Правовое регулирование наружной рекламы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:20, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением наружной рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры в целом, и наружной рекламы, в частности. Реклама, как социальное и экономическое явление, играет немалую роль в экономике современных государств. Некоторые авторы, анализируя иностранный опыт правового регулирования рекламы, высказывают мнение, что реклама является основной движущей силой, например, в американской экономике1. Учитывая интенсивное развитие рекламной отрасли, нельзя исключать, что в обозримом будущем индустрия рекламы будет занимать не менее важное место и в экономике России.

Вложенные файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Принимая во внимание данное определение, автор считает возможным выделение двух типов наружной рекламы:

    1. наружная реклама, распространяемая с использованием рекламной конструкции;
    2. наружная реклама, распространяемая без использования рекламной конструкции.

В отношении  второго типа наружной рекламы предлагается использовать не разрешительный порядок размещения, а уведомительный, отнеся администрирование данного процесса к компетенции органов местного самоуправления.

В третьем  параграфе «Понятие, структура и виды правоотношений в сфере наружной рекламы» процесс распространения наружной рекламы представлен диссертантом в качестве совокупности этапов, каждому их которых соответствует круг определенных правоотношений. Исходя из этого, автором приводится определение правоотношений по распространению наружной рекламы: под правоотношениями по распространению наружной рекламы следует понимать совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права, и складывающихся между определенными субъектами в связи с созданием рекламной информации, производством рекламного носителя, размещением данного носителя и доведением рекламной информации до сведения потребителей в виде наружной рекламы.

Среди всего  круга отношений отдельно выделяются так называемые «неспецифические» отношения – то есть свойственные не только наружной рекламе, но и иным ее видам, а также «специфические» отношения, возникающие исключительно в связи с распространением наружной рекламы. Указанный комплекс отношений рассматривается с точки зрения субъектно-объектного состава и содержания, а также приводятся некоторые классификации отношений по распространению наружной рекламы.

Вторая  глава «Публично-правовые аспекты регулирования наружной рекламы в России» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Проблемы правового регулирования наружной рекламы на отдельных этапах ее распространения» определен круг отношений, которые, по мнению автора, следует рассматривать в рамках публично-правового аспекта регулирования наружной рекламы.

В этой связи  рассмотрены недостатки правового  регулирования в части регламентации торгов на право установки рекламной конструкции на государственном или муниципальном имуществе. Предлагается законодательно закрепить ключевые критерии отбора победителей торгов с целью нивелировать недостатки муниципальных актов в данной сфере.

Отдельно рассмотрены проблемы, связанные с реализацией органами местного самоуправления разрешительного порядка установки рекламных конструкций, проводится сравнение данного порядка с аналогичной процедурой, предусмотренной в нормативных актах Великобритании, в результате чего дополнительно обосновывается возможность введения уведомительного порядка размещения наружной рекламы, распространяемой без использования рекламной конструкции.

В связи с  тем, что действующее законодательство не предусматривает возможность  переоформления разрешения на установку конструкции (при переходе прав на нее к другому лицу), автором сформулирована соответствующая норма и предложено ее включение в ст. 19 Закона «О рекламе».

В параграфе  также рассмотрены проблемы практического  характера, связанные с применением судебного и внесудебного порядка демонтажа рекламных конструкций. Автором уделено большое внимание анализу судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из данных отношений.

Второй  параграф «Правовые основы технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы» посвящен изучению вопросов, возникающих в процессе распространения наружной рекламы в части соответствия этой деятельности требованиям технического регулирования.

Автором акцентируется  внимание на недостаточной регламентации отношений в данной сфере в связи с длительным комплексным реформированием системы технического регулирования в России и отсутствием единых подходов к техническим требованиям в отношении рекламных конструкций и работ по их установке.

В результате анализа действующих актов в сфере технического регулирования наружной рекламы, автор приходит к выводу, что несмотря на наличие в правоприменительной практике неопределенности относительно юридической силы ГОСТ Р 52044-20036, данный стандарт в настоящее время подлежит обязательному применению на территории России. Обосновывается необходимость установления на нормативном уровне требования об обязательной технической экспертизе рекламной конструкции на стадии выдачи разрешения.

В результате системного анализа правил технического регулирования диссертант приходит к выводу, что техническое регулирование представляет собой важнейший механизм, оказывающий прямое влияние на баланс публичных и частных интересов в сфере наружной рекламы. Нормы технического характера, с одной стороны, должны надежно защищать общественные ценности (жизнь, здоровье, имущество), однако, с другой стороны, они не должны в этой связи содержать необоснованных запретов или препятствий для рекламной сферы, поскольку это может негативно сказаться на эффективности рекламы и стагнировать экономическую функцию наружной рекламы в целом.

Третий  параграф «Административная ответственность в сфере распространения наружной рекламы» имеет целью определение источников правового регулирования административной ответственности за нарушение норм о наружной рекламе, а также выявление проблем в данном регулировании и их решение.

Автор приходит к выводу о том, что основным актом, подлежащим применению к нарушителям  норм о наружной рекламе, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), при этом у субъектов РФ фактически отсутствует возможность самостоятельного правового регулирования рекламной деятельности, включая установление административной ответственности за нарушения в данной сфере.

Системный анализ и толкование норм КоАП РФ об ответственности, применимой к отношениям по распространению наружной рекламы, показывает, что из Кодекса может быть исключена часть 2 статьи 11.21, в связи с тем, что объективная сторона нарушения, предусмотренного данной нормой, практически совпадает с объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ. При этом изучение судебной практики показывает, что норма статьи 11.21 КоАП РФ практически не применяется.

