Роль А.Ф. Кони в формировании юридической этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:41, доклад

Краткое описание

«Сила и талант Кони заключались несомненно в живом слове. Он, прежде всего, был человеком трибуны, кафедры, эстрады. Ему, как воздух, нужна была аудитория, и этим, помимо всего прочего, объясняются его любовь к студентам, к молодежи, его всегдашняя готовность, несмотря на бремя обязательных занятий, читать публичные лекции, его неизреченная щедрость, с которой он отдавал свое слабое здоровье и часы отдыха голодающим, курсисткам, врачам, бедствующим литераторам

Вложенные файлы: 1 файл

A_F_Koni.docx

— 19.66 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

по дисциплине юридическая  этика 

на тему: «Роль А.Ф. Кони в формировании юридической этики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Цупа А. Д.

2 курс, ГУП-4

 

 

 

 

 

Минск 2013

«Сила и талант Кони заключались  несомненно в живом слове. Он, прежде всего, был человеком трибуны, кафедры, эстрады. Ему, как воздух, нужна была аудитория, и этим, помимо всего прочего, объясняются его любовь к студентам, к молодежи, его всегдашняя готовность, несмотря на бремя обязательных занятий, читать публичные лекции, его неизреченная щедрость, с которой он отдавал  свое слабое здоровье и часы отдыха голодающим, курсисткам, врачам, бедствующим  литераторам

(Из воспоминаний Р.М.  Хин-Гольдовской «Памяти старого  друга»)

Анатолий Федорович Кони – российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор. Также мы его знаем, как основателя российской науки судебной этики. Он получил это «звание» благодаря своей работе «Нравственные начала в уголовном процессе». В этой работе он характеризует судебную этику как «учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности». Требования нравственности А.Ф. Кони видел в уголовно-процессуальном законе: например, право близких родственников обвиняемого устраниться от дачи показаний о нем; право обвиняемого на молчание и недопустимость принимать это молчание за признание своей вины и т.д.[1]

Нравственность, по убеждению  А.Ф. Кони, выражается прежде всего в  уважении к человеческому достоинству, что способствует развитию «истинного и широкого человеколюбия на суде», справедливому отношению к человеку. Выдающийся юрист настойчиво желал  того, чтобы в отправление правосудия «вносился вкус, чувство меры и  такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа». Нравственным началам в процессе разбирательства дела подчинены как судья, так и обвинитель и защитник.

Еще А.Ф. Кони указывал, что  будущим правоведам «следует изучать  не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику, как  учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специально судебной деятельности». Прошедшие десятилетия подтвердили его правоту. В сферу ответственности юриста, какова бы ни была его специализация, входят вопросы жизни и здоровья, определение будущей судьбы, защиты чести и достоинства, отстаивании интересов конкретных людей. Нравственным содержанием проникнуты основополагающие принципы правосудия – справедливость, независимость, беспристрастность. Вне этих принципов не может быть понят высокий смысл того, чему служит юрист.

Судья, по мнению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле, при  вынесении приговора он не должен быть в плену «мимолетного мнения, внушенного порывом чувства или  предвзятым взглядом», он не вправе решать дела по принципу: «Я так хочу». Его  девизом должно быть: «Я не могу иначе». В основе судебного приговора  должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность.[1]

Высоко ценил А. Ф. Кони судейскую независимость как  одно из важнейших условий, обеспечивающих постановление правильного приговора. Он считал необходимым ограждать  судей от всяких посягательств на их независимость, от условий, дающих основание  к развитию в них «малодушия и  вынужденной угодливости».[1]

Высоко ценя закон, А. Ф. Кони тем не менее подчеркивал, что  наряду со служебным долгом есть нравственный долг.

Поэтому в деятельности судьи  должны сливаться правовые и нравственные требования, в каждом судебном действии наряду с вопросом, что следует  произвести, возникает не менее важный вопрос о том, как это произвести.[1] Нравственный долг судьи А. Ф. Кони видел прежде всего в уважении к человеческому достоинству и в справедливом отношении к человеку. «Правосудие не может быть отрешено от справедливости, – писал А. Ф. Кони, – а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении к доказанному деянию карательных определений закона. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона».[1]

А. Ф. Кони стремился привить  нравственную чуткость судье, развивать  в нем стремление не только казаться, но и быть справедливым. «Судья никогда  не должен забывать, что подсудимый почти никогда не находится в  спокойном состоянии, что следует  всегда учитывать состояние потерпевшего, оскорбленного в своих лучших чувствах, а также состояние свидетелей, большинство которых теряется в  необычной, торжественной обстановке суда, и потому надо уметь вернуть  спокойствие и самообладание  одним, поддержать бодрость в других».[1]

«Быть слугой, а не лакеем правосудия» А. Кони. [1]

Думали ли мы о значении этого выражения и понимаем ли мы то, что хотел сказать Кони?

А. Кони был выдающимся судебным оратором. Порой ему удавалось одной фразой разрешить все сомнения судебных заседателей.

Не будем скрывать: ведь многие из нас даже не вникают во все тонкости, всю глубину смысла фраз, сказанных великими людьми, да и не только ими. Мы считаем это неинтересным, нам это не нужно.

Слова слуга и лакей  с одной стороны – совершенно одинаковые, имеющие тот же смысл – находиться у кого-то в подчинении, но с другой стороны – в этом и есть подвох. Кони хотел подчеркнуть различное значение этих слов, хотел, чтобы люди задумались над его фразой.

Кони именно служил правосудию – это значит, что он отдавал  всего себя своему делу, делал все, чтобы его работа не была напрасной, пустой, скучной, а была честной и справедливой. Он посвятил себя исполнению закона – совершению поступков и действий по закону. Свою работу он выполнял не для себя, а во благо людей, для того, чтобы защитить их, помочь разобраться в сложившейся ситуации.

Кони не был лакеем. Лакей понимается как чрезмерно услужливый. Это значит, что человек пытается сделать все, для того чтобы его заметили: он будет прислуживать, выполнять все поручения, льстить, делать комплименты, дабы показать, что он очень хороший и достойный работник, но на самом деле он таким не является – это лишь притворство.

Служить правосудию и прислуживать – совершенно разные вещи.

 

Список использованных источников

1. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе [электронный ресурс] Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KONI/AFKONI_E.HTM Дата доступа: 02.12.2013.


Информация о работе Роль А.Ф. Кони в формировании юридической этики