Услуга SMS от компании ОАО «Мобильные Телесистемы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я попыталась исследовать предоставление услуги SMS в компании «Мобильные Телесистемы». Компания «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в России и Восточной Европе.
SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
Цель работы – выявить сильные и слабые стороны дополнительной услуги связи SMS в компании «Мобильные Телесистемы». Задачами, которые были поставлены перед началом исследования, являются изучение рынка дополнительных услуг в компании МТС, подробное определение услуги SMS и ее перспективы, а также развитие данной услуги в компании МТС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ» 5
1.1. История 7
1.2. Финансовые результаты 2005 г. по сравнению с 2004 г. 9
1.2.1. Основные финансовые показатели 9
1.2.2. Основные операционные показатели 9
1.2.3. Обзор операционной деятельности 11
1.2.4. Финансовое положение 13
1.2.5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с позиции 18
факторов внутренней среды 18
2. ОСОБЕННОСТЬ УСЛУГИ SMS 21
2.1. Что такое SMS? 21
2.2. История развития SMS 22
2.3. Объемы продаж 23
3. АНАЛИЗ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЯ 24
3.1. SMS-конкурс для потребителя 25
4. АНАЛИЗ РЫНКА ОПЕРАТОРОВ 28
4.1. Третий не лишний 28
5. АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕН 32
6. ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ SMS-ТРАФИКА 34
7. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетиНГУ..doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный  университет экономики и права

Факультет экономики и управления на предприятии

Кафедра экономики и управления бизнеса

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

                       По дисциплине:  МАРКЕТИНГ

 

         На тему: УСЛУГА SMS ОТ КОМПАНИИ ОАО

         «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ»

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. УМТ 2-06

Руководитель:

В.Б. Игнатьев

 

 

 

Иркутск, 2007

 

АННОТАЦИЯ

 

В данной курсовой работе я попыталась исследовать предоставление услуги SMS в компании «Мобильные Телесистемы».  Компания «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в России и Восточной Европе.

SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.

Цель работы – выявить сильные и слабые стороны дополнительной услуги связи SMS в компании «Мобильные Телесистемы». Задачами, которые были поставлены перед началом исследования, являются изучение рынка дополнительных услуг в компании МТС, подробное определение услуги SMS и ее перспективы, а также развитие данной услуги в компании МТС.

В данной курсовой работе также проведен анализ рынка потребителей и производителей данной услуги, анализ рынка цен, выявлены инструменты продвижения услуги на рынке и методы стимулирования продаж, а также разработаны стратегии, направленные на развития услуги SMS.

Объем работы составил 43 страницы, в том числе 11 таблиц, 16 использованных источников, 5 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

АННОТАЦИЯ              2

ОГЛАВЛЕНИЕ              3

ВВЕДЕНИЕ              4

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ»              5

1.1. История              7

1.2. Финансовые результаты 2005 г. по сравнению с 2004 г.              9

1.2.1. Основные финансовые показатели              9

1.2.2. Основные операционные показатели              9

1.2.3. Обзор операционной деятельности              11

1.2.4. Финансовое положение              13

1.2.5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с позиции              18

факторов внутренней среды              18

2. ОСОБЕННОСТЬ УСЛУГИ SMS              21

2.1. Что такое SMS?              21

2.2. История развития SMS              22

2.3. Объемы продаж              23

3. АНАЛИЗ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЯ              24

3.1. SMS-конкурс для потребителя              25

4. АНАЛИЗ РЫНКА ОПЕРАТОРОВ              28

4.1. Третий не лишний              28

5. АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕН              32

6. ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ SMS-ТРАФИКА              34

7. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА              37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              40

Приложение 1.Краткая сводка финансовых показателей (неаудированных)              40

Приложение 2. Краткая сводка операционных показателей              41

Приложение 3. Неаудированный консолидированный отчет о деятельности за четвертый квартал 2005 г., четвертый квартал 2004 г., за 2005 и 2004 гг.              41

Приложение 4. Абонентская база              43

Приложение 5.ОПРОС  «Чем является SMS в вашей жизни?»              44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном абзаце 160 знаков. Именно столько

помещается в одном сообщении SMS.

Мало?! Но из них можно извлечь намного больше пользы, чем кажется на первый взгляд.

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет назад служба коротких сообщений (SMS) рассматривалась операторами сотовой связи как вспомогательный сервис к основной голосовой услуге. SMS стала невероятно популярным инструментом общения. В мире количество пересылаемых SMS -сообщений ежегодно растет в десятки раз. Если еще два года назад SMS -трафик по всему миру не превышал 1 млрд сообщений в месяц, то сегодня их количество приблизилось к 20 млрд.

В России SMS -трафик пока не учитывается, но рост отечественного рынка тоже впечатляет. Только на простой пересылке стандартных SMS -сообщений российские сотовые операторы заработали в прошлом году около 420 млн долларов (рост более чем в два раза по сравнению с позапрошлым годом). А есть еще множество дополнительных SMS -услуг (мобильная музыка, картинки, информация и др.). В целом, по прогнозам J'son & Partners, в 2007 г. объем рынка дополнительных SMS -услуг для мобильных телефонов вырастет в 3,5 раза - до 320 млн дол., при этом услуги на основе SMS займут 63% рынка.

Однако прямая функция SMS (обмен стандартными сообщениями) остается для абонентов главной и становится все популярнее. В мире количество ежедневно отправляемых SMS постепенно приближается к числу телефонных разговоров.

На пике популярности SMS стали еще и важнейшим каналом передачи дополнительных услуг, которые прежде не имели отношения к телефонии. Здесь лидирует (как в мире, так и в России) сервис "скачивания" мелодий (рингтонов) для мобильных телефонов. Бум на SMS породил настоящий бум на мобильную музыку. По данным компании The Arc Group, мировые продажи рингтонов выросли в 2005 г. на 40% - до 3,5 млрд дол.. По данным Mobile Research Group, в России в прошлом году на мелодии для сотовых телефонов потрачено около 10 млн дол. В этом году цифры будут существенно выше, поскольку рынок растет на 70-80% в год. На мобильной музыке уже зарабатывают и музыкальные каналы, и операторы, и провайдеры услуг, и музыканты.

Число развлекательных услуг, получаемых с помощью SMS, безгранично. Это и популярный сервис "скачивания" логотипов, и услуги, ориентированные на общение (знакомства, чаты, включая телевизионные и т.д.), интерактивная связь (телевикторины, телеголосование), различные инфомобильные услуги (информация по запросу), игры для мобильных телефонов.

Очевидно, такой удобный канал передачи информации, как SMS, не могли обойти стороной и маркетологи. По всем прогнозам, пройдет еще немного времени - и произойдет взрыв SMS -маркетинга. В этом году объем европейского рынка SMS -рекламы достигнет отметки в 2,7 млрд дол.. В России этот рынок пока не развит, что во многом связано с осторожной политикой сотовых операторов. С одной стороны, гарантированная аудитория - десятки миллионов человек, до которых SMS -реклама обязательно дойдет. С другой стороны, абоненты могут расценить ее как спам. Между тем опыт создания рекламных рассылок есть – компания «Мобильные Телесистемы»  три года назад стала заниматься такими рассылками совместно с несколькими рекламными агентствами. Чтобы получать рекламное сообщение, абонент должен был подписаться на услугу, при этом ему начислялся определенный бонус.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ»

 

Проанализировав деятельность компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, меня заинтересовало развитие компании «Мобильные ТелеСистемы». Компания «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в России и Восточной Европе.

Главной задачей МТС является быть не только крупнейшим оператором сотовой связи в России и Восточной Европе, но и лучшим оператором. Говоря «лучший оператор», имеется в виду несколько критериев. Во-первых, это лучший клиентский сервис, который оценивается по следующим параметрам: качество обслуживания, качество технических решений, качество системы расчетов с абонентами, качество дополнительных услуг, а также качество покрытия.

Во-вторых, это отношения с акционерами, для которых выбор МТС должен восприниматься как наиболее правильный. Нужно наиболее эффективно распоряжаться капиталом, наиболее полноценно использовать активы — речь идет, в первую очередь, об основных средствах компании.

В-третьих, лучшими должны быть люди, которые работают в МТС. Сотрудники должны показывать конкретные результаты, и они должны отвечать за достижение этих результатов. С другой стороны, у сотрудников должна быть мотивация: если они добиваются поставленных целей, перспективы их роста в компании будут практически неограниченными и, соответственно, они будут получать адекватное вознаграждение в денежном выражении.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления. В период между собраниями акционеров общее руководство деятельностью Общества осуществляет Правление. Текущее руководство деятельностью Общества осуществляет дирекция, которая является его исполнительным органом. Возглавляет дирекцию, организует ее работу директор, который несет ответственность за деятельность Общества. Ему непосредственно подчинены подразделения основного производства и функциональные основные отделы.

