Анализ рынка туристических услуг Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе был произведен анализ российского рынка туристиче-ских услуг и в частности рынка туристических услуг Амурской области. Анализ был произведен на основе статистических данных, опубликованных в официальных изданиях.
Целью работы является изучение основных методов анализа рынка, анализ рынка туристических услуг данной территории, а так же определение перспектив развития изучаемого рынка.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты анализа рынка
1.1 Понятие рынка и его виды
1.2 Методы анализа рынка
1.3 Рынок услуг и его особенности
2 Анализ рынка туристических услуг
2.1 Понятие и особенности рынка туристических услуг
2.2 Анализ рынка туристических услуг России
2.3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

На основании всего  вышесказанного можно говорить о  том, что специфика формирования индустрии туристических услуг связана с динамичными изменениями туристического спроса, с индивидуализацией потребительского спроса, с применением дифференциального предложения туристических товаров и услуг с учетом интересов потребителей, требований  общества и факторов улучшения среды проживания.

2. 2 Анализ рынка туристических услуг России

Туризм является одной  из динамичных отраслей экономики России. Высокие темпы его развития и  большие объемы валютных поступлений  активно влияют на различные сферы экономики нашей страны.

Объем туристических услуг, оказанных населению России, составляет 4 млрд. рублей. Удельный вес туристических услуг в общем объеме оказанных услуг составляет 1,08 %. Населению было оказано платных услуг на 724,4 млрд. рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения составляет 23,2 %.

Число туристических  фирм, зарегистрированных на территории РФ, достигло 6639. Из них 1008 фирм занимаются туроператорской деятельностью, турагентской деятельностью – 4761 фирм, только продвижением туров (путевок) – 183 фирмы, иной туристической деятельностью – 377 фирм, только экскурсионной деятельностью занимаются 310 туристических фирм. Процентное соотношение числа фирм приведено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура туристических фирм по сфере деятельности

В феврале 2010 года по сравнению с февралем 2009 года как положительный момент необходимо отметить тенденцию роста отдельных видов платных услуг и прежде всего услуг связи (4,3 %), транспортных (0,2 %),  жилищных (1,6 %), коммунальных (0,7 %), туристских услуг (6,1 %), услуг физической культуры и спорта (1,7 %). Процент роста туристических услуг оказался наибольшим в рассматриваемом периоде.

По экспертным оценкам  специалистов Всемирного совета по туризму  и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC) в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Эксперты рынка предполагают возрастание доходов туристической индустрии к 2016 году до 20,4 миллиарда долларов. Между тем, быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2006 году туристический поток из России увеличился на 12,9 % и достиг 14838 тыс. поездок, а в 2007 году вырос еще на 19,2 % до 15666 тыс. поездок по сравнению с 2004 годом. Данный показатель увеличился в 2008 году на  42 % по сравнению со  значением  2004 года. Расходы на поездки за рубеж при этом увеличились почти на 12 %. 

При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Кроме того, снизился интерес зарубежных туристов к посещению России. Так, количество въехавших туристов в 2008 г. снизился по сравнению со значением данного показателя 2004 года на 3,6 %.

По данным статистики численность туристов, обслуженных  туристическими фирмами, в 2008 году достигла 7721,1 тыс. человек. Наибольшее число российских туристов было отправлено на отдых в азиатские страны. Так в  Китай было отправлено 1384,6 тыс. чел., в Турцию – 1148,5 тыс. чел. Наименьшей популярностью среди туристов пользуется  Австралия и Океания. В этих странах отдохнуло лишь 10,6 тыс. чел. Что касается стран Европы, то наиболее популярными для туризма странами являются Италия, Испания Германия и Франция. Среди африканских стран наибольшей популярностью пользуется Египет – 640 тыс. туристов.

Рисунок 2 – Численность  туристов, обслуженных туристическими фирмами

В общем рейтинге конкурентоспособности  сектора путешествий и туризма 130 стран Россия занимает в этом году 64 место, на четыре позиции выше результатов прошлого года. Из слагаемых конкурентоспособности, по которым оцениваются страны, хуже всего обстоит дело с факторами отраслевого регулирования и политики в области туризма и путешествий. По этим показателям Россия занимает 80 место. В группе факторов, характеризующих бизнес-климат и инфраструктуру для развития туризма, Россия находится на 65 месте. Лучше всего Россия оценена по группе факторов, связанных с природными и культурными ресурсами для развития сектора туризма и путешествий (35 место).

