Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Бархим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью деятельности ОАО «Бархим» является получение прибыли. Использование прибыли после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет и неиспользованные остатки прибыли осуществляется по следующим направлениям:
на аккумулирование средств на выплату дивидендов в размерах и порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 № 637 для хозяйственных обществ. Выплату дивидендов осуществлять по итогам работы за год;
на создание резервного фонда заработной платы в порядке, определенном Положением о резервном фонде заработной платы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2000 № 605;
на содержание аппарата и представительств концерна «Белнефтехим»;
на пополнение собственных оборотных средств;
оставшуюся часть прибыли направлять на накопление, а также на иные цели, определенные решениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursavaya_po_marketingu.doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

В своей работе отдел маркетинга руководствуется законами, постановлениями и указаниями вышестоящих организаций, нормативными правовыми актами, регулирующими маркетинговую, сбытовую, внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования 
республики, приказами по ОАО "Бархим", документами системы менеджмента качества, организационно-методическими документами, информационно-справочными материалами, правилами внутреннего трудового распорядка, документами по охране труда, положением об отделе маркетинга.

Основная цель маркетинга - обеспечение максимального объема прибыли.

Выделяют следующие задачи:

  1. Увеличение сбыта продукции;
  2. Увеличение экспорта продукции организации;
  3. Анализ потребительских свойств производимой продукции, потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;
  4. Обеспечение руководства и отделов организации своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах;
  5. Создание новых товаров, способных удовлетворить потребности покупателей;
  6. Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании уровня цен, сроков кредита, скидок и т. д.:
  7. Проведения мероприятий по рекламе, стимулированию сбыта и формированию фирменного стиля организации
  8. Создание соответствующих сбытовых сетей;
  9. Анализ, заключение и контроль исполнения договоров;

 

    1. Экономическая характеристика  ОАО "Бархим"

 

Общество специализируется на выпуске потребительских товаров: моющих средств, пасты моющей для рук, чистящих средств «Дин», «Блик», «Экспресс», отбеливателей, средства для мытья посуды «Янтарь», «Блик», «Антинакипи» для стиральных машин, жидкого мыла, автошампуни «Маг». Кроме того, осуществляется выпуск продукции производственно-технического назначения: технических моющих средств в порошкообразном и жидком виде (Лабомид, КИМ, ТОМ, КМ-1, КМ-2М, МСЩ, МЛ-51, МП, МПВ, МПТ, МПП) и антиадгезионных жидкостей. Основной продукцией предприятия являются стиральные порошки, удельный вес которых в общем объёме производства  за 2012 год составил  73,1 %.

     Выполнение плана производства, реализации  продукции  и основных целевых показателей прогноза, установленных приказом концерна «Белнефтехим» № 49 от 31.01.2012г. и Постановлением Совета концерна «Белнефтехим» от 15.02.2012 г. № 1, характеризуется следующими данными, приведенными в таблице:

 

 

         Показатели

                                                Ед. изм.

Годы (факт)

Темп                                           роста                                      2012 к 2011 в %

Пок-тель по                                                                                                                                               плану  на                                                                                      2012 г.

Установ                                                                                 прогноз.  пок-тель                                                                                                                              на 2012г.

2010

2011

2012

 

                                                  Утвержденные показатели:

1.Рентабельность продаж

  %

14,8

13,4

    2,3

х

    5,7

  6,5

2.Снижение уровня материалоемкости

%

-1,7

- 1,9

+12,2

х

+16,3

-0,01

3.Снижение уровня затрат на  производство продукции, работ, услуг  в (фактических ценах),  %

  %

-10,8

-11,1

+14,8

х

+9,8

-0,01

4.Показатель  по энергосбережению

%

-19,7

-15,7

 - 4,4

х

- 0,5

- 0,5

5.Экспорт товаров в  % к  2011 г.

%

-

  25,4

203,5

х

200,0

240,0

6.Сальдо внешней торговли  товарами

Млн. долл.

-533,4

- 3,4321

-1, 8395

х

- 3,6815

- 2,8

7.Сальдо внешней торговли  услугами

Млн

.долл.