И, наконец, МТС должна быть законодателем моды с точки зрения качества управления компанией. В частности, это означает, что компания должна мерить себя международными мерками, мерками крупнейших мировых операторов, которые доказали надежность своей бизнес-модели.

1.1. История

Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество в октябре 1993 г.. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании — 47%. В конце 1996 г. АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.

1 марта 2000 г. в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 г. Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС».

В этом же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня 2000 г. акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT.

Стартовав в Московской лицензионной зоне в 1994 г., МТС в 1997 г. получила лицензии и стала активно развиваться в Твери и Тверской области, Костроме и Республике Коми. В 1998 г. МТС купила «Русскую телефонную компанию» и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Участвуя в работе компании «РеКом», МТС строит сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях. Заключенное соглашение с компанией «Росико» позволяет МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и 11 регионах на Урале.

В 2000 г. сеть МТС заработала в Амурской и Ярославской областях, республике Удмуртия. В 2001 г. МТС продолжила региональную экспансию, расширив свою сеть еще на семь регионов России. В том же году МТС вышла на Северо-Запад России, приобретя компанию «Телеком XXI».

В апреле 2002 г. МТС приобрела крупнейшего оператора Юга России — компанию «Кубань GSM», что позволило включить в сеть «Мобильных ТелеСистем» главные курорты страны. В октябре МТС объявила о покупке еще одного оператора в Южном федеральном округе — «Донтелеком», усилив таким образом свое присутствие в этом стратегически важном регионе. Приобретение оператора в Башкортостане, строительство сетей в Перми и Челябинске укрепили позиции МТС на Урале. В 2002 г. запущены сети МТС в Мурманске, Тамбове, Архангельске и Ненецком АО, Вологде, Тюмени, Республике Карелии и на Алтае. В октябре компания расширила свой лицензионный портфель: приобретение «Мобильными ТелеСистемами» ООО «Бит» принесло МТС лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900 в четырех регионах России: Туве, Сахалинской области, Чукотском автономном округе и Республике Калмыкии.

В июне 2002 г. МТС запустила сеть в Республике Беларусь.

В августе 2003 г. МТС завершила приобретение 100% акций UMC, лидера рынка мобильной связи на Украине.

В соответствии со своей стратегией региональной экспансии в апреле МТС стала владельцем контрольного пакета акций крупнейшего оператора в Татарстане «ТАИФ-ТЕЛКОМ».

В 2003 г. МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: «Сибчелендж» (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО), «Томская Сотовая Связь» (Томская область), «МарМобайл GSM» (Республика Марий Эл). Кроме того, в результате серии сделок, МТС стала владельцем 50% акций компании «Примтелефон» (Приморский край и Сибирь), 50% «Астрахань Мобайл» (Астраханская область), 50% «Волгоград Мобайл» (Волгоградская область). Лицензионная зона компании в Российской Федерации увеличилась до 76 регионов, население которых составляет 127,3 млн. человек.

В соответствии со стратегией консолидации, компания увеличила свое участие до 100% в компании «Кубань GSM», до 88,5% в компании «Сибирские Сотовые Системы-900» (Новосибирская область, Республика Алтай), до 99,85% в «Уралтел» (Свердловская область).

Именно в августе 2003 г. МТС приобрело 50% акций компании «Примтелефон», которая является держателем лицензии на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM 900/1800 на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

ЗАО «Примтелефон» является оператором сети МТС в Иркутске и Иркутской области.

Коммерческая эксплуатация сети МТС в городе Иркутск и Иркутской области запущена 9 февраля 2004 г.

Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи, МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 г. осуществила коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, Алтайском крае.

В 2006 году происходит запуск обновленного бренда МТС в рамках сквозного бренда «Системы Телеком».

На сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе.

1.2. Финансовые результаты 2005 г. по сравнению с 2004 г.

1.2.1. Основные финансовые показатели (прил.1, табл. №1)

                    Консолидированная выручка МТС в 2005 г. составила $5011 млн., увеличившись на 28,9% по сравнению с 2004 г.

                    Показатель OIBDA за год вырос на 21,2% и составил $2539 млн.

                    Маржа OIBDA составила 50,7%

                    Консолидированная чистая прибыль увеличилась на 14% по сравнению с 2004 г. и составила $1126 млн. [14]

1.2.2. Основные операционные показатели (прил.2, табл. №2)

                    Общая абонентская база к концу 2005 г. составила 58,2 млн. человек. Прирост за год составил 24 млн. пользователей.

                    Квартальный прирост абонентской базы составил 7,8 млн. пользователей.

                    МТС занимает лидирующие позиции в Российской Федерации, Республике Беларусь, Туркменистане и Узбекистане.

                    Расширение сферы деятельности на территории бывшего СССР.

                    Общая абонентская база по состоянию на 28 февраля 2006 г. составила 60,3 млн. пользователей. [14]

 

В 2005 г. у МТС было три основных задачи: сохранить лидирующее положения на рынке, осуществить интеграцию бизнеса и заложить фундамент для дальнейшего лидерства в 2006-2008 гг.. Для реализации последней задачи компания успешно осуществила ряд ключевых мер - внедрили новую систему управления компании, провели консолидацию контактных центров, значительно повысили уровень обслуживания клиентов и эффективность основных бизнес-процессов.

Маркетинговые инициативы в 4 квартала 2005 г. и начала 2006 г. направлены на повышение уровня лояльности  клиентов, и, в конечном итоге, стабилизацию и рост показателя ARPU.

Рост выручки в размере $1,1 млрд. является рекордным для данной сферы бизнеса.

География бизнеса МТС расширяется. По данным на конец 2005 г. МТС работает в 82 из 86 российских регионов, в которых у компании есть лицензии. Так же в 2005 г. начали работать в Туркменистане и Киргизстане. Есть уверенность в том, что выход на новые рынки предоставляет серьезные перспективы роста

В 2006 г. МТС предстояло работать с учетом изменений в законодательстве, в частности касающихся  бесплатных входящих звонков, переносимости мобильного номера, деятельности виртуальных мобильных операторов. Поправки в закон «О связи», предусматривающие отмену оплаты входящих звонков вступили в силу с 1 июля 2006 г.. Поэтому была поставлена задача строить свою тарифную политику таким образом, чтобы люди с очень маленьким доходом могли спокойно принимать звонки даже при нулевом балансе и начать пользоваться хотя бы услугой SMS. Отмена оплаты входящих звонков — это демократизация сотовой связи и переход от американского пути развития к европейскому. Это открытие мобильного мира для пенсионеров, детей, безработных и других групп, мало или вообще не пользовавшихся мобильной связью в прошлом. С появлением этого принципа, им должно стать удобно и выгодно пользоваться мобильной связью. А это и является одной из целей тарифной политики МТС.[3]

                Плата за входящие звонки составляла до 12 % доходов компании до 1 июля 2006 г.   Сейчас прикладываются усилия для увеличения доходов от других видов услуг и компания рассчитывает компенсировать тем самым отсутствие доходов от входящих звонков.

Главной задачей, стоящей перед менеджментом МТС остается увеличение капитализации компании. В 2006 г. компания продолжает концентрировать усилия на повышении лояльности абонентов, росте выручки, повышении операционной эффективности, сочетая инвестиций и повышение доходности для акционеров.

1.2.3. Обзор операционной деятельности

Рост рынка

2005 г. стал годом активного роста абонентской базы в России и на Украине. В течение года уровень проникновения в России вырос с 51% до 87%, на Украине  с 29% до 64%. Причиной роста числа абонентов в 4 квартале на 7,8 миллионов, в частности, стали предпраздничные кампании по привлечению новых пользователей.

Динамика абонентской базы

Абонентская база МТС выросла в 2005 г. на 24 млн. человек. Доля России в приросте составила 17,7 млн. человек.

Консолидированная абонентская база МТС увеличилась на 7,8 млн. человек в течение 4 квартала, в том числе в России было добавлено около 5,4 млн. абонентов.

С начала 2006 г. абонентская база МТС выросла еще на 2,1 млн. человек и по состоянию на 28 февраля 2006 г. насчитывала 60,3 млн.

