Взаимодействие органов государственной власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Сегодня, когда качество жизни общества определяется степенью его информированности и демократического сознания, вопрос о взаимоотношении политической власти и средств массовой информации приобретает особо актуальное значение. Общепризнано, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом.
Для государства его информационная политика выступает одним из центральных рычагов управления, наиболее весомым инструментом власти. Для средств массовой информации государственная власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом на информационном поле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.5
1.1 Функции и сущность средств массовой информации………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти……………………………………………………………12
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………………………...…15
2.1 Проблемы взаимоотношений органов государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………15
2.2 Мотивы и формы сотрудничества государственной власти и средств массовой информации………………..…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

сми и государство.docx

— 355.34 Кб (Скачать файл)

Организационные функции в системе СМИ осуществляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Основными задачами министерства являются:

  • разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации;
  • регистрация средств массовой информации и рекламных агентств;
  • лицензирование телевизионного вещания и радиовещания;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил регистрации и получения лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений; приостановление и аннулирование регистрации и лицензий в установленном порядке;
  • разработка и реализация мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов;
  • подготовка проектов законодательных и иных нормативных актов в области СМИ и др1.

Судебные власти выносят решения:

  • о признании свидетельств о регистрации СМИ недействительными;
  • о прекращении и приостановлении деятельности СМИ;
  • о прекращении распространения продукции СМИ;
  • о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ;
  • о возмещении морального вреда.

В системе законодательной власти – Государственной думе – действует образованный ею Комитет по информационной политике и связи. Дума обсуждает и принимает законы о СМИ, а Совет Федерации их одобряет и направляет на подпись президенту. В этих законодательных актах регулируются и отношения между властными структурами и средствами массовой информации. Воздействуют на организационные отношения в системе СМИ Указы Президента и постановления правительства.

1.2 Модели взаимодействия  средств массовой информации  и государственной власти

 

 

Изучая взаимодействие СМИ и властных структур очень важно четко понимать цели этого процесса. Цель власти в медиа-сфере заключается в обосновании легитимности и актуализации собственных целей через получение общественной поддержки. Для достижения этой цели власть нуждается в инструменте опосредованного и формирующего общения (воздействия) на большие массы людей; таким инструментом и служат средства массовой информации.

СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов. С другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Таким образом, можно утверждать, что взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.

По словам Чичановского А.А, между средствами массовой информации и властью всегда были противоречия. Они затрагивали не только попытки власти подчинить себе средства массовой информации, но и иные формы взаимодействия.

Также в современной науке он выделяет различные классификации моделей функционирования СМИ и их взаимодействия с властью:

  • Либертианская модель предполагает, что распространение информации доступно для граждан без предварительного разрешения или лицензии, а критика власти не является наказуемой. Кроме того, данная модель подразумевает независимость журналистов, отсутствие цензуры, а также отсутствие ограничений для распространения материалов СМИ через госграницы.
  • Модель социальной ответственности. В соответствии с данной моделью средства массовой информации в своей деятельности должны выполнять определенные обязательства перед обществом. Это, прежде всего, означает, что публикуемые материалы должны соответствовать профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности. Деятельность масс-медиа саморегулируется посредством правовых норм и соответствующих институтов. СМИ выражают различные точки зрения и предоставляют возможность ответа на критику. Вместе с тем, возможно вмешательство в деятельность средств массовой информации - это может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем. Деятельность масс-медиа не должна прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинства.
  • Модель демократического участия. Данная модель предполагает, что граждане должны иметь право на использование СМИ в собственных интересах. При этом ни сами средства массовой информации, ни содержание их материалов не могут быть подчинены центральному политическому или бюрократическому контролю: масс-медиа служат, прежде всего, своей аудитории, а не организациям. Социальные группы имеют возможность реализации своих информационных потребностей, а в идеале владеют своими собственными СМИ.
  • Советская модель. Деятельность средств массовой информации в соответствии с данной моделью осуществляется на основе принципа партийности в идеологической деятельности. Масс-медиа находятся в государственном ведении и не могут принадлежать частным владельцам. Деятельность журналистов осуществляется в соответствии с решением задач экономики, культуры, воспитания людей. Функционирует явно выраженная система дозирования информации, цензуры и санкций по отношению к институтам массовой информации со стороны партийно-государственных органов.
  • Авторитарная модель. Главный принцип данной модели: деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти. В средствах массовой информации не может быть критики доминирующих политических и моральных ценностей. Данными принципами оправдывается наличие цензуры. Критика властей, входящая в противоречие с господствующей политической линией и моральными установками, может квалифицироваться как уголовное преступление. Журналисты и другие профессионалы не являются независимыми внутри организаций массовой информации.
  • Модель развивающихся стран. В рамках данной модели СМИ своей деятельностью должны способствовать достижению целей национально-государственного строительства. Свобода средств массовой информации может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностям развития общества в целом. Приоритетными должны быть материалы, способствующие развитию национальной культуры. В информационных сообщениях акцент должен быть сделан на развивающихся странах, близких в экономическом, культурном или политико-экономическом плане. Журналисты обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распространении информации. Государство может обосновывать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в отношении деятельности СМИ.2

