Взаимодействие органов государственной власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Сегодня, когда качество жизни общества определяется степенью его информированности и демократического сознания, вопрос о взаимоотношении политической власти и средств массовой информации приобретает особо актуальное значение. Общепризнано, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом.
Для государства его информационная политика выступает одним из центральных рычагов управления, наиболее весомым инструментом власти. Для средств массовой информации государственная власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом на информационном поле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.5
1.1 Функции и сущность средств массовой информации………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти……………………………………………………………12
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………………………...…15
2.1 Проблемы взаимоотношений органов государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………15
2.2 Мотивы и формы сотрудничества государственной власти и средств массовой информации………………..…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

сми и государство.docx

— 355.34 Кб (Скачать файл)

3) Диверсифицировать деятельность  СМИ в соответствии с потребностями современного общества, информационной эпохи.

4) Улучшить качество региональной  и муниципальной медиапродукции.

5) Усилить рыночную конкуренцию  на рынке.

Решение социальных проблем во взаимоотношениях органов власти и СМИ поможет:

1) Улучшить имидж как СМИ, так и органов власти.

2) Усилить влияние пропагандистской  функции СМИ на основные целевые аудитории.

3) Решить проблему наличия  на рынке медиапродукции, содержащем недоброкачественный контент: ложь, пошлость, грубость, насилие и др.

 

2.2 Мотивы и формы сотрудничества государственной власти и средств массовой информации

 

В условиях формирующегося демократического строя и свободы слова в России наметилась тенденция к налаживанию конструктивного диалога между властями самых разных уровней и отдельными представителями средств массовой информации. Главной причиной этого диалога стала взаимная выгода от сотрудничества: власти крайне заинтересованы в оперативном освещении своей деятельности через основные каналы информации; СМИ, в свою очередь, преследуют интересы беспрепятственного получения информации, имеющей государственную значимость.

Современная российская государственная власть отчётливо понимает необходимость расширения сотрудничества со средствами массовой информации, как одного из основных условий достижения социальной стабильности общества. Наиболее ярко такое положение отразил Президент Российской Федерации в своём ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации. Он подчеркнул: «мы, прежде всего, должны обеспечить право граждан на объективную информацию. Это - важнейший политический вопрос, и он прямо связан с действием в нашей государственной политике принципов свободы и справедливости. В этой связи определенные надежды возлагаю на обсуждающийся сейчас законопроект об информационной открытости государственных органов. Важно, чтобы он был принят как можно быстрее. Его реализация позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы. Хотел бы сегодня поговорить и о другой, вполне конкретной теме. А именно: что надо сделать, чтобы на национальном телевидении были в полной мере учтены самые актуальные потребности российского гражданского общества и обеспечены его интересы. Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объективным, свободным от влияния каких-либо отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стране»

В качестве конкретного решения данной проблемы он предлагает:

«...усилить полномочия Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова. Для этого в составе Палаты может быть создана Комиссия из числа уважаемых профессиональным сообществом людей, которые будут обеспечивать независимость вещательной политики, привлекать для работы квалифицированные кадры. С этой целью планирую внести в Государственную Думу соответствующие поправки в законодательство. Кроме того, доступ к СМИ необходимо обеспечить и всем парламентским фракциям. Уверен, что предлагаемые меры повысят качество и объективность информации, которую сегодня получает наше общество, интенсифицирует культурную жизнь, позволят любому гражданину, проживающему даже в самом отдаленном уголке нашей страны, иметь доступ к тем достижениям, которыми так богат современный мир».4

Основной особенностью федерального уровня является мощный законодательный аппарат, регулирующий деятельность органов государственного управления. Законодательная база связей с общественностью в сфере государственного управления довольно развита, что объясняется необходимостью контролировать влияние государственных органов на инструменты взаимодействия с общественностью, особое внимание уделяется взаимоотношениям со СМИ. Риск использования СМИ в качестве средства манипуляции государственными органами велик, так как они придерживаются установки: "кто контролирует СМИ - тот управляет миром". Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ.

 

На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:

  • Аудио- и видеозапись. Пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний СФ и ГД, Правительства РФ и его Президиума. Журналисты СМИ имеют право ознакомиться с записями ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий, при этом ссылка на соответствующую пресс-службу не требуется
  • Обязательные программы. Государственные федеральные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радио каналу, не позднее чем через 24ч с момента совершения соответствующих событий: обращений и заявлений Президента РФ, СФ и ГД, Правительства, вступление в должность Президента, открытие первых заседаний СФ, ГД, нового Правительства.
  • Информационные программы. Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в обязательном порядке определенные законом сообщения о решениях и действиях, событиях. Должно сопровождаться видеорядом, если позволяет техническая подготовка.
  • Информационно-просветительские программы. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы СФ и ГД, их комиссий и комитетов.
  • Иные программы. При формировании программной политики СМИ должны предусматривать и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.
  • Реклама. Программы о деятельности федеральных органов не могут прерываться рекламными материалами и сообщениями.5

Тот факт, что взаимоотношения органов федерального уровня предусматривает бесплатное распространение общественно значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общественности решений и действий. Если бы отношения строились на коммерческой основе, то это привело бы к поиску дополнительных внебюджетных источников, отразилось бы на объективности передаваемой информации или привело бы к отсутствию или недостаточному информационному обеспечению общегосударственных событий и решений.