Расширение бизнеса

В течение 2005 г. количество российских регионов, где действуют сети МТС, выросло с 76 до 82, при этом большинство из добавленных регионов находятся на юге страны. В июне 2005 г. МТС приобрела крупнейшего оператора в Туркменистане  компанию BCTI.

Доля рынка

Маркетинговые и CRM программы, в частности, новой имиджевая кампания в России, сезонным акциям и введению новой тарифной линейки, МТС сохранила ведущие позиции на всех рынках своего присутствия.

Доля рынка МТС в 4 квартале в России составила 35,1%, на Украине  44,5% и в Узбекистане  55,1%. Доля рынка неконсолидированного совместного предприятия МТС в Республике Беларусь составила по состоянию на конец 2005 г. 51.6%.

Сегментирование абонентов

В течение 2005 г. рост рынка определялся преимущественно абонентами, подключающимися по препейд-тарифам. Подключения по препейд-тарифам МТС (ДЖИНС в России) составили 94% общего количества новых подключений в России. По состоянию на конец 2005 г., к препейд-тарифам были подключены 88% абонентов МТС в России по сравнению с 77% по состоянию на конец 2004 г.).

Операции МТС в России

                    Выручка за 2005 г. выросла на 21,6% по сравнению с предыдущим г. и составила $3701 млн. Выручка за 4 квартал 2005 г. выросла на 16,5% по сравнению с 4 кварталом 2004 г. и составила $954 млн.

                    Чистая прибыль за 2005 г. выросла на 1,6% по сравнению с предыдущим г. и составила $773 млн. Чистая прибыль за 4 квартал 2005 г. выросла на 19,5% по сравнению с 4 кварталом 2004 г. и составила $152 млн.

                    Показатель OIBDA за 2005 г. вырос на 14,7% по сравнению с предыдущим годом и составил $1877 млн. OIBDA за 4 квартал 2005 г. выросла на 14,7% по сравнению с 4 кварталом 2004 г. и составила $428 млн.

                    Маржа OIBDA за 2005 г. составила 50,7%, за 4 квартал  44,8%. [14]

 

В четвертом квартале средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в России снизился со 130 минут до 123, что объясняется ростом подключений массовых пользователей в результате предновогодних маркетинговых акций. Вместе с тем, MOU контрактных абонентов в России вырос с 309 до 348 минут.

Средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) в России в четвертом квартале снизилась с $8,9 до $7,3, что объясняется снижением трафика в расчете на одного абонента. ARPU за 2005 г. снизилась до $8,4 с $12,2 в 2004 г.

В 4 квартале 2005 г. затраты на приобретение одного абонента (SAC) в России возрасли с $18,6 до $19,8, что объясняется проведением сезонных маркетинговых и рекламных акций. За 2005 г. затраты снизились до $18,8 с $21,0 в 2004 г.

Уровень оттока в 4 квартале составил 5,2%. Уровень оттока за 2005 г. снизился до 20,7% с 27,5% в 2004 г.

1.2.4. Финансовое положение

Капитальные вложения МТС в основные средства в 2005 г. достигли $1758,0 млн., в том числе в России  $1145,4 млн. Объем капитальных вложений за 4 квартал 2005 г. составил $611,6 млн., в том числе в России  $328,9 млн.

Кроме того, в  4 квартале 2005 г. МТС потратила $196,7 млн. на приобретение нематериальных активов (в том числе в России  $136,0 млн.). Общие расходы МТС на приобретение нематериальных активов за 2005 г. составили $423,4 млн. (в том числе в России  $302,5 млн).

В соответствии со стратегией расширения географии работы и приобретения лидеров региональных рынков, МТС осуществляла приобретение новых операторов. В 2005 г. МТС потратила на приобретения $178,9 млн. (не включая денежные средства приобретенных компаний), в том числе $138,1 млн. на приобретение региональных операторов в России и $40,8 млн.  на приобретение оператора в Туркменистане. Из общей суммы приобретений $141,0 млн. было потрачено в 4 квартале 2005 г..

По состоянию на 31 декабря 2005 г. общий долг компании составил $2,85 млрд. В результате отношение общего долга к OIBDA составило 1,1 по сравнению с 0,9 в 2004 г.. Объем денежных средств и их эквивалентов компании на конец 2005 г. составил $78,3 млн., чистый долг составил $2,74 млрд. (прил. 3, табл. №3)

В апреле 2006 г. консолидированная абонентская база МТС увеличилась на 0,72 миллиона абонентов, в том числе 0,51 миллиона абонентов подключились к сети МТС в России.  (прил. 4, табл.№4)

Термины

Абонент. Мы определяем в качестве «абонентов» физических лиц или организации, негативный баланс на лицевых счетах которых не превышает 61 день, или 183 дня в случае пользования тарифными планами ДЖИНС, и которые совершили хотя бы одно тарифицируемое действие в течение указанного периода.

Затраты на приобретение одного абонента (SAC). Мы определяем затраты на приобретение одного абонента как общие затраты на маркетинг и продажи в данный период. Такие затраты включают расходы на рекламу, дилерские комиссионные и субсидирование абонентского оборудования. Затраты на приобретение одного абонента рассчитываются путем деления затрат за период на количество подключенных абонентов за этот период.

Коэффициент оттока. Мы определяем коэффициент оттока абонентов как общее число абонентов, которые перестали быть «абонентами» в указанном выше смысле, во время данного периода (непроизвольно ли из-за неплатежа или добровольно по просьбе самого абонента), выраженное в процентах от среднего числа наших абонентов в данный период.

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU). Мы рассчитываем среднюю ежемесячную выручку от продажи услуг в расчете на одного абонента путем деления выручки за период, включая плату за гостевой роуминг, на среднее число абонентов за тот же период и далее на число месяцев в этом периоде.

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU). MOU вычисляется путем деления общего числа минут пользования связью за период на среднее число абонентов за период и далее на число месяцев.

1.2.5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с позиции

факторов внутренней среды

Таблица №5

Действующие ресурсы

Действующие ресурсы

Фактор: производственные ресурсы

Сильная сторона

Слабых сторон не выявлено

Доступ к сырью, материалам, компонентам и т.п.

+

Владение специальным оборудованием

+

Особые рабочие навыки

+

Владение патентами и лицензиями

+

Качество упаковки

+

Доступ к новой производственной технологии

+

Таблица №6

Управление

Управление

Фактор: ресурсы управления

Сильная сторона

Слабая сторона

Опыт управления

+

 

Диапазон функций специалистов управления

 

+

Адекватность организационной структуры

+

 

Ясность патентов и стратегий

+

 

Система стимулирования

 

+

Таблица №7

Сильные и слабые стороны маркетинга

Сильные и слабые стороны маркетинга

Фактор: знание маркетинга и информации

Сильная сторона

Слабая сторона

Есть план маркетинга?

+

 

Знание рынков (т.е. размер рынка, сегменты, направления)

+

 

Знание имиджа покупателя о предприятии

 

+

Знание того, как покупатели принимают решение о покупках

 

+

Как используется внутренняя информация, например, анализы продажи, торговые агенты

+

 

Доступ к информации внешнего рынка, например, журналам о торговле и предпринимательстве, использование правительственных информационных агентств

+

 

Ваша зависимость от:

а) несколько главных покупателей;

б) нескольких главных продуктов;

с) малой географической областью.

 

 

+

Таблица №8

Реклама

Реклама

Фактор: реклама и продажа

Сильная сторона

Слабая сторона

Навыки продажи, например, весь персонал обучался на торговых курсах

 

+

Производительность торгового персонала (например, направления в торговле каждого работника)

+

 

Частота посещения покупателей

 

+

Анализ покупателей

+

 

Используемая система стимулирования продажи

 

+

Использование брошюр

+

 

Использование газетных изданий

+

 

Использование рекламы

+

 

Таблица №9

Продвижение товара

Продвижение товара

Фактор: система продвижения товара

Сильная сторона

Слабых сторон не выявлено

Проникновение на рынок сбыта, например, торговые точки

+

Система стимулирования дистрибьютора

+

Помощь дистрибьюторам, например, выставки, материала о торговых учреждениях, брошюры

+

Таблица № 10

Продукция

Продукция

Фактор: ваша продукция

Сильная сторона

Слабая сторона

Данные о развитии продукции, например, количество новой продукции введенной в прошлом году.

