Ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:25, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием каких-либо видов услуг. Цель работы: рассмотреть формирование ассортимента товаров, понятие и классификацию, а также значение и роль товарных запасов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 43.46 Кб (Скачать файл)

5. Рассмотрение  предложений о создании новых  продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах  и областях применения товаров

6. Разработка спецификаций  новых или улученных продуктов  в соответствии с требованиями  покупателей

7. Изучение возможностей  производства новых или усовершенствованных  продуктов, включая вопросы цен,  себестоимости и рентабельности

8. Проведение испытаний  продуктов с учетом потенциальных  потребителей, в целях выяснения  их приемлемости по основным  показателям.

9. Разработка специальных  рекомендаций для производственных  подразделений предприятия относительно  качества, фасовки, цены, наименования, сервиса и т.д. в соответствии  с результатами проведенных испытаний,  подтверждающих приемлемость характеристик  изделия.

10. Оценка и пересмотр  всего ассортимента.

3. Товарные запасы

Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Товарные запасы как категория товарного обращения  обеспечивают стабильный процесс обращения  товаров и выполняют определенные функции:

· являясь формой товарного предложения, удовлетворяют  платежеспособный спрос населения;

· характеризуют  соотношение между объемом и  структурой спроса и товарного предложения;

· обеспечивают непрерывность  расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и  розничных торговых предприятий, что  обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым  для перевозки товаров от места  производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного  ассортимента в торговый, что требует  подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.

В ходе анализа  изучают поступления товаров  в разрезе товарных групп и  поставщиков с тем, чтобы выявить  выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и  поставщикам. Также анализируется  выполнение договорных условий самой  торговой организацией по отгрузке товаров  покупателям. Если у организации  имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа  необходимо выяснить причины нарушений  договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут  быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

· по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;

· по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены  для удовлетворения повседневной потребности  торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления  отдельных товаров. К товарам  сезонного накопления относят меховые  товары, картофель, фрукты, овощи, елочные  украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для  обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в  силу климатических условий;

· по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода;

· по единицам измерения -- абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные -- в днях оборота.

Любой товар относится  к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются  не сразу, а постепенно, т. е. регулярно  возобновляются. Размер товарных запасов  различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время  изменяется в зависимости от поступления  и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в  днях. Этот показатель -- относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.

Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление  соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение  динамики и оценка изменений в  объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших  влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа  ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния  товарных запасов и ускорению  оборачиваемости, по повышению эффективности  коммерческой деятельности торгового  предприятия.

Анализ товарных запасов проводят путем сравнения  их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с  нормативами, затем рассчитывают темпы  изменения товарных запасов.

Для более полного  изучения состояния товарных запасов  розничного торгового предприятия  проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом  периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его  спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

В процессе анализа  выявляют, нет ли в магазине залежалых  товаров, устаревших фасонов, низкого  качества, и выясняют причины образования  сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают  причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование  и накопление сверхнормативных запасов  приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию  средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают  сужение ассортимента, сокращение удельного  веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что  отрицательно сказывается на всех показателях  хозяйственной деятельности торгового  предприятия.

Анализ состояния  товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год).

Отдельно планируются  и нормируются элементы, соответствующие  стадиям пути товаров от момента  поступления в торговое предприятие  до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма  отдельных элементов. Вся масса  товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку  и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме  рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений  покупательского спроса, неравномерности  поставок).

Время для приемки  и подготовки товаров к продаже  определяется путем хронометража, а  время пребывания товарных запасов  в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит  из двух частей: запаса товаров, который  должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся  в продаже товаров и отпуска  их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения  бесперебойной продажи.

Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания  неравномерности поставок, изменений  покупательского спроса и устанавливается  по каждой товарной группе как отношение  к торговому запасу в следующих  размерах: по товарам повседневного спроса - до 100 % торгового запаса; по другим товарам - до 50 % торгового запаса.

Таким образом, результатом  технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов  является следующая формула:

Н = П + Зр + Зс,

где Н -- норматив товарного запаса (по товарной группе);

П -- время на приемку, подготовку к продаже;

Зр -- рабочий торговый запас; Зс -- страховой запас.

Проведя аналогичный  расчет по всем товарным группам, путем  суммирования полученных результатов  определяют норматив по торговому предприятию  в целом.

При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с  фактическими и определяют причины выявленных отклонений.

Рентабельность  товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов.

С ростом этого  показателя повышается эффективность  использования запасов, а затоваривание  или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности.

товар ассортимент потребитель спрос покупатель

 

4. Принципы подбора  ассортимента

От состава и  своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной  деятельности розничных торговых предприятий.

Отсутствие в  магазинах отдельных достаточных  товаров, их узкий, нестабильный или  не соответствующий запросам покупателей  ассортимент порождают неудовлетворенный  спрос, увеличивают затраты времени  населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказываются на экономической  эффективности предприятия. Поэтому при формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах  складывается из трех этапов:

На первом этапе  устанавливается групповой ассортимент  товаров в магазине (тем самым  определяется его ассортиментный профиль). Эта работа проводится на основании  маркетинговых исследований в области  целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место  и роль магазина в общей системе  торгового обслуживания населения, города, района и т. п.

На втором этапе  формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения  отдельных групп товаров. Структура  группового ассортимента устанавливается  с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы.

На заключительном этапе работа по формированию ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений  в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских  площадей, расчетных показателей  товарооборота, контингента обслуживаемых  покупателей и других факторов, перечисленных  выше.

Некоторые особенности  имеются при подборе товаров  для мелкорозничной торговой сети. Здесь необходимо учитывать не только место торговли, состав покупателей, сезонность и т. д., но и функциональное назначение мелкорозничной торговой сети (сеть, заменяющая магазины, дополняющая  их, или самостоятельного назначения).

Рассмотрим особенности  формирования ассортимента товаров  в магазинах некоторых типов.

Так, в универмаге ОАО «Владивостокский ГУМ» ассортимент  товаров рекомендуется строить  по потребительским комплексам. При  этом могут быть предусмотрены следующие  потребительские комплексы: «Товары  для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и  средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные  изделия», «Товары для досуга», «Товары  для письма и учебы», «Товары для  шитья и рукоделия»,«Товары для дома».

Потребительские комплексы  делятся на микро комплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микро комплексы «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.

В состав каждого  микро комплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

В универсамах выделяют продовольственные и непродовольственные  товары. Среди продовольственных товаров выделяются такие товарные группы, как: хлеб и хлебобулочные изделия; бакалейные товары; кондитерские изделия; консервы; гастрономические продукты; мясо, рыба; плоды, овощи. Непродовольственные товары включают товарные группы: обувь домашняя; чулочно-носочные изделия; галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары; школьно-письменные и канцелярские товары; игрушки; хозяйственные товары.

Таким образом, при  построении ассортимента товаров в  магазинах, торгующих непродовольственными товарами, исходят из деления всей номенклатуры товаров на комплексы, микро комплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, ив магазинах «Товары повседневного  спроса» -- на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров.

Инструментом регулирования  ассортимента товаров в магазинах  служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать  для каждого конкретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально  регулировать, ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия  товаров на торговом предприятии  разработанному ассортиментному перечню.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного  перечня товаров и осуществление  контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

Информация о работе Ассортимент