 

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

2.1 Проблемы взаимоотношений  органов государственной власти  и средств массовой информации

 

Взаимоотношения государственной власти и СМИ в современном политическом процессе включают в себя две формы: сотрудничества и конфликта. Подобные отношения можно проследить как на федеральном, так и на региональном уровне.

Что касается сотрудничества, то в этом случае власти идут на встречу СМИ, предоставляя им самую разную информацию о своей деятельности. СМИ, в свою очередь, доносят до аудитории всю полученную от властей информацию, являясь при этом посредником между государством и обществом. При этом зачастую средства информации превращаются в рупор государства и формируют общественное мнение в нужном властям направлении, что порой противоречит государственным интересам в угоду сиюминутным рейтингам. Желание победить на ближайших выборах или провести непопулярную законодательную инициативу «заставляет» власть прибегать к возможностям прессы воздействовать на общественное мнение.

Сущность конфликта заключается в несогласии СМИ с принимаемыми властями решениями и попытках убедить аудиторию в своей правоте. Причинами такого несогласия могут служить, как стремление редакции докопаться до истины и вскрыть пороки тех или иных властных структур, так и политический заказ противников существующей власти.

Существует несколько вариантов развития конфликта между властью и СМИ:

 

1. «власть-власть» (конфликт  между разными уровнями власти, в этом случае в конфликт  втянуты государственные СМИ);

2. «СМИ-СМИ» (конфликт между  СМИ, представляющими разные уровни  власти).

3. «власть-СМИ» (давление государства на СМИ с целью соблюдения законности и выражения собственных интересов, и, наоборот, давление СМИ на власть для максимальной объективности информации или исполнение политического заказа по снижению рейтингов той или иной властной структуры).3

 

В условиях разносторонних и противоречивых взаимоотношений между государством и СМИ одним из факторов их оптимизации выступают пресс-службы органов государственной власти. Их деятельность важна как на стадии сотрудничества, когда основной задачей пресс-службы является предоставление информации государственной значимости, так и в условиях конфликта. От того насколько грамотно будет построена работа пресс-службы того или иного органа государственной власти может зависеть эффективность взятого информационного курса и, как следствие, характер протекания политического процесса.

Решая проблему государственного участия в сфере СМИ, необходимо свести это участие к минимальному и достаточному уровню. Достаточному, во-первых, для информирования населения о деятельности власти. Минимально достаточным уровнем для этого является, по нашему мнению, система из одного федерального государственного телеканала, одной радиостанции, информационного агентства и печатного периодического издания. Во-вторых, достаточность государственного участия в медиа-сфере должна определяться степенью финансовой поддержки, необходимой тем СМИ, которые не могут существовать за счет собственных доходов, при этом являясь социально значимыми источниками информации для населения. В этой связи государству следует ослабить контроль над медиа-сферой федерального уровня, где сложились рыночные отношения, имеются значительные рекламные бюджеты, высок уровень конкуренции. В то же время, необходимо всерьез заняться государственной поддержкой региональной и местной прессы, испытывающей объективные трудности в самостоятельном бизнес-функционировании в виду неразвитости местного медиа-рынка, дефицита потенциальных рекламодателей и низкой платежеспособности населения.