-0,001

-0,003

-

х

-0,008

-0,008

8.Соотношение экспорта товаров  и объема промышленного производства

%

1,2

1,3

4,7

+3,4

3,7

3,5

9.Удельный вес отгруженной инновационной  продукции в общем объеме отгруженной продукции

%

-

67,6

72,0

+4,4

69,4

70,0

10.Инвестиции в основной капитал  в % к 2011 г.

%

-

1893

2904

82,7

91,9%

119,9 %

11.Удельный вес затрат на приобретение  машин, оборудования, транспортных  средств в общем объеме инвестиций

%

-

100,0

100,0

х

87,5

87,5

12.Производительность труда (по товарной  продукции в действующих ценах)

тыс .руб.

94183

263100

313310

119,1

158,8%

163,0%

13.Продукция промышленности на  основе товаров-представителей  в приведенных ценах

т

-

11312

9999

88,4

110,5%

117,5%                                             к 2011 г.

Расчетные показатели:

1.Товарная продукция в 

действующих ценах

Млн. руб.

25120

68669

81774

119,1

119558

 

2.Загрузка производственных мощностей

%

77,5

77,8

74,0

-3,8

95,1

 

4.Выручка от реализации готовой продукции в отпускных ценах

млн. руб.

28688

78770

91394

116,0

133900

 

5.Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг

млн. руб.

23053

 

74798

134,2

104850

 

6.Прибыль от реализации продукции

млн .руб.

1312

100098

2062

20,4

7624

 

7.Чистая прибыль

млн .руб.

649

6353

-1835

х

4229

 

8.Рентабельность реализованной  продукции

%

5,7

19,0

2,8

-16,2

7,3

 

9.Численность работающих

чел.

268

272

269

98,9

293

 

10 Численность ППП

чел.

257

261

261

100,0

280

 

11.Среднемесячная 

заработная плата

тыс.                 руб.

1032,4

1553,5

2219,0

142,8

2508,5

 

12.Затраты на 1000 руб. товарной продукции

руб.

936

833

956

114,8

923

 

в т.ч. материальные

руб.

691

678

761

112,2

800

 

13.Экспорт товаров

млн.           долл.

0,8786

0,2229

0,4535

203,5

200,0%

240,0%

14.Импорт товаров

млн     . долл.

1,412

3,655

2,293

62,7

   

15.Валютные поступления

млн.            долл.

0,0807

0,3647

0,3685

101,0

   



 

          За   2012  год не обеспечено выполнение  годового прогнозного показателя  по рентабельности продаж, снижению уровня материалоемкости, снижению уровня затрат на производство продукции, темпу роста экспорта, производительности труда, продукции промышленности  на основе товаров- представителей и удельному весу запасов готовой продукции в среднемесячном объеме производства. Этот показатель снизился по сравнению с 2010 годом на 12,5 %.

Выполнение основных целевых прогнозных показателей характеризуется следующим:

       - рентабельность  продаж составила  2,3 % при прогнозном  показателе, установленном на год 6,5 % и показателе по бизнес-плану на 2012 год 5,7 %. Невыполнение показателя по рентабельности продаж сложилось, как за счет роста цен на импортное химическое сырье, используемое на выпуск социально -значимых  товаров - синтетических моющих средств, цены на которые подлежат регулированию, так и за счет снижения объема отгрузки готовой продукции. По  разрешению Управления антимонопольной и ценовой политики Брестского Облисполкома с 20 марта 2012 года на  моющие средства цены были повышены на 4,2 %,  с 1-го апреля на 1,0 %, с  21 мая до 12,3%  в соответствии с графиком изменения цен в 2012 году, не превышая годового индекса роста цен, с 10.09.2012 г. до 10,0%. Бизнес-планом на 2012  год предусматривался рост цен на выпускаемую продукцию в размере 30 %, соответственно и предусматривалась рентабельность продаж в размере 5,7 %, фактически индекс роста цен за год составил  109,2%, по моющим средствам 109,3%.  Несвоевременное повышение цен на синтетические моющие средства отрицательно сказалось на выполнении показателя по рентабельности продаж.