+

 

Возраст настоящей продукции

 

+

Использование фирменного названия на продукцию

+

 

Качество и назначение упаковки

+

 

Особая выгода от покупки продукции, которую предлагает предприятие

 

+

 

Таблица№ 11

Обслуживание покупателя

Обслуживание покупателя

Фактор: обслуживание покупателя

Сильная сторона

Слабая сторона

Время от заказа до доставки

+

 

Надежность доставки продукции

+

 

Срочная доставка по требованию

+

 

Наличие продукции и непрерывность поставок

+

 

Заказы заполнены полностью

 

+

Совет в случае отсутствия продукции

+

 

Удобство помещения заказа

+

 

Точность счета/фактуры

+

 

Качество представления продажи

 

+

Регулярное посещения торговых представителей

+

 

Предлагаемые условия кредита

 

+

Умение отвечать на вопросы покупателей

 

+

Качество внешней упаковки

+

 

Полностью загруженный паллет

 

+

Необходимые надписи на упаковке

+

 

Качество внутренней упаковки для выставки в торговых учреждениях

+

 

Консультирование о выпуске новой продукции и упаковке

 

+

Координация между продвижением товара и маркетингом

 

+

2. ОСОБЕННОСТЬ УСЛУГИ SMS

2.1. Что такое SMS?

SMS (Short Message Service) — это услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни — сегодня сервис SMS используют более 87% абонентов мобильной связи, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год. С помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи — список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

Достоинства и недостатки технологии SMS очевидны. Плюс — дешевизна, возможность отправки сообщения в ситуациях, когда телефонный разговор невозможен, относительно большое «время жизни» передаваемой информации (текстовое сообщение может быть сохранено на телефоне пользователя и просматриваться практически неограниченное число раз). Минус — неудобный набор текста на большинстве современных мобильных аппаратов, ограничения на допустимую длину сообщений, не до конца решенные технические проблемы с передачей SMS-сообщений между сетями различных операторов.

2.2. История развития SMS

История развития SMS весьма интересна. 14 лет этот сервис оставался невостребованным, а потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов.

Начиналось же все в далеком 1991 г., когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 г. инженер компании Vodafone Нейл Пэпворт (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.[13]

Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел — зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону?

Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS — оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 г. позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы.

2.3. Объемы продаж

За месяц иркутяне отправляют около 90 миллионов эсэмэсок. Больше 5 миллионов из них приходится на различные игры. Если умножить эту цифру на 3 рубля - столько в среднем стоит SMS в играх и конкурсах, то получается весьма приличная сумма - 270 миллионов. Большинство школьников и студентов предпочитают всем играм SMS -знакомства. Коротенькие анонимные записки про любовь народ отсылает друг другу, томясь от безделья в маршрутках, на уроках и лекциях.

Тем более что развлечение это не такое уж и дорогое - от 1 рубля до 2 за эсэмэску, в зависимости от оператора сотовой связи.

Доля абонентов МТС в объеме всех отправленных SMS-сообщений составляет 35,7% в сравнении с долей Байкалвесткома 41,2% и долей Теле2 23,1%.  На объемы отправленных сообщений влияет во-первых, цена сообщения (см. п.5), во-вторых, это качество доставки сообщения до адресата, отсутствие сбоев, но данный фактор на данный момент присутствует во всех компаниях, поэтому основным фактором является цена. Поэтому для увеличения SMS-трафика рекомендуется установление цены ниже среднего уровня на данном рынке услуг. Наибольшей популярностью данная дополнительная услуга пользуется у молодежи, доступность и удобство этой услуги связи дает возможность каждому из них  отправлять более 300 смс в день.

              Изучая отчет аналитической компании J'son & Partners о российском рынке SMS /служба коротких текстовых сообщении/, понимаешь, как дорого слово, если сказано оно к месту. Например, если слово это гуляет по миллионам сотовых телефонов и называется SMS. С января по октябрь 2004 г. абоненты компаний - операторов сотовой связи формата GSM успели отправить более 700 миллионов сообщений, потратив на эту еще вчера неведомую прихоть свыше 280 млн долл /в 2000 г. доходы от нее едва-едва превышали 9 млн долл/. Теперь по этому показателю Россия почти догнала страны Евросоюза, где нормальной считается норма в 7 сообщений в месяц на абонента, и влила свои кровные в общемировой рынок SMS, оценивающийся сейчас примерно в 20 млрд долл. Любопытно, что услуга SMS приносит сотовым операторам во всем мире около 35% доходов - прибыльнее только сама голосовая связь. И это при том, что сказать в трубку гораздо дешевле, чем передать сообщение. Если учесть популярность среди нашей молодежи телефонов с полифоническим звуком и цветным дисплеем, то можно смело предсказать дальнейший расцвет SMS -бизнеса в России. Эксперты уверяют, что российский рынок SMS будет увеличиваться в несколько раз каждый год в течение минимум 6 лет. Тем более что затраты владельцев фирм здесь совсем небольшие, и это позволяет им вкладывать в рекламу около 20% дохода. [2]

3. АНАЛИЗ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

 

Если по телефону не звонить, то, что с ним еще делать? Конечно, отсылать SMS. Текстовые сообщения – один из самых, если не самый, популярных сервисов любого сотового оператора. Как передает CyberSecurity, эксперты прогнозируют, что в 2007 г. абоненты сотовых сетей по всему миру отправят более 1 триллиона SMS.[6]

Короткие сообщения становятся универсальным средством передачи информации, а потому в последнее время с помощью SMS сотовые компании и их абоненты научились делать практически все – от оформления налоговых деклараций до отпугивания птиц. Кстати, как сообщает «Авторадио», все больше молодых людей признаются в любви с помощью SMS – им так гораздо проще, чем даже по телефону.

Потребовалось всего десять лет, чтобы примеру Папворта последовал весь мир. По данным сотовых компаний, в канун больших праздников практически каждый абонент сотовой связи отправляет хотя бы одно поздравительное сообщение.

SMS стал частью молодежной культуры, а из немолодых людей "короткие сообщения" популярны у людей творческих специальностей, а чем является SMS в вашей жизни? (прил. 5. Опрос) По итогам опроса для абонентов Иркутской области SMS – это, прежде всего, общение; способ связаться с человеком, когда он находится за пределами данного региона, когда другой абонент занят и чтобы его не отвлекать, тогда он сможет ответить в удобное для него время. К тому же посредством SMS – сообщений отправляется обдуманная информация, отсутствуют эмоции, которые в определенное время могут помешать разговору. Также SMS сообщения служат для отправления какой-либо информации (номер телефона, номер счета и др. данные), которую можно сохранить и при необходимости обратиться к ней вновь. Таким образом, услуга SMS является очень полезной с точки зрения абонентов Иркутской обсласти.

 

 

3.1. SMS-конкурс для потребителя

Телеканалы и производители потребительских товаров все чаще используют для общения со своей целевой аудиторией SMS. Отправляя SMS-сообщение с фамилией любимого исполнителя или спортсмена, абонент демонстрирует свою лояльность тому или иному брэнду, а также приносит дополнительный доход мобильному оператору и контент-провайдеру. Маркетологи считают такие акции малобюджетными и очень эффективными.

Общаться со своей аудиторией через SMS больше всего любят телеканалы и радиостанции. Техническую поддержку им оказывают контент-провайдеры. Они принимают сообщения на короткие номера, а затем делят плату за них с сотовыми операторами.

Интерактивные акции способствуют увеличению размеров аудитории и повышению ее лояльности, считает коммерческий директор телеканала “MTV Россия” Сергей Максимов. Зрители с большим интересом смотрят передачи, на содержание которых имеют возможность влиять, утверждает он и добавляет, что благодаря в том числе и таким акциям рейтинг канала за последний год вырос на 22%. К тому же рекламодатели своими глазами могут увидеть, насколько активна наша аудитория, говорит менеджер.

Менеджер по связям с общественностью компании “Агрегатор” (занимается технической поддержкой подобных акций) Татьяна Тимофеева рассказала, что за полтора месяца проведения на канале “Россия” конкурса “Народный артист” пришло более 50 000 сообщений.

Интерактивные маркетинговые акции, в которых аудитория голосует через свои мобильные телефоны, проводят не только СМИ. Дирекция теннисного турнира St. Petersburg Open организовала конкурс, в котором предлагала абонентам спрогнозировать результаты игр. Между угадавшими участниками проводился конкурс, в результате которого они могли получить билеты на следующий матч или атрибутику с логотипом турнира. Директор по маркетингу турнира Игорь Уманский говорит, что основной целью этой акции было повышение лояльности и интереса аудитории к St. Petersburg Open.

