Эволюция содержания и форм маркетинга. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Термин «маркетинг» (от англ. marketing -- создание рынка, рынковедение) возник в экономической литературе США на рубеже XIX - XX столетий. Подходящего эквивалента этому слову в русском языке не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге -- маркетинг.

Содержание

1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности. 1
1.1. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга. 1
1.2. Первый этап эволюции маркетинга (1860--1950 гг.) 3
1.3. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.) 4
1.4. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.) 7
1.5. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. -- настоящее время) 9
1.6. Становление маркетинга в России 11
2. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка. 18
2.1.Факторы влияющие на конъюнктуру рынка. 18
2.2.Основные объекты конъюнктурных исследований. 22
2.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка. 25
Список литературы: 29

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная маркетинг.doc

— 338.62 Кб (Скачать файл)

     Элементы маркетинга в последнее время пытаются внедрять на двух самых больших по обороту, ассортименту и прибыльности потребительских рынках России -- продовольственном и книжном. Последний является достаточно конкурентным и более цивилизованным, особенно в сегменте специальной и деловой литературы.

     Сложность ситуации состоит, видимо, в том, что большинство сегодняшних руководителей и специалистов воспитывались в рамках мировоззрения советского периода, которое они пытаются изменить, что в короткие сроки сделать, к сожалению, чрезвычайно трудно.

     Мировой, да и постепенно накапливающийся отечественный опыт свидетельствует о том, что перестройка организационных фирменных структур управления с целью ориентации их на маркетинг -- это сложный процесс, требующий тщательной подготовки и участия в ней не только руководящего состава, но и всего персонала. Распространенная в прошлом практика переименования отделов и служб сбыта многих российских предприятий в отделы и службы маркетинга без коренного изменения их функций явилась не только профанацией требующихся преобразований, но и дискредитацией маркетинга и его возможностей.

     Еще одна типичная ошибка -- создание отделов (служб) маркетинга, которые лишь формально соответствуют сложившимся представлениям о них. Спешка при создании этих отделов (служб), неподготовленность коллектива к положительному восприятию такой новации, слабая квалификация руководителей и персонала маркетинговых подразделений, противодействие со стороны руководителей других служб, отсутствие у руководства фирмы настойчивости, убежденности, инициативы, да и просто понимания реальных выгод от использования маркетинга -- вот основные причины неэффективности деятельности этих отделов (служб).

     Один из возможных путей активной адаптации российских промышленных предприятий к рыночным условиям с помощью маркетинга -- создание чисто маркетинговой фирмы, выполняющей все функции маркетинга, и в первую очередь реализацию продуктов производителя, с которым она связана финансовыми интересами. Такая маркетинговая фирма, будучи юридически самостоятельной, имеет общие интересы и совместный капитал с фирмой-производителем.

     Иными представляются пути и возможности использования маркетинга на вновь создаваемых предприятиях. В таких случаях появляется реальная возможность с самого начала формировать хорошо отлаженные организационно-управленческие структуры, в которых маркетинг занимал бы должное место с учетом профиля создаваемого предприятия, масштабов производства, ассортимента продуктов, планируемого географического охвата рынка и других стратегических задач.

2. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка.

 

    Итак, что же такое конъюнктура рынка и для чего она нужна ?

Конъюнктура это совокупность определённых признаков, сочетание различных

обстоятельств, которые характеризуют состояние экономики в определённый

период. Конъюнктура хозяйства, является составной частью экономической науки.

Поскольку основными характерными признаками конъюнктуры являются

изменчивость, неравномерность, противоречивость, поэтому чтобы принять

правильное , экономическое решение  необходимо обладать информацией о

ситуации на рынке, а значит проводить его изучение. Процесс изучения

включает в себя такие аспекты, как исследование процессов производства и

реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм,

финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития

производства и потребления.

Результаты конъюнктурных исследований могут быть использованы для различных

целей, таких как составление  экономических и технических прогнозов,

определение перспективы направления научных исследований, составления бизнес-

планов.

В настоящее время появляются большие возможности быстрого и качественного

исследования конъюнктуры. Для качественного анализа, прогноза необходимо

условие быстрого получения, обмена и обработки информации. В настоящее время

благодаря новым информационным системам и компьютерным технологиям становится

возможным более точное  и быстрое получение всей необходимой информации для

исследования конъюнктуры, что повышает качество прогнозов и  принятия

экономически  эффективных решений.

                

2.1.Факторы влияющие на конъюнктуру рынка.

               

Изучение конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и

систематизацию количественных показателей и качественной информации,

характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы

показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ

развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени,

изменение технико-экономических характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или

сдерживающие его, классифицируются на :

- постоянные                                 

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам  относится государственное

регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в

производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными.

Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная

обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность

, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров

( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок ), сдвиги в

воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой

экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику производства и

реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс

производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между

происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие

различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в

движении конъюнктуры рынков.

     Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов.

     Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос-  это отношение между ценой товара и его количеством, которое

покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели

хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения

1)        Изменение объема спроса (предложения)

2)        Изменение функции спроса (предложения)

     Определенные условия, при которых приобретаются товары:

1.        Располагаемый доход

2.        Цены товаров, которые обслуживают сходную потребность так

называемых товарозаменителей.

3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от

потребления данного товара.

4.        Условие ожидания изменения цен в будущем

5.        Численность населения

6.        Вкусы и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает,  что

потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления

товаров.

Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1.        Изменение в полезности вещи

2.        Изменение доходов (больше купить за такую же цену)

3.        Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос

переключается)

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект дохода  - показывает, как изменяется реальный доход потребителя

при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на

товар человек стал богаче.

     Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами

товаров и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с

нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при

увеличении  доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с

одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к

увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта

дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать

низкокачественные товары.

Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме

потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и

потребитель покупает большее количество низших товаров.

Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на

товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в

том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с

низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов

потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара.

"Эффект Веблена" предполагает понижение спроса на престижные товары в силу

падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и величиной спроса,

которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на

рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это

максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в

Информация о работе Эволюция содержания и форм маркетинга. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка