Анализ маркетинговой среды предпрпиятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:23, дипломная работа

Краткое описание

Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и ис-пользовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Общая характеристика понятия внешней среды и особенности ее исследования 5
1.2. Основные методы анализа внешней маркетинговой среды предприятия 8
1.3. Роль анализа внешней среды предприятия в повышении эффективности деятельности предприятия 17
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 21
2.1. Общая характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Автокомплект» 21
2.2. Анализ внешней конкурентной среды предприятия ООО «Автокомплект» 26
2.3. Анализ основных факторов внешней среды предприятия 35
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОПОСОБНОСТИ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 44
3.1. Мероприятия по повышению конкурентных преимуществ ООО «Автокомплект» 44
3.2. Совершенствование стратегических целей предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ\ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Вложенные файлы: 1 файл

2242 итог.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Другим несомненным преимуществом  ООО «Автокомплект» является уровень обслуживания. Предприятие по праву гордится своими  кадрами (в 2001 году на городском конкурсе «Лучшее предприятие металлообработки» ООО «Автокомплект» заняли 3 первых призовых места).

Так же, несомненно, преимуществом  ООО «Автокомплект» является качество предлагаемых услуг, и покупатели это отметили, среди тестируемых предприятий высший балл только у предприятия ООО «Автокомплект».

Кроме экономических  показателей  существует ряд качественных, таких как известность и лояльность, которые в наибольшей степени  отражают реальное отношение потребителя, и поэтому являются ключевым индикатором положения предприятия на рынке.

Предприятие ООО «Автокомплект» существует на данном рынке уже несколько лет, оно хорошо известно и пользуется неизменной любовью покупателей,  об этом говорит тот факт, что 80% клиентов – это постоянные клиенты, которые отдали предпочтение именно этой фирме.

Таким образом, мы проанализировали внешнюю среду предприятия с  тем, чтобы определить влияние различных  факторов прямого и косвенного воздействия  внешней среды на эффективность  деятельности предприятия. Совокупность этих факторов влияет на маркетинговую политику предприятия в целом. Определим основные элементы маркетинговой политики предприятия, которые формируются под воздействием факторов внешней среды с тем, чтобы обозначить «узкие места».

 

2.3. Анализ основных факторов внешней среды предприятия

 

В табл. 2.7. приведён анализ основных факторов внешней среды предприятия ООО «Автокомплект».

Таблица 2.7.

Анализ факторов внешней среды  предприятия

Факторы внешней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

Высшая

Средняя

Низшая

ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

               

1. ПОКУПАТЕЛИ:

               

1.1. Крупные клиенты

+

       

+

   

1.2. Мелкие клиенты

 

+

       

+

 

1.3. Угроза неплатежа со стороны  покупателя

     

+

   

+

 

1.4. Угроза потери покупателя

 

+

     

+

   

1.5. Важность появления нового  покупателя

   

+

     

+

 

2. КОНКУРЕНТЫ:

               

2.1. Преимущества

 

+

     

+

   

2.2. Слабость

     

+

   

+

 

2.3. Борьба с конкурентами

   

+

     

+

 

3. ПОСТАВЩИКИ:

               

3.1. Надежность

+

       

+

   

3.2. Необходимость поиска нового  поставщика

 

+

         

+

3.3. Репутация 

+

         

+

 

3.4. Цены поставок

 

+

     

+

   

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА:

               

4.1. Устойчивость законов, по  которым работает фирма

   

+

   

+

   

4.2. Возможность появления новых  законов

 

+

         

+

4.3. Субсидии

+

       

+

   

4.4. Налоги

     

+

   

+

 

5. ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

               

5. Уровень социально-экономического  развития

     

+

     

+

6. Уровень научно-технического  развития экономики

     

+

   

+

 

7. Уровень научно-технической развития  отрасли

     

+

   

+

 

8. Экономические кризисы внутри  страны

       

+

   

+


 

Анализируя деятельность конкурентов, следует отметить, что конкурирующие фирмы значительно уступают по объему продаж, качеству обслуживания покупателей и других услугах, фирме «Автокомплект»,  которая производит предлагает полный набор услуг для покупателей, осуществляет полный контроль качества работ,  а также некоторые другие услуги.

Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод, что на региональном рынке достаточно широко представлен ассортимент автозапчастей.

Таким образом, основными конкурентами фирмы «Автокомплект» по продаже автозапчастей являются фирмы, находящиеся в Автозаводском и Центральном районах города. Фирмы по продаже автозапчастей в других районах не изучались, так как в Автозаводском и Центральном районах города достаточно фирм для того, чтобы потребитель имел возможность выбора товара в этих районах, поэтому потребители, проживающие в данном районе, будут выбирать торгующие фирмы, которые находятся рядом.

 Фирма «Автокомплект» по продаже и доставке автозапчастей, одна из самых крупных, ассортимент предлагаемых товаров достаточно широк, что позволяет удовлетворить все потребности потребителей в запчастях, а система обслуживания покупателей,  консультации и некоторые дополнительные услуги -  делают ее практически монополистом на этом рынке. Это, несомненно, является плюсом в работе предприятия.

Фирма «Автокомплект» оснащена различными автоматическими установками, в работе используются компьютеры, приборы для диагностики, другие вспомогательные средства, на фирме есть высококвалифицированные специалисты, которые могут дать необходимые консультации потребителю. В связи с этим фирма «Автокомлпект» осуществляет свою работу в режиме постоянной загруженности, но любое пожелание клиента исполняется в первую очередь, что только повышает имидж фирмы.

В результате анализа  внешней среды предприятия были выявлены основные факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды на эффективность деятельности предприятия. К факторам прямого воздействия относятся покупатели, конкуренты, поставщики и законодательная база.

Проведя анализ данных факторов, были сделаны следующие выводы. Основными покупателями предприятия, имеющими наибольшее влияние на эффективность его деятельности, являются крупные клиенты – розничные торговые предприятия по продаже запчастей. В свою очередь, мелкие клиенты имеют среднюю важность для предприятия.

К значительному фактору  внешней среды относится также  угроза неплатежа со стороны покупателей, особенно по заказам без предоплаты. Данный фактор находится на среднем уровне важности для эффективности деятельности предприятия.

В связи с высоким  уровнем конкурентоспособности  важным фактором является угроза потери покупателя. Важность приобретения нового покупателя находится на среднем уровне, и влияет на эффективность деятельности предприятия не так активно, как фактор сохранения уже имеющихся клиентов.

Говоря о таком факторе  внешней среды, как конкуренты, следует  отметить, что уровень роста конкурентов достаточно высок. В  то же время тактические мероприятия, направленные на борьбу с конкурентами реализуются на предприятии достаточно слабо.

Работа с поставщиками на предприятии реализуется достаточно качественно, т.к. данный фактор внешней среды играет значительную роль в эффективности его деятельности. В связи с этим, степень важности поиска новых поставщиков для предприятия очень слабая.

Предприятие не придает  чрезмерного внимания репутации  поставщика, но и не игнорирует ее вовсе. При этом цены поставок товаров играют значительную роль в деятельности предприятия и его работе с поставщиками.

Говоря о законодательной базе, руководство ООО «Автокомплект» придает важное значение устойчивости законов, с которыми приходится работать, особенно в сфере законодательства по защите прав потребителей, а также налогового законодательства, непосредственно влияющего на эффективность деятельности предприятия.

Следует отметить, что  руководство не придает большого внимания возможности появления  новых законов, считая их появление  незначительным фактором для эффективности деятельности предприятия.

Большую важность в деятельности предприятия играет такой фактор, как предоставление государственных субсидий предприятиям торгово-закупочной деятельности.

Степень важности налогового законодательства для руководства  предприятия оценивается на среднем уровне.

К факторам косвенного воздействия на эффективность деятельности предприятия относятся следующие.

Уровень социально-экономического развития в стране не так важен  для деятельности предприятия, как  уровень научно технического развития экономики страны в целом и отрасли машиностроения в частности. Производство автомобилей в стране и мире влечет за собой необходимость производства запасных частей к ним, а следовательно, чрезвычайно влияет на уровень развития деятельности предприятия.

Фактор экономических  кризисов внутри страны руководство предприятия считает далеко не самым важным в общей эффективности деятельности предприятия, хотя, по мнению автора, данному фактору в условиях современной нестабильной экономической ситуации следовало бы уделить более пристальное внимание.

Проведенный анализ деятельности предприятия позволил выделить ряд сильных и слабых сторон организации управления. Он представлен в Таблице 2.11. Для системы организации менеджмента на ООО «Автокомплект» характерен ряд особенностей, которые, впрочем, не являются специфическими по отношению к особенностям всего комплекса российских предприятий такого типа.

Следует заметить, что  существуют как сильные, так и  слабые стороны в деятельности предприятия  и в области производства, и  в области технологий, в области управления персоналом, в области комплексной организации деятельности, в сфере маркетинга и финансов предприятия.

Основные недостатки деятельности связаны с нехваткой  собственных оборотных средств, низкими темпами оборачиваемости  активов и нехваткой квалифицированных молодых специалистов на предприятии. К сильным сторонам деятельности предприятия следует отнести высокий уровень конкурентоспособности и хорошую репутацию предприятия, а также высокий уровень производимой продукции, хороший слаженный рабочий коллектив профессионалов своего дела, отработанный годами механизм управления персоналом, низкие цены и широкий ассортимент предлагаемой продукции и услуг. также на предприятии, несмотря на все недостатки деятельности существуют большие резервы повышения производственных мощностей.

Таблица 2.8.

Сильные и слабые стороны  ООО «Автокомплект»

Область деятельности

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

 

ПРОИЗВОДСТВО

Наличие резервов повышения складских мощностей предприятия;

Высокий уровень качества продукции.

Относительно невысокая емкость складского хозяйства

 

ТЕХНОЛОГИЯ

Опытный коллектив технологической  службы предприятия; Широкие возможности использования современных компьютерных технологий

Нехватка свободных денежных средств 

ПЕРСОНАЛ

Устоявшийся высококвалифицированный коллектив работников.

Незначительный удельный вес молодых специалистов

ОРГАНИЗАЦИЯ

Годами отработанный механизм управления кадрами;

Эффективное распределение должностных обязанностей между руководителями

Отсутствие эффективной маркетинговой службы на предприятии

МАРКЕТИНГ

Высокая репутация предприятия  в области качественной продукции ;

Низкая цена по сравнению со средней  российской ценой

Отсутствие программы маркетинга на предприятии ;

Низкий уровень реализации дополнительных услуг

ФИНАНСЫ

Финансовая независимость от кредиторов, предоставляющих кредит под процент ;

Возможность дифференцированной торговли через фирменную сеть магазинов

Недостаточность собственных оборотных средств


 

В результате проведенного первичного SWOT-анализа внешней среды предприятия и основных показателей общей финансовой деятельности, а также на основании результата опроса покупателей компании были сделаны основные выводы о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия ООО «Автокомплект», описанные выше, а также был разработан перечень основных угроз и возможностей эффективного функционирования предприятия. В табл. 2.9. представлен список основных угроз и возможностей предприятия. К основным угрозам следует отнести потерю клиентов, преимущества конкурентов, потерю поставщиков, введение дополнительных налогов. Все эти угрозы путем внедрения ряда мероприятий, описанных в таблице 2.9. могут быть преобразованы в возможности для предприятия «Автокомплект».

Таблица 2.9.

Список основных угроз  и возможностей

Угроза

Возможность

Последствия для фирмы

Возможные меры для избегания угрозы или не использования возможностей

Потеря клиента

 

Финансовые потери, уменьшение з/платы  Падение репутации фирмы

Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги.

 

Появление клиента

Дополнительный рынок сбыта

Скидки, рассрочки платежа.

Преиму

щества конкурентов

 

Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных

Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов.

 

Слабость конкурентов

Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов

Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка.

Потеря поставщика

 

Срыв поставок

Улучшение деловых отношений

 

Появление поставщика

Выбор между поставщиками,

Перезаключение договоров 

Введение дополнительных налогов

 

Повышение стоимости продукции

Попытка получения налоговых льгот

 

Предоставление государством субсидий

Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства

Попытка получения новых субсидий


 

Практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы.

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предпрпиятия