Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:44, реферат
Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.
Введение
В процессе развития
рыночных отношений произошла
смена рынка, на котором
Развитие в России рыночной
экономики, основанной на конкуренции
независимых
Не редкость на потребительском
рынке и фальсифицированные товары,
количество которых увеличивается,
принимая крупные масштабы, что ставит
под угрозу безопасность граждан
и государства в целом.
Регулирующее воздействие государства
на данном этапе на потребительскую политику
не только оправдано, но и необходимо.
В этих условиях все большее значение
приобретают государственный контроль
и надзор, призванные защитить потребителя,
обеспечить безопасность и качество реализуемых
товаров, работ, услуг.
1.ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие функции и принципы потребительского рынка
Механизм государственного
регулирования рынка
Потребительский рынок — это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.
Функционирование
Целевые принципы потребительского рынка включают:
1. Принцип согласованности
государственных интересов с
интересами других участников
рынка. Его несоблюдение ведет
к противоречиям между
2. Принцип приоритетности
социальной составляющей в
3. Принцип подчинения
локальных интересов общим,
4. Принцип необходимости
и достаточности. Он
5. Принцип приоритетности
целей (выделения ведущего
6. Принцип соизмеримости
цели и средств ее достижения,
необходимый как одно из
1.2.Виды потребительского спроса. Классификация покупательского спроса.
Спрос на потребительские
товары представляет собой сложную
социально-экономическую
- исследование общих тенденций развития спроса;
- определение конкретных практических мер по его удовлетворению;
- служить теоретико-
- вооружить специалистов
торговли понятийно-
В ее создании приняли участие ряд ученых, обобщенный результат их разработок представлен в таблице.
Т а б л и ц а
Классификация покупательского спроса
Признаки |
Виды спроса |
1. Объект спроса |
На потребительские товары На укрупненные товарные группы На отдельные товары На детализированные ассортиментные позиции товара |
2. Субъект спроса |
Совокупный (всего населения страны или региона) Групповой (социального слоя или экономической группы) Семейный Индивидуальный |
3. Территория |
Общероссийский Региональный Местный |
4. Степень миграций |
Базовый Мобильный |
5. Характер спроса |
Первичный На замену Дополнительный Спрос про запас |
6. Периодичность возникновения |
Повседневный Периодический Эпизодический |
7. Степень зрелости |
Потенциальный Формирующийся Сложившийся |
8. Степень интенсивности |
Интенсивный Стабилизирующейся Угасающий |
9. Намерения покупателей |
Четко сформулированный Альтернативный Импульсный |
10. Степень удовлетворения |
Действительный Реализованный Неудовлетворенный |
Многие признаки позволяют классифицировать спрос и на макро и микро уровне.
Таким образом классификация спроса с учетом характеристик его объекта на макро- и микро- спрос носит в некоторой степени условный характер. Она не устанавливает четко определенные понятия этих видов, их содержание меняется в зависимости от круга решаемых с помощью изучения спроса задач.
Более точным является подход при котором по данному признаку выделяется:
а) спрос на весе потребительские товары в целом, без подразделения на группы;
б) спрос на укрупненные группы товаров, сформированные по различным признакам (продовольственному, торговому, потребительскому);
в) спрос на отдельные товары, например, те, которые выделяются действующей статистической отчетностью в реализации товаров в торговле;
г) спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри
отдельных товаров, т.е. спрос на отдельные марки, модели, артикулы и прочие разновидности отдельных товаров.
По территориальному признаку можно выделить:
С территориальным признаком
классификации спроса близко связан
миграционный признак. Миграция спроса
по территории страны напрямую связана
с миграцией денег и
Базовый спрос реализуется населением в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.
Мобильный спрос – сумма денег, направляемая на покупку товаров и услуг в местах временного проживания и потребления.
К ним можно отнести:
По характеру спроса на потребительские товары выделяют:
По периодичности
Повседневный спрос – спрос на насущные товары, обеспечивающие текущую жизнедеятельность человека или семьи.
Периодический спрос – направлен обычно на товары сезонного потребления и возникает через определенные промежутки времени (обувь, одежда и т.п.)
Эпизодический спрос – проявляется изредка, от случая к случаю (ювелирные изделия, деликатесы, билеты в театр).
Постоянный спрос – спрос на товары разового или кратковременного пользования и обеспечивающие жизненно важные, первоочередные потребности покупателей
Важное значение при классификации спроса имеет степень зрелости (степень развитости) спроса. Этот признак зависит от уровня развития производства данного товара и степени насыщенности им рынка, поэтому спрос на рынке выступает как потенциальный, формирующейся и сложившейся.
Потенциальный – это спрос на товары, которые еще не поступали на рынок. Они либо готовятся к выпуску на отечественных предприятиях, либо уже освоены зарубежными производителями, предполагающими их импорт в РФ.
Формирующийся спрос – спрос на новые для данного рынка и его покупателей товаров, еще не прочно вошедшие в сферу потребления. Значительная часть покупателей консервативна или осторожна в выборе товаров и ограничивает покупки незнакомых продуктов и изделий.
Сложившийся спрос выступает как полностью сформировавшийся спрос на определенный товар. Такой спрос возникает по отношению к товарам давно производимым, хорошо известным, достаточно надежно зарекомендовавшим свои потребительские свойства и получившим признание у потребителей.
Циклы жизни нового товара влияют и на интенсивность спроса. Как правило на новый только что поступивший на рынок товар с улучшенными потребительскими характеристиками возрастает высокими, нередко возрастными темпами, т.е. выступает как интенсивный. По мере распределения производства (или импорта) данного товара и все более полного удовлетворения потребности в нем спрос стабилизируется, его прирост постоянен и невысок. Появление на рынке новой улучшенной модификации данного товара переводит спрос на данный товар в форму угасающего.
В зависимости от твердости намерения покупателей принято различать:
Твердосформулиорванный спрос – заранее обдуманный, согласованный с другими членами домохозяйств (коллективов, семей), выражающий намерение приобрести вполне определенный товар или услугу, обычно это товары длительного пользования, которые соотносят с уже имеющимися.
Альтернативный спрос – проявляется на достаточно широкий круг, взаимозаменяемых в потреблении товаров. Намерения покупателей приобрести какой-либо товар окончательно конкретизируется в процессе выбора товара по месту покупки.
Информация о работе Потребительский рынок: понятие и характеристика