“Пивоварня Москва-Эфес” в этом году проводила подобную акцию, предлагая прислать SMS-сообщение с именем пилота, который придет первым в одном из этапов гонок класса “Формула-1”. Пивоварня выпускает в России пиво марки Warsteiner, одноименная компания выступает спонсором российских трансляций гонок. Менеджер “Москва-Эфес” по связям с общественностью Кирилл Устинов рассказывает, что между угадавшими также проводился конкурс, победитель которого получал путевку на очередной этап гонок. SMS-конкурс, по словам Устинова, оказался достаточно эффективным. На рекламном рынке представлено очень много пивных брэндов, говорит менеджер. SMS-конкурс — это новый ход, который пока привлекает повышенное внимание и из-за своей нестандартности “цепляет аудиторию”, считает он. По его словам, потребители привыкнут к таким ходам еще не скоро, а сами акции к тому времени могут стать более “качественными и оригинальными”.

Эффективность интерактивных конкурсов обусловлена вовлеченностью целевой аудитории в процесс проведения акции — посыл формируется не компанией, а представителями целевой аудитории, поясняет замдиректора по маркетингу пивоваренной компании “Балтика” Дмитрий Музыченко.

Гендиректор контент-провайдера Integrated & Interactive Marketing Антониос Ванезис подтверждает, что этот довольно новый для российских компаний способ продвижения своей продукции в несколько раз эффективнее других способов рекламы. “Люди, которые начали участвовать в конкурсах, проводимых компанией, наверняка станут ее лояльными покупателями” — говорит он. Такого же мнения придерживается и Тимофеева из “Агрегатора”. А творческий директор агентства “Михайлов и партнеры” Антон Буланов считает, что подобные акции приближают брэнд к потребителям, а это положительно сказывается на его популярности.

Музыченко из “Балтики” называет промо-акции с использованием SMS “сравнительно малобюджетным и очень эффективным” способом продвижения продукции на рынок. При проведении таких акций компания тратится по большому счету только на призы, говорит маркетолог, а общая стоимость призов может составлять от 50.000 USD до 500.000 USD (федеральная рекламная кампания).

Затраты на SMS-акции “не выходят за рамки бюджета, выделенного на производство программы”, говорит Максимов из “MTV Россия”. А представитель одной из табачных компаний добавляет, что организация обратной связи с аудиторией через SMS на 15% дешевле, чем организация “горячей линии”.

Правда, аудитория SMS-акций очень ограниченна. Количество участников этих конкурсов не превышает 10% от общего количества абонентов.
Неравномерный уровень проникновения ограничивает возможности проведения федеральных акций.

Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский прогнозирует, что российский рынок сотовой связи не пойдет по пути японского, на котором больше 40% ARPU (ежемесячный доход оператора с одного абонента) приносят дополнительные услуги. В России расходы абонентов на эти цели не превысят в течение нескольких лет 25%.

4. АНАЛИЗ РЫНКА ОПЕРАТОРОВ

В Иркутской области действует три GSM-оператора. По данным ACM-Consulting, в марте 2005 г. в регионе насчитывалось 760 тыс. абонентов сотовой связи. 54% рынка занимает "Байкалвестком", 39% - МТС, 7% - Tele2. Компания "МегаФон" пока не развернула здесь свою сеть, "ВымпелКом" вообще не владеет лицензией на территорию Иркутской области. Несмотря на наличие сильного конкурента в лице МТС, «Байкалвестком» растет вместе с рынком и пока не теряет завоеванных позиций. Модернизация и расширение сети позволит оператору упрочить это положение.

Зона покрытия " Байкалвестком " охватывает значительно шире, чем у МТС. "Мобильные ТелеСистемы" приступили к оказанию услуг связи в Иркутской области в феврале 2004 г. В этом сегменте сети МТС использует оборудование шведского производителя Ericsson.

4.1. Третий не лишний

Большая часть жителей региона ждала этого события, а именно появления ОАО «Мобильные Телесистемы» в Иркутске, с нетерпением. Шли разговоры о том, что она совсем скоро потеснит «БайкалВестКом» и «Теле2».

«Не могут же действующие операторы не обратить внимание на появление конкурента, - рассуждали иркутяне. - Дабы не лишиться большей части абонентов, они наверняка бы снизили стоимость услуг, ввели новые тарифы и придумали массу интересных фишек, для абонентов, которых собирается переманить к себе новая компания».

Эта же мысль была озвучена 9 февраля на презентации ОАО «Мобильные Телесистемы» в Иркутске первым вице-президентом компании Михаилом Сусовым. Он отметил, что приход нового оператора был выгоден и для иркутских абонентов, и для новичков, и для действующих операторов: «увеличиваются продажи, повышается конкуренция, улучшается качество связи и сервиса». Первый вице-президент заявил, что «конкурентов в Иркутской области мы внимательно изучили и намерены строить с ними добрососедские отношения». Впрочем, он не исключал, что компания может приобрести акции местных операторов, «если это будет целесообразно». [1]

«ПОЯВЛЕНИЕ» БЫЛО ПРОДУМАНО

Справка «ИТГ»: ОАО «Мобильные телесистемы» -- крупнейший сотовый оператор Центральной и Восточной Европы. Обслуживает более 18 миллионов абонентов в России и СНГ. На долю компании приходится 37% рынка сотовой связи. МТС принадлежит 93 коммутатора, около 10 тысяч базовых станций. 50,4% акций компании находится у российских акционеров (акционерная финансовая корпорация «Система»), 22,3% находится в свободной продаже, остальное принадлежит западным акционерам -- компании «Т-Мобиль». На 8 февраля 2004 г. стоимость компании составляла 9,9 млрд. долларов.

Первую лицензию на предоставление услуг в стандарте GSM компания получила в августе 1993 г.. Через год была запущена первая коммерческая сеть в Москве. После дефолта 1998 г. компания разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда удалось привлечь более 300 млн. дол., которые были вложены в «приход» компании в регионы. В 2002 г. МТС вышла на рынки СНГ. В мае 2003 г. приобрела контрольный пакет акций украинского сотового оператора UMC. После чего дочернее предприятие МТС на Украине стало лидером сотовой связи Малороссии. В августе прошлого года компания приобрела 50% акций ЗАО «Примтелефон», которое обладает лицензией обслуживания Восточной Сибири. Именно это и позволило компании прийти в Иркутскую область.

Приангарье стало уже 61 регионом, покоренным «гигантом сотовой связи». «Коронный выход» был продуман заранее. На момент запуска сети компания не ограничилась только Иркутском. 31 базовая станция охватывает еще и Братск, Шелехов, Усолье-Сибирское и Ангарское муниципальное образование. Компания не собиралась останавливаться на достигнутом: в ближайшие месяцы установвила около 20 вышек в областном центре и около 38 -- по области: Ангарский тракт, Пивовариха, Большой луг и др.

Планы были Наполеоновские: освоение Черемхово, Слюдянки, Байкальска, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа...

Все базовые станции были сданы в эксплуатацию уже 26 декабря. Во время, оставшееся до презентации, они тестировались. Как заверил журналистов Михаил Сусов, качество связи «сразу будет хорошим». Все гости, прибывшие на презентацию (среди них директор по внешним связям ОАО «МТС» Андрей Брагинский, генеральный директор ЗАО «Примтелефон» Анатолий Ермаков, его заместитель Владимир Петров и директор Иркутского филиала ЗАО «Примтелефон» Геннадий Рыжков), также заявили, что «протестировали сеть и работает она хорошо».

«ТЕЛЕ2» ГОВОРИТ «НЕ СПЕШИТЕ!», А БВК ХРАНИТ МОЛЧАНИЕ

Об интересе иркутян к компании свидетельствует и то, что утром некоторым сотрудникам офиса МТС на улице Карла-Маркса, 33 было проблематично выбраться из офиса для того, чтобы принять участие в презентации. Возможно, этому способствовало объявление о том, что 9 февраля абоненты смогут подключиться к сети бесплатно. Не исключено, что штурмующих здание МТС иркутян было бы гораздо меньше, если бы заранее объявили о том, что бесплатное подключение продлится до 30 апреля, а распространяется оно только на федеральный номер.

Интересно, что БВК никак не отреагировал на приход нового оператора в регион, в отличие от ситуации апреля 2003 г., когда в Иркутской области появилось «Теле2». Для многих иркутян тогда была очевидной связь между этим событием и агрессивной телерекламой БВК, где говорилось, что-то вроде «некоторые новости только на первый взгляд кажутся важными, а на самом деле ничего особенного». При этом в кадре был чайник, который свистит. Можно предположить, что чайник символизировал эти самые новости и саму компанию, которая стала основным конкурентом БВК.

