Анализ маркетинговой среды предпрпиятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:23, дипломная работа

Краткое описание

Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и ис-пользовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Общая характеристика понятия внешней среды и особенности ее исследования 5
1.2. Основные методы анализа внешней маркетинговой среды предприятия 8
1.3. Роль анализа внешней среды предприятия в повышении эффективности деятельности предприятия 17
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 21
2.1. Общая характеристика и основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Автокомплект» 21
2.2. Анализ внешней конкурентной среды предприятия ООО «Автокомплект» 26
2.3. Анализ основных факторов внешней среды предприятия 35
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОПОСОБНОСТИ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ» 44
3.1. Мероприятия по повышению конкурентных преимуществ ООО «Автокомплект» 44
3.2. Совершенствование стратегических целей предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ\ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Вложенные файлы: 1 файл

2242 итог.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

Для более детального анализа факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятия, проведем PEST-анализ ООО «Автокомплект» с целью определения его конкурентного положения на рынке. Для этого составим таблицу (Приложение 14). Из приведенной в Приложении 14 таблицы PEST-анализа можно увидеть, что количество положительно влияющих факторов преобладает над количеством негативно влияющих (6+ и 4-). Из чего можно судить что обстановка на рынке для ООО «Автокомплект» в целом благоприятная.

В Приложении 15 проведем STEP-анализ деятельности ООО «Автокомплект».

Таким образом, анализ факторов внешней среды, полученный в результате PEST и STEP – анализа, показал наличие благоприятных возможностей для развития деятельности ООО «Автокомплект» в г. Арзамас и Нижегородской области и расширению его деятельности на территории региона.

Итоговую таблицу анализа  факторов внутренней и внешней среды, влияющих на деятельность ООО «Автокомплект», а также потенциальных факторов возможностей и угроз для предприятия представим в Приложении 16.

В ходе исследования был  произведён подробный анализ внешней  среды – как отрасли в целом, так и регионального рынка автомобильных запчастей. Были оценены возможности применения в регионе опыта зарубежных компаний, а также возможности переноса на отрасль антикризисных мер, внедрявшихся в других отраслях экономики.

По результатам исследований были приняты и, впоследствии, реализованы ряд технологических и стратегических решений. В частности, несмотря на общий экономический спад и снижение прибыли, предприятие смогло сохранить высокий уровень качества продукции и широкую клиентскую базу (помимо потребителей продукции в городе, предприятие имеет широкую клиентскую сеть в районах области), были предприняты меры к увеличению финансирования подразделений. В целях снижения издержек была пересмотрена кадровая политика предприятия. Рекомендации, выработанные в ходе исследования, приведены в таблице следующей таблице.

Расширенная SWOT-матрица  анализа ООО «Автокомплект» представлена ниже в Таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Расширенная матрица SWPT-анализа ООО «Автокомплект»

 

(S)

(W)

(O)

Ориентация на потребителя

Постоянная закупка

новых видов продукции и предложение новых видов услуг клиентам

Внедрение и совершенствование  новых технологий работы с клиентами и управления продажами

Развитие творческой активности

Мотивация персонала,  вовлечение персонала в процесс непрерывного совершенствования предприятия

(T)

Постоянное обновление

технологического парка информационной системы предприятия

Инвестиции в маркетинговые  кампании и рекламу

Реструктуризация бизнес-процессов

Разработка рациональной системы  измерений и оценки

качества процессов, эффективности 

и производительности

Непрерывный контроль процессов

Информационное обеспечение


 

Таким образом, применение методов грамотного стратегического  планирования позволило предприятию остаться в числе лидеров по продажам запчастей в г.о. Тольятти  области. Но тем не менее для удержания конкурентных позиций на рынке и развития конкурентных преимуществ предприятия необходимо провести ряд мероприятий, повышающих конкурентоспособность и улучшающих маркетинговую деятельность ООО «Автокомплект».

