Ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:25, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием каких-либо видов услуг. Цель работы: рассмотреть формирование ассортимента товаров, понятие и классификацию, а также значение и роль товарных запасов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 43.46 Кб (Скачать файл)

В случае выявления  отсутствия в продаже товаров, предусмотренных  ассортиментным перечнем, торговые предприятия  должны принять меры к завозу их в магазин.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно  усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят  от квалификации работников магазинов  и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления  товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

5. Управление товарными  запасами

Процесс реализации товаров требует постоянного  наличия на предприятии товарных запасов.

Формирование необходимых  товарных запасов позволит торговому  предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень  удовлетворения спроса покупателей. Все  это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и  достаточной широты ассортимента позиций  товарных запасов. По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного  хранения и досрочного завоза.

Основную массу  всех запасов торгового предприятия  составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения  бесперебойной продажи товаров  в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются в первую очередь, по таким товарам, которые имеют  значительный разрыв во времени между  их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы  или по другим причинам не может  быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запаса в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Для поддержания  товарных запасов на оптимальном  уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Совершенствование управления товарными запасами оптовых  предприятий направлено на ускорение  их оборачиваемости, улучшению использования  складских помещений и емкостей, обеспечение мобильности запаса. Перед оптовыми предприятиями ставится задача концентрации запасов, контроль за уровнем не только на складах оптовой торговли, но и в розничной торговле обслуживаемой зоны.

Управление товарными  запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а  также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать  и установить их необходимые размеры. Разработанные для торговых предприятий  необходимые размеры товарных запасов  способны обеспечивать поддержание  их на экономически обоснованном уровне, с тем чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного запаса по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует данные о количественно-суммовом учете, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров поставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании  их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми  работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными  запасами на предприятиях оптовой торговли широко используются компьютеры, на базе которых создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких  систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более  качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также  значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Определенная часть  товаров всегда находится в пути и по мере поступления на склады оптовых баз пополняет их запасы. За движением этих товарных потоков  так же должен быть организован постоянный контроль. В этой связи работники  аппарата оптовой базы обязаны знать  средние пробеги грузов от пунктов  отгрузки до пунктов назначения. С  учетом средних сроков пребывания грузов в пути регулируется периодичность  отгрузки, оказывается воздействие  на поставщиков, принимаются меры к  ускорению отгрузки, используется определенный вид транспорта.

6. Значение и  роль товарных запасов

Эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.

Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения  спроса покупателей - потребителей. Товары классифицируются по следующим различным  признакам:

- по целям использования:

o потребительские  товары - это товары, непосредственно  предназначенные для конечного  потребления, удовлетворения личных  потребностей человека,

o производственные  товары - это товары, используемые  в производственном цикле при  создании новых товаров;

- по времени  использования / потребления:

o товары краткосрочного  пользования, используемые один  или несколько раз,

o товары длительного  пользования, используемые многократно;

- по характеру  потребления:

o товары повседневного  спроса,

o товары тщательного  выбора,

o престижные товары;

- по характеру  использования в зависимости  от степени их участия в  процессе производства:

o сырье, материалы,  тара и упаковка,

o комплектующие  детали, инструмент, инвентарь,

o техника и оборудование, прочие товарно-материальные запасы.

- по функциональной  принадлежности:

o товары - продукты  питания,

o промышленные  товары;

- по видам запасов:

o текущие запасы - это товары на стадии реализации,

o подготовительные  запасы - это товары на стадии  предпродажной подготовки,

o гарантийные (страховые)  запасы - необходимый и достаточный  резерв товарных запасов с  целью обеспечения непрерывного  процесса реализации на случай  срыва запланированных сроков  текущих поставок товаров, изменения  интенсивности потребления при  непредвиденном возросшем спросе,

o сезонные запасы - это необходимый и достаточный  резерв товарных запасов с  целью обеспечения непрерывного  процесса реализации в период  сезонного колебания покупательского  спроса,

o переходящие запасы;

- по видам движения  товаров в учете:

o товары в пути, товары на складе,

o товары на стадии  предпродажной подготовки,

o зарезервированные  товары, товары в магазинах в  процессе реализации, товары на  консигнации,

o реализованные  товары на ответственном хранении.

На эффективность  использования товарных запасов  оказывают влияние следующие  внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться  за счет оптимизации управления товарными  запасами:

· внешние факторы - налоговое законодательство, финансово-кредитная  политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая  ситуация в государстве;

· внутренние факторы - пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных  запасов, совершенствования нормирования запасов, улучшение организации  снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение  документооборота.

Для оценки эффективности  управления товарными запасами необходимо проанализировать эффективность использования  товарных запасов. Экономический анализ, прежде всего, проводится по данным бухгалтерской  отчетности, а для более детального рассмотрения отдельных вопросов также  используется информация управленческого  учета и аналитическая информация по бухгалтерским счетам учета.

Эффективность использования  товарными запасами оценивается  следующими показателями:

1) удельный вес  товарных запасов в их общей  величине на начало и конец  отчетного периода;

2) абсолютный прирост  товарных запасов на конец  отчетного периода (в денежных  единицах измерения и в натуральных  единицах измерения по каждому  виду товара);

3) темп прироста  товарных запасов на конец  отчетного периода (в процентах), сравнивается с темпом прироста  выручки от торговой деятельности;

4) оборачиваемость  товарных запасов, характеризующая  длительность одного полного  кругооборота средств с момента  превращения оборотных средств  из денежной формы в запасы  и до их реализации. При ускорении  оборачиваемости товарных запасов  высвобождаются материальные ресурсы  и источники их финансирования;

5) показатель экономии  оборотных средств в результате снижения расходов на материальные ресурсы и товарные запасы на единицу реализованного товара без ущерба для качества, надежности, эксплуатационных свойств.

Эффективное управление товарными запасами позволяет также  изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям  как транспортные и складские  расходы. Без предварительного анализа  товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить  расходы на содержание ряда складских  помещений может привести не к  экономии, а к обратному эффекту - сокращению продаж и прибыли в  результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся  возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение  покупателей, мощность и местонахождение  складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После  этого анализируется альтернативное использование высвободившихся  средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.

Для эффективного управления товарными запасами необходима оперативная и точная информация о наличии и движении товаров. Основным источником этой информации является бухгалтерский учет, а при  наличии и управленческий учет.

7. Планирование  ассортимента

Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции  в соответствие с требованиями потребителей.

Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла  продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия  и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может  сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

Постоянное новаторство  в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия  в условиях рынка.

Необходимость действий в одном из этих направлений связана  с тем, что каждый вид продукции  имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно  высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно  продумать систему её разработки. Стадиями такого анализа могут быть, например:

· принятие долгосрочных решений о стратегии технологических  инноваций или действиях в  случае непредвиденных событий;

· проведение фундаментальных  исследований, открывающих возможность  прорыва в сфере технологии;

· проведение прикладных исследований, обеспечивающих практическое использование прикладных исследований применительно к потребностям выявленных групп потребителей;

· конструирование  и разработка новых видов продукции, как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.

Основные виды стратегий  по разработке новой продукции фактически сводятся к проведению работ в  следующих направлениях:

· разработка принципиально  новой продукции, отличающейся от продукции  конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;

· разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;

· разработка новых  видов использования ранее выпускаемой  продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;

· сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

Приступая к планированию ассортимента и разработке новой  продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные  планы сбыта и рекламы не могут  компенсировать ошибки, допущенные ранее  при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Потенциальные трения между производственными  подразделениями и службой маркетинга могут свести на нет лучшие намерения  и тех и других, и привести к  принятию неудачного компромиссного решения.

Информация о работе Ассортимент