По данным статистики туроператоры заработали 5,28 млрд. долларов США. Средние темпы роста выручки компании в 2008 году составили 56 %. Многие печатные издания составляют рейтинги туристических компаний по данному показателю. Так, «Интурист» показал выручку в $ 938,5 млн., что на 78,7 % больше прошлогодних показателей, «Капитал Тур» - $ 650 млн. (+ 81,31 %), группа OTI - $ 541,87 (+ 84 %). Несколько медленнее рос оборот у «Невы» - $ 608,76 (+ 61,56 %), а также у «Натали Турс» - $ 650 млн. (+36,84  %). Эти компании входят в десятку первых по темпам роста выручки. Заработав 67 % всех денег, собранных туристическими компаниями ($ 5,985 млн),

 они показали в  среднем 70,5 – процентный рост выручки34.

В первой двадцатке средние  темпы роста уже несколько  ниже – 65,1 %. А несколько компаний даже показали отрицательную динамику. Например, у группы «ИнтАэр» выручка снизилась на 7,62 % - до $ 123,42 млн. Другие крупные туроператоры показали незначительный прирост: «ПАК Групп» заработал $ 152,3 млн., всего на 5,69 % больше, чем в 2007 году. «Академсервис», «Ланта-тур вояж» и «Библио-Глобус» продемонстрировали прирост выручки на 34,45 %, 20,89 % и 35,18 % соответственно. Суммарно на компании из топ-20 пришлось 84,46 % валовой выручки участников рейтинга или $ 7,544 млрд.

При анализе рынка  туристических услуг нельзя не отметить рост инфляции, который может помешать развитию российского туризма даже внутри страны. По итогам 2008 года рост потребительских цен в России составил 13,3 процента, а с 1 по 26 января 2009 года инфляция достигла 2 процентов.

При этом по итогам текущего года, по оценке министра финансов России Алексея Кудрина, потребительские  цены вырастут на 13 процентов. В связи  с ростом инфляции снижается покупательская способность россиян за рубежом, что повлияет на направленность туристических потоков. При этом глава Российского союза туриндустрии уверен, что в текущей кризисной ситуации выжить смогут лишь многопрофильные туристические агентства, предоставляющие услуги отдыха не только за рубежом, но и в России, а также те, кто наиболее чутко будет реагировать на любые изменения спроса. "Весь мировой опыт, включая и великие кризисы, показывает, что путешествовать люди не перестают. Просто путешествуют иначе, меняется структура рынка, рынок становится очень динамичным, и его реакция носит разноплановый характер", - считает Шпилько.

Итак, российский туристический  рынок обладает достаточной перспек-тивой роста и вполне способен преодолеть сложности, возникшие в связи с кризисом в экономике страны. Кроме того, он обладает достаточным потенциалом для дальнейшей конкурентной борьбы  на мировом рынке.

2. 3 Анализ рынка туристических услуг Амурской области

Главными направлениями  деятельности туристических фирм является въездной и выездной туризм. На рынке туристических услуг Амурской области наибольшее распространение получил выездной туризм.  Проанализируем динамику туристических потоков в Амурской области.

Рисунок 3 – Международные  туристические потоки Амурской области

На основе данных рисунка 3 можно говорить о том, что динамика выездного туризма на протяжении последних семи лет имеет тенденцию к увеличению. Что касается въездного туризма, то в его динамике наблюдаются незначительные изменения как в сторону увеличения, так и снижения потока туристов. Средние темпы роста выездного туризма составляют 33,5 %, а въездного 1,3 %, что для экономики региона является достаточно негативной тенденцией. За весь анализируемый период темпы роста выездного туризма превышают на 32,2 %  этот же показатель въездного туризма.

 География маршрутов  обширна и охватывает почти  все страны мира, а, учитывая  уникальное географическое положение  области, основным туристским направлением остается Китай. На выездном направлении осуществляют туристическую деятельность все туроператоры области. Помимо маршрутов за рубеж туристические фирмы предлагают туры и по России, с каждым годом увеличивается предложения в различные регионы Российской Федерации. В таблице 1 приведены данные о численности туристов, обслуженных туристическими фирмами в 2008 г.

