Формирование информационной политики ведомства и антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:00, автореферат

Краткое описание

Можно, таким образом, утверждать, что понятие политическое возникает там, где есть отношения по поводу завоевания власти, ее удержания и использования самой власти для влияния на общество в целом или на большие его части (социальные группы). Поэтому политическое – это, прежде всего, работа (деятельность, функционирование и т.п.) властных политических структур, которая направлена на:
1. удержание верховенства в обществе правящей политического класса и политической элиты;
2. на выполнение задач по поддержанию в обществе стабильности, порядка и лояльности основной массы населения к политической власти;
3. организацию всего общества по решению вопросов его жизнедеятельности: экономических, социальных, духовных и других.

Содержание

С.


Введение
3

1.

Современная информационная политика

2.
Влияние информационной политики на антикризисное управление
8
3.
Информационный аудит – как важнейший инструмент информационной политики
29

Заключение
69




Список используемой литературы
70

Вложенные файлы: 1 файл

реферат в АГПС по моим разработкам.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Эта тенденция в развитии информационного законодательства в России особенно очевидна в связи с необходимостью правового урегулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских целях, что является проблемой международного масштаба13.

Некоторые специалисты полагают, что ее субъектами являются государственные структуры и те или иные институты гражданского общества14. Иногда диссертант встречал точку зрения, согласно которой основными субъектами государственной информационной политики являются высшие органы государственной власти. Примерно на такой же позиции стоит ученый Н.А. Федотов, относящий к субъектам информационной политики государство и институты гражданского общества15. Иногда исследователи полагают, что субъектами информационной политики являются межгосударственные объединения, национальные и наднациональные структуры, значение которых все более заметно в современном мире.

На наш взгляд, субъекты информационной политики с большой долей условности можно разделить на два вида.

К первому виду мы относим субъекты, непосредственно участвующие в политической жизни общества. Этот вид включает три подвида, разделяемые по степени их влияния на процессы выработки и реализации информационной политики.

Ко второму виду субъектов отнесены субъекты, принимающие опосредованное участие в политике.

Среди первого вида субъектов информационной политики выделим следующие:

1. Государство и его  органы, политические партии, общественно-политические  организации и движения. Это постоянно  действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь и уполномоченные на то структуры от имени государства, коалиции государств, международных организаций. Как и в социальном пространстве, эти субъекты активно действуют в информационном пространстве, формируя соответствующий контент и воздействуя на общественное мнение в нужном для себя ракурсе, и используют информационное пространство для последующего изменения социальных отношений.

Как показывает анализ нормотворческой деятельности в информационно-телекоммуникационной сфере, разработчикам законопроектов достаточно сложно учитывать все законодательство по вопросам, составляющим содержание проекта нового закона. Выполнить такую задачу нелегко в связи с тем, что действующие нормы права, касающиеся информационной сферы, разбросаны по правовым актам различных отраслей законодательства. Поручения о приведении нормативных правовых актов в соответствие в связи с принятием новых актов хотя и содержатся почти в каждом федеральном законе, но не всегда в полной мере реализуются. Так, значительное количество отсылочных норм, предусматривающих принятие нормативных правовых актов различного уровня, содержалось, как уже отмечалось, в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Однако за десять лет его действия они так и не были приняты. Аналогичные проблемы связаны с реализацией Федерального закона «Об электронной цифровой подписи».

Это позволяет констатировать, что современный этап развития федерального законодательства в информационной сфере характеризуется дальнейшим разрастанием нескоординированных правовых актов, дублирующих или нередко содержащих противоречивые нормы. В быстро развивающейся информационно-телекоммуникационной сфере правовое регулирование требует также должной динамики и взвешенного подхода к качеству таких законопроектов. При этом периодическое обновление содержания всего объема законодательства по мере изменения отдельных его норм приводит к выводу о необходимости принятия нового акта, имеющего кодифицированный характер.

При формировании информационного законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы важны не только планирование законопроектных работ, но и систематизация.

Цели систематизации законодательства в информационно-телекоммуникационной сфере вытекают из теории права и представляют собой необходимость упорядочения действующих законов, всех нормативных актов, приведения юридических норм в упорядоченную, согласованную систему16. Формирование информационного законодательства направлено на создание стройной системы нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с этой сферой, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными правовыми актами; на устранение устаревших и неэффективных норм права; разрешение юридических коллизий; ликвидацию «пробелов» и обновление законодательства.

