн и медиаиндустрия» 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    По  дисциплине «Массовые коммуникации в рекламе»

    На  тему

    «Современная российская система средств массовой информации  и ее специфика» 
 

                                                                         Студентки группы РЕ-418

                                                                         Иващенко Д.С.

                                                                         Руководитель курсовой работы

                                                                       к.ф.н. Марочкина С.С.

                                                                       Работа защищена с оценкой_________ 
 
 

    Омск 2012

    ГОУ ВПО «Омский государственный  технический университет»

    Кафедра «Дизайн и медиаиндустрия»

    ЗАДАНИЕ

    По  курсовой работе

    Студенту__________________________________________________________

    1.Тема  работы_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Срок  сдачи студентом законченной  работы___________________________

3. Содержание  пояснительной записки (перечень  подлежащих разработке вопросов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечень  графического материала (с указанием  чертежей)______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата  выдачи задания________________________________________________

Руководитель_____________________________________________________

Задание принял к исполнению________________________________________

Подпись студента_________________________

AННОТАЦИЯ

     Курсовая работа посвящена вопросу изучения российской системы средств массовой информации.  В данной работе рассмотрены такие теоретические вопросы как история СМИ, их особенности и функции, а так же выявлены их специфические черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Активно преобразующееся современное общество не может существовать без естественных процессов, затрагивающих все сферы жизни, что в итоге приводит к оценке значимости и преимущества развития общественного сознания у людей. Данные процессы также влияют на их взаимоотношения, взаимодействия и общественные отношения в целом, затрагивая все стороны жизни. Главной чертой современного общества является его информатизация, а главным достижением – владение информацией. Это вполне объяснимые явления, поскольку информационные процессы набирают все новые обороты: возрастает скорость передачи и обработки информационного сообщения, а так же увеличивается его объем.

    Средства  массовой информации в целом являются важнейшей составляющей частью массовой коммуникации в обществе, подразумевают в себе своего рода социально-политические роли, любые из которых  приобретают исключительную общественную значимость, но зависит это от тех или иных политических и социальных ситуаций, царящих в обществе. Роли могут быть совершенно разные: от объединителя и организатора, до просветителя общества.

     Деятельность СМИ оказывает исключительное влияние на жизнь общества в целом, и на нравственный и социально-психологический облик каждого человека из этого общества. Именно данные свойства этого института могут позволить использовать его как канал передачи сообщений обществу как политического и социального характера, так и медийного и рекламного. Другими словами любая ранее неизвестная информация, которая поступает через каналы средств массовой информации, некоторым образом содержит в себе стереотипы и многократно повторяемые ориентиры и установки, которые впоследствии находят надежное место в сознании людей.

    Тема  исследования. Современная российская система средств массовой информации  и ее специфика.

    Объект  исследования. Система средств массовой информации в России.

    Предмет исследования. История, особенности и специфика развития  российских СМИ.

    Цель  исследования. Теоретически изучить историю развития СМИ в Росии, установить отличительные особенности и специфические свойства данной системы, исследовать зависимость современного человека от средств массовой коммуникации.

    Задачи  исследования.

  1. Изучить историю развития системы российских СМИ.
  2. Изучить различные средства массовой информации, их структуру.
  3. Выявить особенности и специфику системы.
  4. Провести исследование и проанализировать его результаты.

    Методы  исследования. Теоретический анализ и синтез литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….…...….4

ГЛАВА 1. Система средств массовой информации в России..…….………......7

    1. Понятие и виды средств массовой информации.....…………….………..7
    2. История развития российских СМИ...…..…………….……….…….......11
    3. Характеристика системы СМИ в России……………………….…….....18

ГЛАВА 2. Предназначение СМИ в жизни общества…………………..…..…22

    1. Место и роль СМИ в государстве и обществе…………......….……......22
    2. Функции  СМИ………………………………………………….……...…24

ГЛАВА 3. СМИ в разных сферах жизни общества………………………...…27

    1. СМИ и политика……………………………………………...….…….….27
    2. СМИ и культура……………………………………………….…...……..29
    3. СМИ и реклама…………………………...…….……………….………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………….……….34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….….…...….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ

    1. Понятие и виды средств массовой информации

    Средство  массовой информации (сокращённо «СМИ», масс-медиа) - организационно-технический комплекс мероприятий, который обеспечивает создание и периодическую передачу, а так же массовое распространение образной, словесной и музыкальной информации, итоговой целью которого является массовая коммуникация.