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ  КОНКУРЕНТОПОСОБНОСТИ ООО «АВТОКОМПЛЕКТ»

 

3.1.  Мероприятия  по повышению конкурентных преимуществ  ООО «Автокомплект»

 

Осуществляя тактику  постоянных улучшений даже в давно  известных услугах и работ,  можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов  предлагаемых работ и доходов.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие  рекомендации по ассортименту предлагаемой продукции:

- при формировании  ассортимента необходимо провести  исследования в области событийного маркетинга - какие продукты предпочитают покупать на тот или иной праздник, для расширенной рекламы и предложения этих продуктов до и во время праздников. Это поможет понять культуру потребления и выявить долгосрочные и сезонные тенденции;

- в качестве базового  ассортимента необходимо придерживаться  товаров среднего ценового диапазона, особое внимание уделять качеству и внешнему виду товаров. В фирме организовать службу, занимающуюся совершенствованием внешнего вида товара, упаковкой. При формировании цены необходимо по возможности придерживаться стратегии неокругленных цен. В каждой ассортиментной группе фирме необходимо определить базовый продукт, который удовлетворяет основные запросы потребителей и соответствует их представлениям цена/качество. Этот продукт должен являться основой ассортиментного ряда и ориентиром для позиционирования прочих продуктов товарной линии;

- необходимо активно  продвигать товарные марки: наименование  самого ООО «Автокомплект», и основных поставщиков. При продвижении торговой марки товара необходимо сделать особый акцент на экологической чистоте товара, на качестве;

- с целью усиления  влияния на производителей и  сокращение издержек на логистику необходимо обдумать возможности формирования совместного заказа с конкурирующими фирмами;

- для получения своевременной  качественной информации о ситуациях  на продуктовых биржах страны, и о предлагаемых товарах, необходимо использовать последние информационные технологии, иметь доступ к информационным базам «Интернет» и активно пользоваться информацией штрих-кодов (особенно при закупках импортных продуктов). Торговые точки необходимо оборудовать сканерами, связанными с головным компьютером фирмы, который будет оперативно отслеживать объемы продаж и корректировать закупки. Это поможет значительно сократить издержки, связанные с товарооборотом.

Помимо рекомендаций по формированию товарного ассортимента ООО «Автокомплект» необходимо разработать комплекс мер по организации системы сбыта.

C практической точки  зрения предлагаются следующие рекомендации для решения текущих проблем:

1. Создать на предприятии  маркетинговую службу, основными  задачами которой будет комплексная  организация маркетинговой деятельности  на предприятии.

2. Обеспечить маркетинговой  службе регулярный доступ к отчетной и плановой информации по затратам на выкуп товаров, а так же - к плану денежных выплат и поступлений.

2.Организовать из числа  имеющихся на предприятии компетентных  служащих группу, которая могла  бы стать основой для отдела, централизовано занимающегося проблемой эффективного использования временно свободных денежных средств, в том числе на производственные цели, на обеспечение финансирования разработки и постановки на производство новых товаров.

3.Включить в перечень  функций маркетинговой службы организацию и обеспечение сравнительной эффективности закупки необходимого сырья и товаров.

4. Разработать систему  регулярной отчетности службы  маркетинга.

5. Разработать систему  премирования сотрудников, выступающих  с предложениями по оптимизации маркетинговой деятельности на предприятии.

6. Перевести предприятие  на маркетинговую идеологию, разработать  маркетинговую стратегию.

7. Провести исследования  в области маркетинга – систематизировать  данные о том, что предпочитают  покупать потребители.

8. Особое внимание уделять качеству и внешнему виду товаров.

9. Производить качественную  подготовку персонала.

10. Придерживаться стратегии  неокруглённых цен.

11. В каждой ассортиментной  группе фирме необходимо определить  базовый товар, который удовлетворяет основные запросы потребителей.

12. Активизировать рекламу  и иные методы продвижения  товара и стимулирования сбыта.

Вышеизложенные методы при их реализации в текущем периоде  должны способствовать становлению маркетинга на предприятии и улучшению в среднесрочном периоде финансово-экономического состояния ООО «Автокомплект».

Суть маркетинговой  деятельности точно можно выразить афоризмом: "Производите и продавайте продукцию, товары или услуги, которые  будут куплены. Но не стремитесь навязать людям то, что вам удалось произвести".

Служба маркетинга разрабатывает  структуры полей баз данных, варианты аналитических выборок, предложения по разграничению прав; передает свои предложения на согласование руководителям других подразделений, а затем – на утверждение первому лицу. Информация о потребителе и история взаимодействия должны быть представлены в базах данных максимально полно, поскольку это заметно упрощает контроль за процессом.