Примерами наиболее активных участников информационного пространства среди органов государственной власти являются: Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникации, Министерство информационных технологий и связи, которые с одной стороны могут выступать субъектом информационной политики, а могут быть в то же время быть подвержены влиянию со стороны, например, законодательной ветви власти, и тогда они становятся объектом информационной политики.

В последнее время кардинально трансформировались формы и методы информационной деятельности МЧС России  и других силовых структур.

Особое внимание в последние годы было уделено внедрению новых подходов и инновационных проектов в развитие официального Интернет-портала МЧС России для  информирования и обеспечения  безопасности населения.

Сервис «Онлайн – трансляция показаний дозиметров-радиометров, которые размещались в Сахалинской области, Хабаровском крае, Приморском крае, Камчатском крае».

Это информационный сервис был запущен после землетрясения в Японии с целью мониторинга радиационного фона на территории Дальнего Востока.

Посредством размещения онлайн-камер на территории Дальнего Востока в режиме реального времени на официальном Интернет-портале и сайтах, соответствующих территориальных органов МЧС России демонстрировались показания дозиметров-радиометров. Сервис был разработан на базе свободного программного обеспечения.

Работа данного сервиса позволила в считанные часы ликвидировать панические настроения и поток недостоверной информации в СМИ о возможности радиационного заражения территории Дальнего востока после разрушительного землетрясения в Японии.

В 2011 году введен в действие сервис «Экстренные телефоны», который позволяет гражданам получить информацию о правилах вызова экстренных служб в регионе с мобильного телефона в зависимости от мобильного оператора, т.е. пользователю надо выбрать в меню название субъекта и в соответствии с ним открывается  порядок набора экстренных служб  с телефонов операторов «МТС», «Билайн», «Мегафон» и др.

Сервис «Онлайн-конференции», который позволяет гражданам участвовать в интерактивных конференциях с участием ведущих специалистов МЧС России.

Были проведены интернет-конференции по следующим темам: «Пожарная безопасность в школах и дошкольных учреждениях», «Разъяснение положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», «Развитие добровольной пожарной охраны в России» и ряд др.

Результаты работы данного сервиса показывают высокую заинтересованность граждан и организаций в проведении онлайн- конференций. Кроме того, пользователю предоставляется возможность предложить тему следующей конференции.

В 2011 году Управлением информации проводилась работа по созданию и развитию инновационного сервиса «Мобильный спасатель».

Данный сервис  предназначен для мобильных устройств и предоставляет гражданам возможность быстро получить необходимую для выживания информацию в критической или экстренной ситуации (оказание доврачебной помощи, механизм действия при ЧС и.т.д.), уведомить близких людей о месте и сути произошедшей чрезвычайной ситуации.

При нажатии кнопки экстренного вызова в любом регионе России приложение автоматически набирает телефон службы спасения в зависимости от оператора мобильной связи пользователя.

Одним из возможных направлений развития данного сервиса является возможность его интеграции в систему 112, посредством которой оператору службы в автоматическом режиме будет передаваться месторасположение и суть проблемы обратившегося абонента, что позволит ускорить процесс оказания помощи.

 В целях поиска новых  решений в области распространения  оперативной информации и информации по вопросам безопасности жизнедеятельности в сети Интернет Управлением информации проводится большая работа по организации взаимодействия с крупными интернет-ресурсами для распространения на их площадках информации в период чрезвычайных ситуаций.

В рамках этой работы налажено взаимодействие с информационными ресурсами «Яндекс» и «Google» (аудитория пользователей «Яндекс» - более 40 млн. человек в месяц, аудитория пользователей «Google» - более 1 млрд. человек в месяц). Информационные блоки по актуальной информации МЧС России размещаются на «топовых» страницах указанных ресурсов, а также на специальных тематических площадках.

В 2012 году на базе карт «Google» разработаны сервисы, позволяющие информировать граждан о расположении пожарных частей  и  спасательных формирований, подразделений ГИМС, а также использовать данные сервисы для предоставления государственных услуг.

В 2013 году полностью изменены и переведены на новый качественный уровень  сервисы портала МЧС России  и  сформирован новый медийный подход  к реализации информационных задач.