Второй факт, свидетельствующий о том, что БВК отреагировало на приход конкурента, -- появление через некоторое время нового тарифного плана «Подарок». В то же время «Теле2» не смогло ничего противопоставить 222 минутам за 22 доллара. «Подарок» оказался настолько желанным, что работники офисов компании не знали, куда деваться от жаждущих подключиться или переключиться на этот тарифный план. [12]

Приход «МТС» вначале отразился только на «Теле2». На экранах телевизоров появились ролики примерно следующего содержания: «Хочешь стать абонентом сотовой связи? Не торопись!». Дальше говорится о том, что компания готовит для своих абонентов новые, интересные предложения. Хотя некоторые утверждали, что БВК,  хранящий молчание, скажет свое слово несколько позже и изящно приурочит его либо ко Дню святого Валентина, либо к 23 февраля или к 8 Марта.

КОЗЫРНЫЕ КАРТЫ

Из сказанного Михаилом Сусовым на презентации можно было сделать вывод, что руководство МТС уверено в том, что без абонентов они не останутся. Прежде всего, его компании есть где развернуться. «Уровень проникновения сотовой связи в Иркутской области составляет всего 9%, а показатель по России в январе нынешнего года составлял 26,1%, -- рассказал первый вице-президент МТС. -- В мире нормальным считается уровень в 40-50%».

Москвичи, по их утверждениям, могут предложить жителям области кое-что интересное. Прежде всего, это посекундная тарификация с первой секунды разговора. Конечно, и у БВК появились тарифные планы «Секунда», но минута там стоила около 13 руб. (тариф «Секунда+»: 1500 секунд за 11 у.е.) и около 8,4 руб. (тариф «Секунда»: 1500 секунд за 7 у.е. При расчетах 1 у.е. равен 28 руб.). В тарифе «Супер-Джинс» (федеральный номер) исходящие звонки на ГТС Иркутска и прочих операторов сотовой связи региона стоили 6,9 руб. за минуту при тарификации с первой секунды и 4,8 руб. -- при тарификации с 61-й секунды.

Любопытные у МТС и тарифы внутрисетевого роуминга. К примеру, минута исходящего звонка из Москвы на стационарный телефон в Иркутске у БВК стоил около 2 у.е., у МТС -- входящие и исходящие на городские телефоны -- 8,7 руб. днем и 7,5 руб. ночью. Ну и наконец, плата за исходящие SMS-сообщения у МТС составлял около 1,5 руб., а у БВК -- несколько дороже.

МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ СО ВСЕМИ

Для иркутских абонентов очевидно, что БВК позиционирует себя, скорее всего, как компания для солидных людей, в то время, как «Теле2» более демократичное в ценах, ориентируется больше на молодежь. В отличие от них, Михаил Сусов отмечал, что МТС не будет делать упор на той или иной части населения (студентов, бизнесменов). «Мы будем работать со всеми сегментами рынка», -- отмечал он.

Так или иначе приход нового оператора был выгоден больше всего жителям Приангарья. Ведь выбирать одно из трех во много раз приятнее, чем одно из двух или вообще из одного. К тому же действующие операторы все равно отреагировали на нового игрока. Как показывала практика, это выразилось в снижении тарифов и улучшении качества обслуживания.

5. АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕН

 

В настоящее время SMS становятся одним из основных источников дохода сотовых операторов. Ежемесячно в мире посылается 13 млрд. сообщений, каждое из которых стоит отправителю 10-20 центов, и доходы от использования SMS достигают 25% от общих доходов операторов.

Кроме одной установленной цены за смс-сообщение, это 0,06 у.е. у МТС и БВК и 0,04 у.е. у ТЕЛЕ2, существуют различные другие предоставляемые операторами услуги, чтобы стимулировать увеличение SMS-трафика.

В компании «МобильныеТелеСистемы» это услуга «МТС. SMS». Услуга «МТС. SMS» дает возможность абоненту подключить пакет из 400 SMS-сообщений в месяц и отправлять SMS-сообщения сверх пакета со скидкой, всего 0,02 у.е.

Тарифы на услугу «МТС. SMS»:

                   Абонентская плата, в мес. ─ 4,00 у.е.(без НДС) ;

                   400 исходящих SMS включены в абонентскую плату;

                   Стоимость исходящего SMS сверх пакета всего ─ 0,02 у.е.(без НДС)

Подключение данной услуги доступно абонентам, обслуживающимся по контрактным тарифным планам «Профи», «Эксклюзив» и «Бизнес без границ» и недоступно абонентам тарифных планов «Первый», «Red», «Базовый», «Практичный», «Все свои», «Любимый», «Универсальный».

Также существует еще тарифный план «Детский», абонентская плата которого, равная 4,72 у.е., уже включает 400 SMS-сообщений. 

С 5 сентября 2006 г. появился новый тариф «RED» без абонентской платы и платы за установление. На данном тарифном плане абонентам предоставляется 50% скидка на SMS и ММS-сообщения внутри сети.

  Другие операторы  также имеют схожие услуги для стимулирования SMS трафика.

Например, в активе компании «Байкалвестком»» имеется схожая с одной из нынешних инициатив «Мобильных ТелеСистем» услуга «GSM-трансформер-SMS». Суть данной услуги заключается в том, что заплатив 3 у.е., абонент может спокойно отправлять 300 SMS-сообщений, так как они включены в стоимость услуги. Также в БВК есть еще одна похожая услуга «Пента-SMS», стоимость подключения которой 5 у.е., за это абонент получает 600 SMS – со стоимостью 1 SMS всего 0,0083 у.е. с НДС.  Также имеется и безпакетная услуга предоставления льготной тарификации SMS-сообщений. Она называется SMS-лайт. При подключении за 1 у.е.  данной услуги абоненты сети получают возможность отправлять SMS-сообщения по цене $0,01. при этом здесь имеется абонентская плата 1 у.е. в месяц.

В свою очередь замыкающая местную «большую тройку» в Иркутской области компания «Теле2» имеет услугу, можно сказать, точную копию услуги БВК SMS-лайт. В предоставленной компанией рекламной  информации стоимость SMS –сообщений составляет 29 копеек, а это 0,01 у.е. Впрочем, распространяется она только на абонентов тарифных планов «Мечта Экстра» и «Нужные люди». Стоимость подключения услуги – 29 рублей, ежемесячная плата за пользование услугой – 29 рублей. Для того, что бы не была явной схожесть услуги «SMS за 29 копеек» компании ТЕЛЕ2  и «SMS-лайт» компании БВК цены предоставлены в разной валюте.

Таким образом, можно сказать о том, что самой низкой ценой SMS-сообщения среди трех конкурирующих компаний является цена в компании БВК 0,0083 у.е., а самой высокой можно назвать стоимость SMS – 0,06 у.е., которая присутствует и в БВК и в МТС. 

Цена данной дополнительной услуги зависит от тарифа, на котором обслуживается абонент, от оператора получателя сообщения, от объема отправленных SMS-сообщений за отчетный период и других немаловажных факторов.

При назначении окончательной цены компания рассматривает дополнительные факторы, такие как психологию ценовосприятия, влияние на цену других элементов комплекса маркетинга, политику цен фирмы и влияние цены на других участников рыночной деятельности.

6. ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ SMS-ТРАФИКА

 

На рост SMS-трафика решающее влияние имеет стратегия самих операторов по продвижению SMS - услуг на рынке. До недавнего времени, по количеству различных акций, которые стимулируют отправление SMS абонентами, лидировала компания БВК. В настоящее время компания МТС стала уделять больше внимания данному направлению, на что раньше стратегии компании было мало ориентированы.

Только за 2005 г. компания провела ряд общих SMS-проектов с радио- и телеканалами, другие акции и далее намеревается продолжать активное продвижение SMS  на рынок.

Абонентские игры

Наиболее простым способом приучения абонентов к отсылке коротких сообщений с мобильного телефона являются SMS -гейты на интернет-сайтах операторов и не только. Есть и совсем экзотичные варианты. В центре по обслуживанию абонентов Golden Telecom GSM, например, стоит кофейный аппарат — посылаете сообщение и получаете чашечку кофе. Однако наиболее действенным способом стимулирования роста SMS -трафика абонентов является принцип edutainment — «обучать играючи». Создавая различные SMS -игры, операторы вовлекают в них абонентов, вообще не пользовавшихся данной услугой. При этом по окончании акции они, как правило, продолжают самостоятельно генерировать неголосовой трафик. По количеству реализованных SMS-проектов сейчас начинает лидировать компания  МТС. «Это увеличивает и количество пользователей, и трафик абонентов, уже использующих эту услугу», — отметил в интервью начальник отдела развития и управления продуктами компании.