Специалисты службы маркетинга на основе анализа конъюнктуры рынка, мониторинга цен, оценки эластичности спроса, базовых положений ассортиментной политики предприятия, данных по учету неудовлетворенного и отложенного спроса разрабатывают прогноз продаж на предстоящий период.

Таким образом, основной задачей в сфере совершенствования  маркетинговой деятельности на предприятии ООО «Автокомплект» является создание квалифицированной маркетинговой службы, отвечающей за решение всех вопросов в сфере маркетинга и рекламы на предприятии. С этой целью необходимо разработать проект организации маркетинговой службы на предприятии, рассмотреть основные этапы его реализации и провести оценку экономической эффективности предложенного проекта.

Условно служба маркетинга ООО»Автокомплект» должна включать 3 отдела (рис. 3.1.)

Рисунок 3.1. Продуктово-рыночная оргструктура службы маркетинга ООО «Автокомплект»

 

Эти два подразделения  службы маркетинга Отдел внешних  исследований рынка и товаров (ОВИРиТ) и отдел внутреннего маркетинга и развития ОВМиР параллельно занимаются маркетинговой проработкой осваиваемых и предлагаемых к освоению перспективных видов продукции. При этом Отдел внутреннего маркетинга и развития работает с упором на внутреннюю среду предприятия, исследование трудовых ресурсов и потенциала персонала, разработкой внутрикорпоративных программ, утверждением внутренней документации предприятия. Отдел внешней деятельности занимается поиском перспективных товаров на рынке, новых географических сегментов, анализом конкурентов, а также отслеживает и сопровождает выполнение уже заключенных ранее договоров по поставкам. Отдел рекламы и PR отвечает за разработку и изготовление рекламной продукции предприятия, организацию различных PR-акций и акций продвижения товара, взаимодействие с рекламными агентствами и прочими структурами для обеспечения эффективной рекламной деятельности предприятия.

Основная функция новых  отделов - пополнение портфеля долгосрочных заказов и загрузка производственных мощностей рентабельными производствами. Конечным результатом работы службы маркетинга является разработка конкретных финансовых, сбытовых планов и их представление в виде законченных бизнес-планов для планирования производства и обеспечения получения инвестиций из Федерального бюджета и коммерческих банков. Служба маркетинга предприятия, при взаимодействии с подразделениями предприятия является одним из основных инициаторов, координаторов и несет полную ответственность за предложение и обоснование коммерческой целесообразности разработки и производства нового продукта, а также коммерческую реализацию нового изделия. Служба маркетинга согласует технические мероприятия по улучшению качества продукции и процессов производства.

Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнении планов и программ маркетинговой деятельности. Доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Также задачей службы маркетинга являтся взаимодействие с финансовым подразделением предприятия в области реализации ценовой политики и ценообразования, сотрудники ОВМиР должны уметь правильно определять ценыВ то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия.

Вопрос об оценке эффективности  деятельности службы маркетинга ввиду  отсутствия единой методики на каждом предприятии решается самостоятельно. В большинстве случаев главным критерием оценки работы службы считается фактическое поступление денежных средств на счёт предприятия в конкретный период.

Главными критериями оценки эффективности работы службы маркетинга, в соответствии с предлагаемой методикой следует считать:

  • Качество, своевременность и глубину проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка и, как следствие, точность разработанных прогнозов объема реализации по основным видам продукции и группам изделий на кратко-, средне- и долгосрочные периоды;
  • Осуществление поиска потребителей основных видов продукции предприятия и групп изделий, выявление основных причин отказа от заключения Договоров на поставку (качество, ассортимент, цена, порядок и форма оплаты, условия поставки и расчетов, степень выполнения договорных обязательств предприятием, уровень обслуживания потребителей при отгрузке продукции на предприятии и организация сервисного обслуживания), поиск новых видов и форм расчётов с потребителями и освоение новых рыночных ниш;
  • Качество и своевременность выполнения работ в сфере разработки предложений по планированию и/или совершенствованию ассортимента, организации товародвижения, рекламы, включая выставочную деятельность и формирование имиджа предприятия, паблик рилейшнз и программ по стимулированию сбыта в соответствии с утвержденными планами работ.

 

3.2. Совершенствование стратегических целей предприятия

 

В стратегическом планировании на первое место ООО «Автокомплект» ставит следующую цель - увеличение объема реализации оказываемых услуг и продукции.

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предпрпиятия