Данная деятельность позволяет увеличить информационный охват населения в период ЧС, информированность населения о деятельности МЧС России, повысить долю достоверной информации в сети Интернет о прогнозируемых и произошедших чрезвычайных ситуациях и пожарах.

То есть, в качестве субъектов информационной политики могут быть рассмотрены любые политические и социальные органы, институты, лидеры, которые активно участвуют в социально-политической жизни и при этом также активно используют информационные средства.

Отметим также важную тенденцию развития современного общества, стремящегося стать информационным. Эта тенденция заключается в том, что политика, в т.ч. и информационная, не может быть лишь исключительно прерогативой государства (в информационном обществе происходит так называемое «разгосударствление» политики). Все более активными участниками информационной политики (за счет активности в информационном пространстве) становятся общественно-политические объединения, политические партии, институты гражданского общества, структуры масс-медиа. Происходит как бы размывание основного субъекта, так как в информационном пространстве этот процесс идет намного быстрее и менее прогнозируемо, чем в социальном пространстве.

Главной целью информационной политики обычно называют построение развитого информационного общества. Здесь трудно не согласиться с исследователем В.О. Богомоловым в том, что стратегической целью информационной политики является переход к новому этапу развития России, имеющего информационную и сетевую природу, и вхождение страны в мировое информационное сообщество17. Именно таким образом устанавливая объект информационной политики достаточно широко, эта главная цель может быть достигнута. Достигнута, по-видимому, только тогда, когда объектом воздействия будет избран весь социум и все его отражения/образы в информационном пространстве, а при формировании и реализации целей и задач информационной политики будет учитываться мнение большинства социальных субъектов. Впрочем, эта точка зрения, скорее, является дискуссионной.

Выделим основные функции государственной информационной политики. Под функцией (лат. functio – исполнение, совершение) диссертант понимает детальное проявление/выражение какого-либо объекта в сложившейся системе отношений18. Все же функция в большой степени близка к функциональному предназначению объекта исследования. Следовательно, роль информационной политики в жизни общества проявляется в тех социальных функциях (предназначении), которые она в нем выполняет.

После анализа профильной литературы имеем вывод о том, что функции информационной политики в нашей стране до сих пор исследовались недостаточно.

В тоже время, по мнению доктора наук Ш.Г. Сеидова стал возможным не только межгосударственный уровень коммуникаций на больших расстояниях, но и индивидуальный, групповой, корпоративный, что перевело информационные отношения в иные измерения. В данном случае уместно в качестве синонимов рассматривать информационные процессы и информационную политику.

Информационные процессы продолжают выполнять традиционные функции, к которым, однако, добавились еще и новые, порожденные растущим участием граждан в разработке управленческих решений, интеграцией отдельных политических движений и организаций в межгосударственные отношения, стремлением внегосударственных организаций участвовать в решении глобальных (например, экологических) проблем19. С этим мнением сложно не согласиться, поскольку развитие общество способствует некоторой трансформации традиционных функций, в то же время способствуя зарождению и становлению новых, отличных от традиционных.

Профессор Ю.В. Нисневич выделяет функции информационной политики в виде неких решаемых ею функциональных задач:

– обеспечение информационного обслуживания населения и институциональных структур гражданского общества на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций при соблюдении мер предупреждения и защиты от внутренних и внешних информационных угроз;

– информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, включая ее обеспечение структурированной информацией о состоянии и развитии мирового сообщества путем трансграничного обмена, при соблюдении мер предупреждения и защиты от внутренних и внешних информационных угроз;

– обеспечение информационного взаимодействия гражданского общества и власти, включая государственную и местное самоуправление20.

Наиболее обстоятельно, полагаю, функции государственной информационной политики все же изложены исследователем А.Г. Плитко. Под функциями информационной политики государства им понимаются действия государства, способствующие поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему развитию информационной сферы общества и ее субъектов (то есть, всё, что способствует развитию сети коммуникаций). Он пишет о том, что антиподом функций являются дисфункциональные процессы, разрушающие данное состояние, дестабилизирующие сложившиеся взаимосвязи. Многообразие связей (т.е. коммуникаций), образующих информационную сферу и взаимодействия государства в ней (опять же коммуникаций), обуславливают следующие функции (по мнению А.Г. Плитко).

Информация о работе Формирование информационной политики ведомства и антикризисное управление