Сейчас, помимо рассылки логотипов, листовок и мелодий, в активе МТС акции с пятью телеканалами: голосования, приветствия, интерактивные конкурсы. В качестве конкретных примеров можно назвать ТНТ: Дом-2,  ТВЦ: Времечко,  СТС: Спасите, ремонт SMS-сервисы в шоу-лотерее Русский бильярд на телеканале Спорт . Еще одной фишкой МТС являются выдаваемые с середины 2002 г. SIM-карты нового поколения со встроенным информационным меню: новости, погода, спорт, курсы валют и т. д. Абонент получает необходимую информацию, естественно, отправляя сообщение.

Учитывая характер существующих SMS-сервисов, напрашивается вывод о применимости этих услуг исключительно в потребительском сегменте рынка. В то же время SMS-платформа может использоваться и в бизнес-секторе. У МТС, например, существуют индивидуальные SMS-решения для корпоративных клиентов. Наиболее простое из них — формирование списка рассылки: «Ключевой абонент может всем сотрудникам послать сообщение: например, «сегодня в офисе общее собрание» или «завтра рабочий день на два часа короче».

Сейчас на данном рынке услуг получили широкое распространение различные SMS игры и  викторины, ориентированные на разные сегменты абонентов. Для привлечения к данному виду услуг операторы используют разные методы, наиболее привлекательные из которых отражены в компании МТС. Для примера возьму одну из последних SMS-викторин «Выкинь лишнее». В викторине «Выкинь лишнее» каждый участник имеет возможность выиграть приз, всего лишь «выкинув» лишнее слово из логической цепочки.  Викторина проводится в период с 20.10.06 по 31.10.06. 

Привлекательность данной викторины заключается в удобстве и простоте действий, которые нужно применить для того, чтобы принять участие в этой викторине. Для участия в викторине необходимо зайти в меню своего телефона (МТС-инфо), найти раздел «Викторина» и выбрать раздел «Вопрос». «Вопрос» содержит «цепочку» из четырех слов, одно из которых явно лишнее - не подходит по смыслу.  Затем в разделе "Ответ", который также находится в разделе «Викторина», необходимо выбрать номер, соответствующий «лишнему» слову и отправить его, путем нажатия на нужный номер. Далее поступит результат и следующий вопрос. За каждый верный ответ абоненту начисляется 1 балл. С каждым новым шагом вопросы усложняются.  Таким образом, абоненту не нужно запоминать каких-либо номеров для отправления запросов, все уже находится в меню его SIM-карты, то есть в его телефонном аппарате. Стоимость одного исходящего  SMS-сообщения составляет 0,25 у.е.[3]

SMS-прибыль

Первые реализованные операторами SMS-игры  скорее можно назвать PR-акциями, чем бизнес-проектами. Компании вряд ли даже «отбили» призовые фонды. Даже при том, что стоимость «акционного SMS» в среднем превышает цену обычного на порядок. Конечно, надо учитывать, что операторы делятся прибылью с партнерами по акциям, однако доходность одного сообщения для них в любом случае повышается. А каждая акция — это минимум 200 тыс. SMS. А вот дальнейшие телодвижения наверняка начали приносить свои дивиденды, тем более что платформа для проектов уже готова. Доля SMS в доходах МТС сейчас составляет около 20%. По мнению экспертов, этот показатель будет расти и дальше. Такие «скромные» проценты тем не менее выливаются во вполне ощутимые миллионы долларов дохода. В 2004 г. лидирующие операторы заработали на SMS и SMS-услугах по нескольку миллионов долларов. Можно констатировать, что еще год назад считавшаяся второстепенной сегодня эта услуга становится вполне самостоятельной индустрией, подготавливая плацдарм для более продвинутых неголосовых сервисов.

7. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА

 

              В первую очередь хочу отметить, что цели и задачи отдела маркетинга должны быть направлены на достижение общих целей компании. Исходя из общих целей компании, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики компании, а также координация деятельности в этой области всех подразделений компании.  Все подразделения компании обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям компании информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности. Отдел маркетинга ориентирует деятельность других подразделений на рынок. Целесообразно для отдела маркетинга создать специальный бюджет маркетинговой деятельности.

Эффективность ценовой политики компании намного ниже, чем у  конкурентов. Поэтому компания должна подумать о том, как выстроить маркетинговую политику таким образом, чтобы клиенты считали её дружелюбной с точки зрения тарифов. А как это можно сделать, когда у потребителей из разных сегментов разные понятия о дружелюбии? Естественно, нужно использовать сегментированный подход к тарификации продуктов и даже созданию самих продуктов.

У клиентов есть некая путаница в том, что же именно им предлагает компания МТС. Есть какой-то набор продуктов или промо-акций, которые периодически компания представляет рынку, и клиент не может разобраться, к кому этот продукт или эта промо-акция относится. К нему самому или какому-то другому клиенту МТС, который имеет другой тарифный план. Этой простоты и не хватает. Поэтому сейчас нужно утвердить новую маркетинговую стратегию компании, которая в простой и ясной форме будет сообщать клиентам компании о том, какой именно продукт ориентирован именно на них, находится в их сегментной нише, и дальше обслуживать информационно владельца именно этого продукта.

МТС нуждается и в дальнейшем развитии системы управления. Нынешняя структура управления МТС сложилась в условиях массированных слияний, когда главным было обеспечение управляемости быстрорастущей компании. Теперь наступает следующий этап развития, когда важным является предоставить больше возможностей для проявления инициативы и больше полномочий для филиалов в регионах. Это позволит, помимо прочего, приблизить структуру услуг к нуждам конкретных потребителей в конкретных регионах.

И наконец, компании «Мобильные телесистемы» необходимы на мой взгляд стратегии, направленные на стимулирование SMS-трафика. Для этого нужно не только проводить какие-нибудь игры и викторины, но и сделать всё для того, чтобы абонент заинтересовался, захотел принять в них участие. Также нужно сделать больше предложений для тарифов, связанных с данной дополнительной услугой  SMS-сообщений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе я попыталась исследовать деятельность компании МТС и уделила большое внимание такой дополнительной услуге как SMS.  Еще два года назад считавшаяся второстепенной сегодня эта услуга становится вполне самостоятельной индустрией. Доля SMS в доходах МТС сейчас составляет около 20%. 

Короткие сообщения становятся универсальным средством передачи информации, а потому в последнее время с помощью SMS сотовые компании и их абоненты научились делать практически все.

С января по октябрь 2004 г. абоненты компаний - операторов сотовой связи формата GSM успели отправить более 700 миллионов сообщений, потратив на эту еще вчера неведомую прихоть свыше 280 млн долл (в 2000 г доходы от нее едва-едва превышали 9 млн долл). Теперь по этому показателю Россия почти догнала страны Евросоюза, где нормальной считается норма в 7 сообщений в месяц на абонента, и влила свои кровные в общемировой рынок SMS, оценивающийся сейчас примерно в 20 млрд долл..

Также в заключение хотела бы отметить, что компании МТС необходимы на мой взгляд стратегии, направленные на стимулирование SMS-трафика. Для этого нужно не только проводить какие-нибудь игры и викторины, но и сделать всё для того, чтобы абонент заинтересовался, захотел принять в них участие. Также нужно сделать больше предложений для тарифов, связанных с данной дополнительной услугой  SMS-сообщений. Сейчас, помимо рассылки логотипов, листовок и мелодий, в активе МТС акции с пятью телеканалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Ведомости, 2005, №223, «МТС» готовится к худшему»

2.      Ведомости, 2005, №66, «Интервью Василия Сидорова»

3.      Ведомости, 2004, №54, «Эффективная МТС»

4.      Верщинская О.Н. Информационное общество, 2004, №2

5.      Информкурьерсвязь, 2004, №10, октябрь

6.      Коммерсант, 2001, 26 декабря (№236)

7.      Коммерсант, 2004, 10 февраля

8.      Коммерсант, 2006, 9 октября

9.      Копылов А. Коммерсант, 2004,10 февр.(№23)

10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. М.: Питер Ком, 2000

11. Мобильные телекоммуникации, 2005, №2

12. Шаповалов В. Иркутская губерния, 2005, №5

13. www.allmedia.ru

14. www.mts.ru

15. www.stockmap.ru

16. www.expert.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица№ 1

Краткая сводка финансовых показателей (неаудированных)

млн долл. США

4 кв. 2005

4 кв. 2004

Изменение

За 2005 г.