      - по уровню материалоемкости  допущено удорожание затрат в  размере 12,2 % при установленном прогнозном  показателе  по его снижению  на год минус 0,01 %  и показателе  по бизнес-плану на год в  связи с удорожанием затрат  в размере 16,3 %. Невыполнение показателя  сложилось по причине роста цен по сравнению с предыдущим годом на импортное химическое сырье, используемое на выпуск потребительских товаров.

     -уровень затрат на  производство увеличился на 14,8 % при утвержденном  показателе по его снижению на год 0,01 % и показателе по бизнес-плану с удорожанием на 9,8 %. Рост затрат на производство продукции сложился за счет удорожания материальных затрат и амортизации основных средств. Согласно бизнес-плану на год была предусмотрена амортизация в сумме 2174 млн.руб., фактически амортизация  составила 4433 млн.руб.. Увеличение суммы амортизации сложилось за счет проведения переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.2012 года , которая была проведена после составления бизнес-плана.

      -показатель по  энергосбережению составил «минус» 4,4% при прогнозном показателе на год  и показателе по бизнес-плану «минус» 0,5%;

      - показатель по  сальдо внешней торговли выполнен. Сальдо внешней торговли товарами  составило минус 1,8395 млн.долл. при прогнозном показателе на год минус 2,8 млн.долл. Поставлено продукции на экспорт за 2012 год  на 0,4535 млн.долл. при 0,2229 млн.долл., поставленных за данный период в 2011 году. Темп роста экспорта составил 203,5 % при утвержденном показателе на год 240,0 % и показателе по бизнес-плану 200,0 %.  Невыполнение годового прогнозного показателя по темпу роста экспорта сложилось в связи с тем, что с 2012 года отгрузка продукции на экспорт осуществляется в соответствии с приказом  концерна «Белнефтехим» только по предварительной оплате. Поэтому основные покупатели продукции за рубежом (Казахстан,  Латвия, Литва,  Россия) отказались принять условия контракта, так как в 2011 году по контрактам была предусмотрена отсрочка платежа от 30 до 60 дней. В течение года велась целенаправленная работа по поиску покупателей за рубежом, готовых покупать продукцию по предварительной оплате. Для увеличения объемов производства и реализации продукции ОАО «Бархим» провело большую работу по выпуску продукции под марками крупных торговых сетей. Заключены контракты на условиях предоплаты и произведена отгрузка ИП «Владимерский» Н.Новгород, Россия, ООО «Торговый дом БХ» г.Москва, ИП «Диденков А.Н.» г.Чехов Россия, СТК «Добрострой» г.Севастополь, Украина, ФОП «Давыдова Н,В.» г.Хмельницкий Украина и Казахстан.

Получено по импорту сырья на 2,293 млн.долл. при 3,655 млн.долл., полученных за данный период в 2011году. Услуги по внешней торговле не планировались и в течение года не осуществлялись.

     - соотношение экспорта  товаров и объема промышленного производства за январь-декабрь составило 4,7 % при утвержденном показателе на год 3,5 %;

     -удельный вес отгруженной  инновационной продукции в общем  объеме отгруженной продукции  составил 72,0 %  при утвержденном  показателе на год 70,0%;

    - объём инвестиций составил 2904 млн. руб., темп роста с учетом  индекса цен в строительстве  составил 82,7% при прогнозном показателе 119,9%, удельный вес затрат на  приобретение машин, оборудования, транспортных средств в общем  объеме инвестиций составил 100,0% при  утвержденном показателе на год 87,5 %;

     - запасы готовой продукции  на 01.01. 2013 года составили в сумме 9462 млн. руб. Удельный вес запасов  в  среднемесячном объеме производства  составил  138,8 % при согласованном  нормативе на 01.01.2013г. 90,0%. Невыполнение показателя сложилось по причине невыполнения торговыми организациями соглашения между Министерством торговли и  концерном «Белнефтехим» по закупке синтетических моющих средств у ОАО «Бархим».  Согласно данному соглашению торговые организации должны были закупить у ОАО «Бархим» за год 9050 тонн СМС, однако закуплено  только 7142 тонны, недополучено  1908 тонн, что и привело к росту запасов готовой продукции;

