Ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:25, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием каких-либо видов услуг. Цель работы: рассмотреть формирование ассортимента товаров, понятие и классификацию, а также значение и роль товарных запасов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 43.46 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний  день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей  или оказанием каких-либо видов  услуг. Цель работы: рассмотреть формирование ассортимента товаров, понятие и классификацию, а также значение и роль товарных запасов.

Потребитель предъявляет  всё новые, более изысканные требования к ассортименту товаров. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми  и долговечными. Торговые организации  вынуждены удовлетворять постоянно  возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня. В рыночной экономике каждому предпринимателю  предоставляется право заниматься любым видом хозяйственной деятельности.

Розничная торговля один из главных основных источников сфер обеспечения населения. На основе этого формируется товарное предложение  и покупательский спрос, а также  является источником поступления денежных средств. Торговля обеспечивает финансовую стабильность предприятия.

В настоящее время  увеличение ассортимента товара не всегда соответствует качеству и не отвечает современным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий  хранения, транспортирования, неправильная оценка качества могут обернуться для  предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому будущим предпринимателям необходимы основные представления  о товароведении различных групп  товаров.

От неправильного  формирования ассортимента влияющего  на товарное предложение и потребительский  спрос и многих других факторов, зависит социальная среда, экономика  предприятия.

Важно чтобы торговое предприятие привлекало внимание покупателя хотя бы раз и в дальнейшем в  него желали зайти. Успех будет зависеть от широты и полноты ассортимента, а также цен соответствующих  платёжеспособности потребителя. Рыночный успех отныне является критерием  оценки деятельности отечественных  предприятий, а их рыночные возможности  предопределяют правильно разработанной  и последовательно осуществляемой товарной политики. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных  с формированием ассортимента, его  управлением и совершенствованием.

 

1. Ассортиментная  политика как процесс формирования  ассортимента товаров

Группа товаров, тесно связанных между собой  сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения  на рынок или принадлежностью  к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.

Формирование ассортимента -- это деятельность по составлению набора товара, позволяющего удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определённых руководством организации. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса.

Ассортиментная  политика (АСП)- это процесс формирования ассортимента продукции в зависимости  от потребностей рынка, финансового  состояния предприятия и его  стратегических целей. Она представляет собой направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры товарного  предложения, при котором за основу принимаются, с одной стороны, потребительские  требования определенных сегментов  рынка, а с другой, - необходимость  обеспечить наиболее эффективное использование  предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с  низкими издержками.

АСП выражается в  виде системы показателей, характеризующих  возможности оптимального развития производственного ассортимента данного  вида товаров. К таким показателям  относятся:

· разнообразие видов  и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей);

· уровень и частота  обновления ассортимента;

· сокращение и  расширение АС товаров;

· совершенствование  и гармонизация

· уровень и соотношения  цен на товары данного вида.

Цель АСП - сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и  разнообразию спроса конкретных покупателей.

АСП может рассматриваться  как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией  соответствующих товаров. Целевая  ее часть включает требования к оптимизации  структуры ассортимента, а программная -- систему мер по ее достижению за определенный период. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

Задачи ассортиментной политики:

· удовлетворение запросов потребителей;

· эффективное использование  технологических знаний и опыта  фирмы;

· оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой  рентабельности и объёме прибыли;

· завоевание новых  покупателей путём расширения сферы  применения

существующей производственной программы (применяется жизненный  цикл товара).

На построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и  др. факторов.

К экономическим  факторам относят денежные доходы населения  и распределение их между отдельными группами населения, уровень розничных  цен и их соотношение между  отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения  предметами длительного пользования.

Социальные факторы  к ним относятся социальная и  профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования  и культурного развития людей, праздники, мода и др.

К демографическим  факторам изменение численности  населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; размеру  состава семьи.

Природно-естественные факторы - это климатические условия, продолжительность времён года, физиологические  особенности человеческого организма  в зависимости от пола, возраста и т. д.

Специфические факторы  оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической  оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности  и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие др. розничных  магазинов в зоне деятельности данного  магазина.

При формировании в рознично торговой сети ассортимента не продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости.

В случае отсутствия в продаже нужного товара или  неудовлетворительного качества предположительного товара покупатель, как правило, не откладывает. А ищет ему замену с  аналогичными удовлетворяющими потребностями. На спрос многих товаров оказывает  влияние сезонности и производства со сменой времени года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах. Ассортиментная политика в розничной торговой сети важная часть коммерческой стратегии в розничной торговле.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений  не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляют  номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новую и новую  прибыль. Ассортимент же является частью розничной стратегии и оружием  в конкурентной борьбе - это предполагает его непрерывное и динамическое изменение. В некоторых случаях  необходимость исключения определённого  товара из ассортимента совершенно очевидна.

Ассортиментная  политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и  реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.

Одним из принципов  правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение  условий его рентабельной деятельности. Рентабельность является главным фактором для функционирования торгового  предприятия.

При построении ассортимента необходимо учитывать издержкоёмкость  и налогоёмкость реализации отдельных  групп товаров, возможные размеры  торговых надбавок, оборачиваемость  запасов и другие экономические  факторы.

Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием  цены покупателя. При этом устанавливаются:

- ценовые линии  - где совокупность цен на одинаковый  товар, будет розниться с качеством.

- цена «выше  номинала» - характеризуется низкой  ценой на основной товар и  приложения к нему дополнительного  товара;

- цена «с приманкой» - доступность цен массовому покупателю  основного товара и повышенные  цены на широкий круг дополнительных  товаров к нему;

- цены на сопутствующие  товары;

- цена на комплект (стоимость набора товара);

- цены на побочные  продукты;

- психологические  цены (например: цены которые заканчиваются  на 9 или 99 рублей).

2. Понятие и классификация  ассортимента товаров в магазине

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени  сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их, подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и др.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь  и т.п.

Важным признаком  классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся  на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учетом сложности  ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам  простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различных признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в  состав которых входят однородные по признаку единства производственного  происхождения товары. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы  кожаной, текстильной, валяной и  резиновой обуви.

Каждая подгруппа  складывается из товаров различных  видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения. Внутри каждого вида товары могут  отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяться на разновидности.

С учетом деления  на группы, подгруппы и виды принято  выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент товаров. Групповой ассортимент - это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в совою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров.

Товары классифицируют также и по таким признакам, как  частота спроса на товары, а также  стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

1. повседневного  спроса;

2. периодического  спроса;

3. редкого спроса.

Кроме того, имеется  группа сезонных товаров, реализация которых  осуществляется в определенные периоды  года. Спрос на товары может быть стабильным или подвергаться определенным колебаниям.

Формированию ассортимента предшествуют разработка предприятием ассортиментной стратегии. Она представляет собой направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры, товарного  предложения. При этом за основу принимается, с одной стороны, потребительские  требования определенных групп (сегментов  рынка), а с другой - необходимость  обеспечить наиболее эффективное использование  предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с  низкими издержками.

Ассортиментная  стратегия выражается в виде системы  показателей, характеризующих возможность  оптимального развития производственного  ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей), уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношение  цен на товары данного вида.

Формирование ассортимента продукции - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла  продукции, начиная с момента  зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

1. Определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей, анализа способов  использования данной продукции  и особенностей покупательского  поведения на соответствующих  рынках

2. Оценка существующих  аналогов конкурентов по тем  же направлениям

3. Критическая оценка  выпускаемых изделий в том  же ассортименте с позиции  покупателя

4. Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля

Информация о работе Ассортимент