    Современные СМИ - это своего рода учреждения, которые созданы для публичной, открытой передачи информации при помощи специальных технических средств любым лицам. Система является относительно самостоятельной и  имеет множество составляющих элементов: свойства, содержание, методы, формы и различные уровни организации (в регионе, в стране, на производстве). Отличительные черты средств массовой информации:

    - публичность (неограниченный круг пользователей);

    - наличие специальной аппаратуры и технических приборов;

    - постоянно меняющийся объем аудитории, зависимый от интереса к той или иной передаче, статье или сообщению.

      Журналистика существует при условии использования развитой технической системой коммуникации, а именно:

     - прессы (средств распространения информационного сообщения при помощи печатного воспроизведения изображений и текста);

    - радио (передачи звукового  информационного сообщения при помощи электромагнитных волн);

    - телевидения (передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн; особенностью для радио и телевидения является обязательное использование соответствующего приемника).

    Благодаря этим коммуникационным средствам возникли три части системы СМИ: печать, радио и телевидение. Каждая подсистема состоит из большого числа каналов — журналов, газет, книг, альманахов, программ радио и телевещания, которые способны распространяться по всему миру. Каждая подсистема выполняет свои функции на основе своих специфических особенностей.

    Печатные  средства массовой информации (газеты, журналы, книги, еженедельники) завоевали особое место в отечественной системе СМИ. Продукция, которая выходит из-под печатного станка, несет в себе информацию в виде напечатанного текста с добавлением таких элементов как фотографии, рисунки, плакаты, схемы, графики и другие графические и изобразительные формы, воспринимаемые читателями и зрителями только пр помощи своих органов чувств (в отличие от теле- и радиовещания, где необходимо наличие приемника информации – магнитофон, радиоприемник, телевизор). Печатные издания легко носить с собой и читать информацию в любое удобное для вас время, без помех для окружающих, и в обстоятельствах, которые не позволяют или мешают, например, слушать радио или смотреть  передачи (в автобусе, поезде, метро, самолете и т.д.).

    При всем при этом восприятие информации из текста а также изобразительных элементов в тексте проходит только с избирательным желанием и в том темпе, порядке и ритме, которые читатель устанавливает сам для себя. Удобство состоит в том, что человек может обращаться к одной и той же информации сколько угодно раз, отмечать важное, делать закладки и пометки своей рукой, чтобы сохранить какую-то дополнительную информацию. Именно в этом заключается все многообразие положительных черт в работе с печатной литературой, таким образом, данные носители информации никогда не потеряют свою актуальность и неповторимость.

    Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другим средствам  коммуникации. Если телевидение и  особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров  и книг. В настоящее время частота  выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась. Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.

    Вторым  по времени появления средством  массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

      Радиосвязь (использующая радиоволны  — эфирное вещание, осуществляемая  по проводам — проводное вещание)  позволяет мгновенно передавать  информацию на неограниченные  расстояния, причем получение сигнала  происходит в момент передачи (или — при передаче на очень  большие расстояния — с небольшой  задержкой). Отсюда возможность такой  оперативности радиовещания, когда  сообщение поступает практически  в момент свершения события,  чего невозможно в принципе  добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди  автолюбителей, поскольку нет  возможности обращаться к печатным  изданиям и телевидению.

    Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). Может показаться это большой минус радио, но на самом деле, если рассмотреть особенности данного вида СМИ и его специфические свойства, вневизуальность обыгрывается возможностью такого звучания. на воспроизведение которого не способно телевидение. Если изначально радио могло передавать исключительно лишь речевые сообщения, то со временем в процессе совершенствования по мере совершенствования техники представилась возможность передачи звука любого типа – различного шума, музыки, человеческой речи. Стоит отметить, наверное, единственный недостаток такого расположения дел – это невозможность увидеть реальный источник звука, поэтому создается своего рода «звуковая картина», которая задействует только один орган восприятия – слух. Но здесь может принимать участие воображение человека.

Информация о работе Современная российская система средств массовой информации и ее специфика