За 2004 г.

Изменение

 

 

 

 

 

 

 

Выручка

1 332,7

1 079,7

23,4%

5 011,0

3 887,0

28,9%

Операционная прибыль

362,7

272,9

32,9%

1 632,0

1 419,1

15,0%

Маржа операционной прибыли

27,2%

25,3%

32,6%

36,5%

Чистая прибыль

242,6

174,3

39,2%

1 126,4

987,9

14,0%

OIBDA

613,1

497,9

23,1 %

2 539,1

2 094,8

21,2%

Маржа OIBDA

46,0%

46,1%

50,7%

53,9%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица№ 2

Краткая сводка операционных показателей

 

 

4 кв. 2005

3 кв. 2005

2 кв. 2005

1 кв. 2005

4 кв. 2004

Общее число абонентов на конец периода, млн.

58,19

50,36

44,07

38,69

34,22

Россия, млн.

44,22

38,87

34,09

30,25

26,54

Украина, млн.

13,33

10,94

9,52

8,08

7,37

Узбекистан, млн.

0,58

0,49

0,40

0,35

0,31

Туркменистан, млн.

0,07

0,06

0,06

МТС Беларусь, млн.

2,13

1,85

1,61

1,40

1,21

 

Россия

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), доллары США

7,3

8,9

9,3

9,1

11,2

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

123

130

134

138

164

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

5,2

2,9

6,8

6,7

6,3

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

19,8

18,6

18,4

18,2

19,4

Приложение 3

Таблица № 3

Неаудированный консолидированный отчет о деятельности за четвертый квартал 2005 г., четвертый квартал 2004 г., за 2005 и 2004 гг.

(Суммы в тыс. долларов США, за исключением сумм по акциям)

 

3 месяца, завершившиеся

за год, завершившийся

 

31 декабря 2005

31 декабря 2004

31 декабря 2005

31 декабря 2004

 

 

 

 

 

ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ

Выручка от продажи услуг и плата за подключение

$1 310 202

$1 058 718

$4 942 288

$3 800 271

Продажа товаров и аксессуаров

22 492

20 938

68 730

86 723

 

1 332 694

1 079 656

5 011 018

3 886 994

 

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ

Себестоимость услуг

198 117

145 617

732 867

481 097

Себестоимость товаров и аксессуаров

83 525

69 318

254 606

218 590

Коммерческие расходы и расходы на маркетинг

192 289

162 582

608 092

460 983

Общие и административные расходы

206 308

186 132

758 729

575 296

Амортизация

250 472

224 987

907 113

675 729

Расходы по резерву по сомнительным долгам

14 089

9 030

50 407

26 459

Прочие операционные расходы

25 228

9 109

67 173

29 777

 

Операционная прибыль

362 666

272 881

1 632 031

1 419 063

 

Курсовая разница

(5 239)

(3 882)

(10 319)

(6 529)

 

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ (ДОХОДЫ)

Доходы по процентам

(2 727)

(3 214)

(24 828)

(21 792)

Расходы по процентам, за вычетом капитализированных сумм

38 385

29 128

132 474

107 956

Прочие расходы (доходы)

(8 170)

(11 451)

(29 150)

(33 456)

 

Итого прочие расходы

27 488

14 463

78 496

52 708

 

Прибыль до налогообложения и вычета доли миноритарных акционеров

340 417

262 300

1 563 854

1 372 884

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

91 146

85 073

410 590

354 664

 

ДОЛЯ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ

6 626

2 970

26 859

30 342

 

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

242 645

174 257

1 126 405

987 878

Среднее количество выпущенных акций, тыс.

1 987 084

1 986 102

1 986 820

1 984 497

Прибыль на акцию — базовая и разводненная

0,12

0,09

0,57

0,50

 

Приложение 4

Таблица№ 4

Абонентская база

Абонентская база, млн. чел.

30 апр. 2006 г.

31 мар. 2006 г.

Рост

30 апр. 2005 г.

Рост

Аб.

 

%

 

Аб.

 

%

 

Консолидированное число абонентов
на конец периода

 

61,77

 

61,05

 

0,72

 

1,2%

 

40,63

 

21,14

 

52,0%

 

Россия

 

46,35

 

45,84

 

0,51

 

1,1%

 

31,93

 

14,42

 

45,2%

 

Москва и
Московская область

 

10,32

 

10,25

 

0,07

 

0,7%

 

8,39

 

1,93

 

23,0%

 

Санкт-Петербург и
Ленинградская область

 

2,51

 

2,54

 

-0,03

 

-1,1%

 

2,03

 

0,48

 

23,5%

 

Остальные регионы России

 

33,52

 

33,05

 

0,47

 

1,4%

 

21,51

 

12,01

 

55,8%

 

 

 

Приложение 5.

ОПРОС  «Чем является SMS в вашей жизни

Мнения случайных прохожих:

1.                  Для меня sms-ка - это способ связаться с человеком, у которого нет обычного телефона. А еще очень приятно обмениваться нежными сообщениями с любимым человеком. Жаль только, что память у телефона короткая, так и хранила бы самые лучшие вечно!

2.                  не могу без смс... общение...

3.                  Да, sms-ками я обмениваюсь часто и много. Мне иногда даже интереснее с человеком общаться посылая ему sms!  И любимому человеку отправлять sms с трогательными словами, это я тоже поддерживаю!

4.                  Удобно, когда человек в другом городе живет. А так - ну теплые слова девушке написать. Больше почти не пользуюсь. Ибо дешевле позвонить - за десять секунд можно сказать гораздо больше, а стоить будет меньше. У меня СМС - шесть центов, минута - двадцать два...

5.                  я тоже не могу без смсок.. дял меня проще написать - чем позвонить.. пишу много.. и расставалась по смс.. и влюблялась.. жизнь в общении)

6.                  Сам редко пишу мессаги, когда пишут отвечаю.. часто много - потому что это действительно чертовски удобно.. особенно если например надо какие-то данные передать - там длинный номер, который диктовать по мобилке замучаешься и разоришься или пароли всякие.

7.                  Я часто пользуюсь sms удобно, когда тебе сразу ответить не могут. А так информацию оставила и тебе ответят когда смогут.

8.                  ежедневно трачу на них столькоооо денег!!!

9.                  Просто смсками можно сказать то, чего не скажешь в глаза...Так просто интереснее...
Однажды я за сутки истратила почти 13 долларов на смс!!!!!Хотя все что, было написано можно было запросто сказать по телефону минуты за 2-3!!

10.             СМС для меня - это способ быстро передать свою мысль на расстоянии, причем так, чтобы сильно не побеспокоить того, к кому эта мысль обращается. Обычно СМС посылается в рабочей ситуации.

11.             Иногда по СМС можно пожелать спокойной ночи. Удобно очень.

12.             Удобно!
Можно написать то, о чем не можешь сказать... и не только...
У меня ни один день без sms не проходит.

13.             У меня много инетовских друзей по всей России. Смс на телефон любого оператора стоит одинаково независимо от расстояний. И я очень часто пользуюсь смс что народ из Москвы, Питера, Воронежа, Армавира, Краснодара, Ростова и т.п. поздравлять с праздниками разнообразными. Или при помощи смс отравляю сообщения на мыло. Тоже удобно.

14.             Я с помощью SMSок общаюсь с половиной страны, даже электронная почта приходит на SMS.

15.             для меня смс это средство связи...., но незаметное для окружающих. Например надо срочно связаться или договорится с кемнить о чемнить..., но не можешь т.к. на работе в офисе........ и тд и тп

16.             не, все таки в плане любовной переписки - СМС - это гениально

17.             Очень удобная штука, без нее мобильная связь была бы не интересной и не так нужной штукой!

18.             SMS - удобно... если надо что-то быстро сказать... а если звонить, особенно, девушкам, то разговор может затянуться...

19.             Удобства смс для меня:

1. Как кто-то уже сказал, когда говорить особо не о чем, но надо сообщить что-либо вроде "я уже дома"...

2. Когда на счету центов 30, позвонить уже не дадут, а ты где-нибудь на лекции, доброе дело послать маме смс вроде "мама, покорми моего тамагочу" (и мама присылает по смс же номер карточки)

3. Для длинных номеров и абракадабристых паролей - тоже вещь незаменимая
4. Когда обращаешься к кому-то всегда-супер-занятому: "Будешь свободен(дна) - позвони"

 

 

 

 

Информация о работе Услуга SMS от компании ОАО «Мобильные Телесистемы»