Взаимосвязь и взаимодействие властных структур и российских медиапредприятий в последнее время претерпевают значительные изменения, связанные с экономическим положением в стране, с изменением базисных принципов развития государства с точки зрения руководства РФ, изменением предпочтений простых граждан и т.д. В соответствии с этими изменениями можно рассматривать комплекс проблем, лежащих в плоскости взаимодействия СМИ и органов власти. Данный спектр проблем представлен на рис. 2.1.

 

 

Рис. 2.1 Основные проблемы, характерные для взаимодействия власти и СМИ

Рис. 2.2 Дерево правовых проблем, возникающих при взаимодействии власти и СМИ

Каждую из этих проблем можно разделить на ряд подпроблем. С позиции СМИ данная классификация поможет обозначить и изучить проблемы и риски, связанные с взаимодействием властей и СМИ.

В частности, ознакомление с правовыми проблемами (рис. 2.2) очерчивает для средств массовой информации границы взаимодействия с властью.

В отличие от правовых, экономические проблемы носят менее длительный, но более острый характер. По сути, экономические проблемы являются главным камнем преткновения для развития СМИ на сегодняшний день. Экономические проблемы средств массовой информации представлены на рис. 2.3.

Рис. 2.3 Дерево экономических проблем, возникающих при взаимодействии власти и СМИ

 

Социальные проблемы, возникающие при взаимодействии власти и СМИ, являются одними из самых обсуждаемых, поскольку в целом ставят вопрос о самом существовании средств массовой информации. Дерево социальных проблем представлено на рис. 2.4.

Рис. 2.4 Дерево социальных проблем, возникающих при взаимодействии власти СМИ

 

Необходимо отметить, что фактически все перечисленные социальные проблемы характерны не только для российских, но и для всех мировых СМИ. Социальные проблемы наиболее тесным образом взаимосвязаны с экономическими проблемами средств массовой информации. Уместно говорить, что экономические проблемы СМИ являются причиной появления большинства социальных проблем.

Информационные проблемы нужно рассматривать через призму специфики деятельности медиапредприятий. По сути, информационные проблемы напрямую зависят от того, на какой стадии развития находятся СМИ того или иного муниципалитета, региона, государства. Дерево информационных проблем представлено на рис. 2.5.

 

 

Рис.2.5 Дерево информационных проблем, возникающих при взаимодействии власти и СМИ

 

 

Организационные проблемы, которые сознательно выделяются в последнюю очередь, также во многом связаны со всеми предыдущими проблемами. В данном случае, соответственно, рассматриваются организационные проблемы, возникающие не в случае внутренней работы, а при взаимодействии органов власти и СМИ.

Вследствие этого организационные проблемы представлены незначительно. Организационные проблемы представлены на рис. 2.6.

 

Рис. 2.6 Дерево организационных проблем, возникающих при взаимодействии власти и СМИ

 

Таким образом, можно говорить о целом комплексе проблем, возникающих при взаимодействии власти и средств массовой информации, непосредственно влияющих на развитие СМИ. В первую очередь, это социальные, экономические и правовые проблемы, которые, по сути, и создают то лицо средствам массовой информации, которое они сейчас имеют. Необходимо отметить, что из всех компонентов внешней среды именно с органами власти СМИ имеют большинство точек соприкосновения.

Решения большинства из этих проблем позволит медиапредприятиям выйти на новый уровень развития. Так, в частности, решение правовых проблем поможет:

1) Улучшить систему взаимодействия  между СМИ и органами власти, обществом и другими структурами.

2) Сократить количество  нарушений, а, следовательно, и судебных  тяжб в сфере СМИ.

3) Стабилизировать состояние  внешней среды для СМИ.

4) Расширить спектр деятельности  СМИ.

5) Усовершенствовать моральные и этические нормы в сфере деятельности СМИ.

Решение экономических проблем во взаимоотношениях органов власти и СМИ поможет:

1) Сделать шаг к созданию  в России рынка независимых  СМИ.

2) Значительно улучшить  качество медиапродукции, мобильность и             близость к читателю.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и СМИ