Также предлагается расширить диапазон суммы штрафа, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ, чтобы санкция за данное нарушение могла в большей степени соответствовать тяжести совершенного нарушения в зависимости от фактических обстоятельств распространения наружной рекламы.

Третья  глава «Частно-правовые аспекты регулирования наружной рекламы в России» включает в себя два параграфа.

В первом параграфе «Договорные отношения в сфере распространения наружной рекламы» автор выделяет круг гражданско-правовых договоров, имеющих ключевое значение в деятельности по распространению наружной рекламы, и относит к ним:

    1. договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
    2. договор на создание рекламного произведения;
    3. договор на производство (изготовление) рекламных носителей;
    4. договор на размещение наружной рекламы.

Исходя из сущности отношений, складывающихся в рамках перечисленных договоров, диссертантом определена правовая природа каждого договора, а также приведен подход к определению существенных условий данных договоров.

В отношении  договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также сделан вывод о необходимости рассматривать права владельца рекламной конструкции, вытекающие из такого договора, в качестве обременения объекта недвижимого имущества, на котором предполагается установка конструкции. Кроме того, автором предложено именовать данный договор как «договор о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции», а также дано определение этого договора. По договору о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции собственник (или иной законный владелец) недвижимого имущества обязуется предоставить владельцу рекламной конструкции определенный объект недвижимого имущества за плату во временное ограниченное пользование для установки конструкции на данном объекте (его конструктивном элементе), а также эксплуатации и последующего демонтажа рекламной конструкции.

Во  втором параграфе «Роль саморегулируемых организаций в регулировании отношений в сфере наружной рекламы в России» исследуется деятельность существующих в настоящее время саморегулируемых организаций (СРО) в сфере рекламы и наружной рекламы, дается оценка этой деятельности и предлагаются направления модернизации рекламных СРО.

В частности, автор  приходит к выводу, что современный уровень самостоятельной активности субъектов рекламного рынка России позволяет говорить пока лишь о наличии определенного и в ряде случаев существенного влияния СРО на развитие рекламного рынка, нежели о каком-либо заметном регулятивном воздействии на него. Диссертант обращает внимание на следующую особенность: активность СРО в сфере наружной рекламы направлена не вовне, а внутрь рекламного сообщества. Иными словами, субъекты, занятые в том или ином сегменте рекламного бизнеса, объединяются в СРО для защиты, в первую очередь, собственных интересов, но не общественных. В этой связи приводится сравнение с системой саморегулирования рекламного рынка, действующей в Великобритании, где первые консолидированные СРО появились еще в начале XX века.

В целях совершенствования  российской системы саморегулирования  рынка наружной рекламы, автор предлагает следующую модель модернизации данной сферы. На первом этапе государство  должно установить ряд преференций  для членов СРО, а СРО, в свою очередь, должны установить для своих членов стандарты деятельности, которые предъявляли бы более высокие требования, нежели предусмотренные государственными нормативными актами. Грубое или неоднократное нарушение участником СРО стандартов должно наказываться исключением из организации с лишением преференций, которыми участник мог пользоваться. Это позволит стимулировать деятельность СРО в необходимом направлении – в сторону обеспечения как частных, так и общественных интересов. Такой подход должен стать предпосылкой для реализации второго этапа модернизации системы саморегулирования - введения обязательного участия субъектов рекламного рынка в СРО, что должно положительно сказаться на экономии административных и финансовых ресурсов органов государственной власти, и поможет поднять на более высокий уровень качество распространения наружной рекламы на всей территории РФ.

В Заключении сформулированы обобщенные выводы, сделанные диссертантом по результатам проведенного исследования.

 

По теме диссертации  опубликованы следующие работы автора.

Статьи, опубликованные в изданиях, указанных  в перечне ВАК Министерства образования  и науки РФ:

  1. Ермоленко С.С. К вопросу о признаках рекламы // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 3 (16). 0,4 печ.л.
  2. Ермоленко С.С. К вопросу о правовом регулировании рекламы на асфальте // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2 (23). 0,5 печ.л.

 

В других изданиях:

  1. Ермоленко С.С. О законности размещения рекламы на асфальте // Наружная реклама России. 2012. № 4. 0,3 печ.л.
  2. Ермоленко С.С. Парадоксы и перспективы рекламы на асфальте // Конкуренция и право. 2012. № 4. 0,3 печ.л.

1 Каитова З. Правовое регулирование рекламной деятельности в США //Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: юрид. науки. – М., 1997. – № 2. – С. 55.

2 По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id457 (дата обращения: 22.04.2012).

3 По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id1865 (дата обращения: 22.04.2012).

4 См., например: «Концепция размещения наружной рекламы на территории города Владивостока» [Электронный ресурс] URL: http://www.vlc.ru/authority/structure/reclama/ads_concept.pdf (дата обращения 27.08.2012); «Концепция размещения наружной рекламы и информации в городском округе Самара» [Электронный ресурс] URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/685 (дата обращения 27.08.2012).

Подобные концепции  разрабатываются в настоящее  время в Москве, Нижнем Новгороде  и других городах [Электронный ресурс] URL: http://www.dsmir.mos.ru/directions/activity3/; http://www.kommersant.ru/doc/1923256?stamp=634720265236315430 (дата обращения 27.08.2012).

5 Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1979.

6 «ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 № 124-ст).


Информация о работе Правовое регулирование наружной рекламы в РФ