Таблица 1 – Численность  туристов, обслуженных туристическими фирмами  

Страна

граждане России (отправлено), чел.

граждане других стран (принято), чел.

1

2

3

Российская федерация

3872

 

Болгария

59

 

Франция

73

 

Тайланд

1193

 

Турция

458

 

Китай

95119

10524

Египет

344

 

США, включая Гавайские острова

138

1

Япония

52

21

Другие страны

1130

7


 

На рисунке 4 изображена диаграмма структуры выездного  потока Амурской области по странам.

Рисунок 4 – Структура  выездного потока Амурской области 

На основе данных таблицы  можно говорить о том, что самой  посещаемой страной российскими туристами на протяжении многих лет является Китай – 92,7 %  от всех туристов отправленных турфирмами за границу, хотя большей популярностью пользуются Таиланд, Турция, Египет, страны Европы.

Что касается въездного  потока, то среди иностранных туристов – клиентов российских турфирм, преобладают жители Китая – 10,5 тыс. человек или 99,7 %  от всего числа иностранных туристов.

Особенности географического положения Амурской области определяют структуру туристских потоков по направлениям.

Китайское направление  было и остается приоритетным в структуре  как въездного, так и выездного  потоков. Кстати, Китай с 1996 г. входит в пятерку стран – лидеров в области международного туризма. Так, в 2001 г. по международным туристским прибытиям и по доходам от международного туризма эта страна занимала пятое место в мире. Для Амурской области Китай является основным партнером и в обозримой перспективе останется таковым, благодаря его соседству, огромному населению, росту открытости и уровня жизни населения.

Значительную долю (в  среднем около 70% за анализируемый  период) в структуре въездных потоков  занимают поездки с целью туризма, что является очень благоприятным фактором для экономики области. Однако анализ динамики поездок показывает тенденцию к снижению доли визитов иностранных граждан с целью туризма, что настораживает. На втором месте в структуре поездок стоят посещения иностранцев со служебными целями (около 16 %). Поездки с частными целями занимают крайне незначительную долю (0,1 - 0,2 % ).

Потребительские расходы  домохозяйств Амурской области составили  7995775 рублей. В объеме всех расходов выделяется определенный процент расходов на туристические услуги, который составляет 0,5 %. Значение данного показателя говорит о незначительной доле расходов потребителей на туристические услуги в общем объеме расходов на услуги.

 На данный момент  в Амурской области действует  30 туристических фирм.  По значению данного показателя Амурская область находится на пятом месте среди других регионов Дальнего Востока.

Рассмотрим динамику числа туристических фирм Амурской области.

Рисунок 5 – Динамика числа туристических фирм Амурской области

Как видно из диаграммы  на рисунке 5, с 2004 г. количество туристических предприятий Амурской области увеличилось в 1,5 раза. Максимальное количество туристических предприятий было зарегистрировано в 2009 году (31 фирма). В 2006 году было зарегистрировано 28 фирм, уже в 2007 году их число снизилось до 25 в связи с началом экономического кризиса, но к 2008 году ситуация стабилизировалась и число туристических фирм стало расти.

Туристические фирмы, функционирующие  в Амурской области, занимаются различного рода деятельность, в том числе туроператорской деятельностью занимаются 12 фирм (40 %), турагентской – 13 фирм (44 %), иной туристической деятельностью – 4 фирмы (13 %), только экскурсионной  деятельностью – 1 фирма (3 %). Практически все туристические организации сосредоточены в административно-политическом центре – город Благовещенск.

В связи с  ростом числа фирм на рынке туристических  услуг Амурской области произошли определенные изменения. Так рост численности фирм повлиял на общее число туристических путевок реализованных населению.

В соответствии с имеющимися данными можно говорить о том, что число реализованных населению  туристических путевок в расчете на одну туристическую фирму сократилось на 14525,6 единиц в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Соотношение показателей 2008 и 2007 года составило 0,89. При этом увеличилось количество туристических фирм на 20 %. Это отразилось на общем числе реализованных путевок – показатель в 2008 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 1,06 раза или на 6659 единиц.

Информация о работе Анализ рынка туристических услуг Амурской области