Основными отличиями государственных органов федерального уровня являются наличие обязательных для распространения радио и теле программ, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы. Зачастую выделенных бесплатных ресурсов оказывается недостаточно для проведения полноценной информационной политики. В связи с этим федеральные органы начинают использовать ПР - технологии для информирования общественности, которые позволяет не затрачивать финансы для того, чтобы осветилось в СМИ то или иное событие. Главным критерием становится увеличение привлекательности события для общественности, что несомненно в лучшую сторону изменяет качество распространяемой информации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя работу по этой теме, мы разобрались с азами организации взаимодействия государственной власти и СМИ. Также стало ясно, что существует еще множество проблем между этими институтами, но проделывается колоссальная работа для разрешения этих неурядиц.

Функционирование сложившейся медиа-системы, состоящей из подконтрольного государству федерального уровня, движущегося к рынку регионального уровня и лишенного средств к существованию местного уровня, приводит к параллельной трансляции по массовым каналам сообщений об эффективной работе федеральной власти и регулярных упущениях, произволе со стороны нижестоящих уровней. Такая медиа повестка способствует укреплению позиций федерального центра и ослаблению региональных и местных властей. Последние видят единственным выходом из создавшейся ситуации взятие под контроль СМИ, функционирующие на подведомственной территории.

В последние годы государственная власть и средства массовой информации повсеместно демонстрирует своё намерение сотрудничать на взаимовыгодных условиях. Сотрудничество может сводиться как к обмену информацией, так и к проведению при помощи прессы того или иного представителя власти на высокие государственные посты. В последнем случае СМИ преследуют исключительно коммерческие интересы, а также гарантии свободного существования в перспективе.

Мотивы сотрудничества для государства и прессы могут быть самыми разными. Современная российская государственная власть отчётливо понимает необходимость расширения сотрудничества со средствами массовой информации, как одного из основных условий достижения социальной стабильности общества.

Для СМИ же их сотрудничество с властью это своего рода договор о лояльном отношении друг к другу и работе в едином направлении, а также один из простых путей получения прибыли и некоторых гарантий на будущую деятельность. Но в этом случае государство берёт на себя все финансовые вопросы и фактически становится владельцем готового к такому сотрудничеству СМИ.

В современном политическом процессе отношения между государством и средствами массовой информации можно определить как взаимозависимость двух субъектов политики, преследующих определённые интересы, достичь которых невозможно в отрыве друг от друга. Власть в этом случае, вырабатывает задачи и стратегию действий, пресса же находит наиболее действенные рычаги их реализации. В связи с этим можно утверждать, что государственная власть и СМИ напрямую влияют на ход политического процесса, во многом определяя его направленность и эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Андреев Э.М. Средства  массовой информации и реформирование России // Социально-политический журнал. 1996. №4. С. 32 - 40.

  1. Берёзкин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2008. -174с.

  1. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему // Полис. 2012.
  1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учеб. пособие./ Н.Н. Богомолова. -М.: Аспект-Пресс, 2010. -191с.

  1. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: 1986.

  1. Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн - М.: Акад. Проект, 2007.

  1. Давтян С.Л. Анализ законотворчества в РФ в контексте права человека на информацию. М.: Центр «Право и СМИ».1998.
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры /Отв. ред. Е.С. Петренко. Москва. Институт Фонда «Общественное мнение». 2008.

  1. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций// 3аконодательство и практика СМИ. 1999. №61.С. 4–6.
  1. Прошина М.Г. СМИ как институт гражданского общества в России - Саратов : Изд-во Сарат. Ун-та, 2007.

  1. Средства массовой информации постсоветской России/Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Раскин А.В., Рихтер А.Г .М.: Аспект Пресс,2002
  1. Федеральный закон об информации и защите информации: ФЗ от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ // - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

  1. Чичановский А.А. В тени свободы: политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. – М.: Юристъ, 1995. 303 с.

  1. Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог. 1995. №5 – 6. С. 27 – 38.

  1. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов. – М., Инфра-М, 2014.
  2. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М., Дело, 2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Положение о Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций// 3аконодательство и практика СМИ. 1999. №61.С. 4–6.

2 А.А. Чичановский. Взаимодействие СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества (Политологический анализ). Дис. докт. полит. наук. М.: РАГС, 1995.

3 Шилова Т.С. К вопросу о роли взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора становления гражданского общества через призму реализации приоритетных национальных проектов (региональный аспект) // Современный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления: Международная конференция (24-25.11.2006). – Екатеринбург, 2006.

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Москва, 2005.

5 Е. Тарашвили. Связи с общественностью в государственных структурах. Особенности федерального уровня.


Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и СМИ