      - по продукции  промышленности на основе товаров-представителей  темп  составил 88,4 % при утвержденном темпе роста на год 117,5%. За январь-декабрь необходимо было произвести 13292 тонны продукции промышленности, фактически произведено 9999 тонн. Невыполнение объема производства в количестве 3293 тонны сложилось в основном по причине невыполнения торговыми организациями соглашения между Министерством  торговли и концерном  «Белнефтехим» по закупке СМС у ОАО «Бархим»;

  - мощности использовались на  74,0 % ,  к предыдущему году  снижение  на  3,8 % за счет снижения выпуска  синтетических моющих средств на  1399 тонн;

      -темп роста производительности  труда за январь-декабрь составил 119,1% при утвержденном годовом  показателе 163,0%. Невыполнение годового  показателя  по росту производительности  труда сложилось  за счет невыполнения запланированного объема по выпуску товарной продукции в действующих ценах по двум причинам: 1- за счет уменьшения выпуска синтетических моющих средств на 1908 тонн или 13540 млн.руб., по причине невыполнения торговыми организациями соглашения; 2- в связи с запретом   на рост цен на  синтетические  моющие  средства  недополучено объема  товарной продукции на сумму 12050 млн. руб. При отсутствии вышеуказанных причин темп роста производительности труда составил бы за январь-декабрь текущего года 156,3%;

      - среднемесячная  заработная плата составила  2219 тыс.руб.  при показателе по  бизнес-плану  на год  2508,5 тыс. руб. За данный период не обеспечено  опережение роста производительности  труда над ростом среднемесячной  заработной платы по вышеуказанным причинам. При темпе роста производительности труда 119,1 %, темп роста  заработной платы составил   142,8 %.  Тарифная ставка 1-го разряда в 2012 году действует с ноября 2011 года  в размере  252900  руб. В течение 2012 года не пересматривалась в связи с наличием чистого убытка.

                       Производство продукции в натуральном  выражении

  

     Наименование продукции

         2011 год

           2012 год

Отклонение, +,  -

Фактич.выпуск,

тонн

Удельный вес в общем выпуске, %

Фактич.выпуск,

тонн

Удельный вес в общем выпуске, %

Фактич.выпуск,

тонн

Удельный вес в общем выпуске, %

1.Синтетические моющие средства-всего

10000

81,2

8601

77,1

-1399

-4,1

2.Чистящие средства «Дин», «Блик-Д», «Экспресс»

348

2,8

332

3,0

- 16

+0,2

3.Средство для мытья посуды

596

4,8

661

5,9

+65

+1,1

4.Паста моющая для рук

123

1,0

122

1,1

-1

+0,1

5.Технические моющие средства

411

3,4

433

3,9

+22

+0,5

6.Отбеливающие средства, тонн

30

0,2

30

0,2

-

-

7.Жидкое мыло , тонн

582

4,7

723

6,5

+141

+1,8

8.Средство санитарно-гигиеническое «Крот-Д» , тонн

68

0,6

52

0,5

- 16

-0,1

9.Антинакипь для стиральных  машин , тонн

31

0,3

35

0,3

+ 4

-

10.Кондиционер-ополаскиватель, тонн

43

0,4

64

0,6

+21

+0,2

11.Антиадгезионные жидкости, тонн

53

0,4

105

0,9

+52

+0,5

12.Автошампунь, тонн

3

-

1

-

-2

-

13.Лента клеевая

27

0,2

-

-

-27

-0,2

Всего по организации

12315

х

11159

х

-1156

х


 

За  2012 год  объем производства  в физическом  весе снизился по сравнению с 2011 годом на  1156 тонн. Снижение объема производства  на 1156 тонн произошло  за счет синтетических моющих средств, выпуск по которым уменьшился на 1399 тонн по причине снижения закупки СМС предприятиями торговли против заключенного соглашения по закупке СМС у ОАО «Бархим» в 2012 году на 1908 тонн.

По ассортименту обеспечен рост объема производства к предыдущему году по средству для мытья посуды на 65 тонн, жидкому мылу на  141 тонну,  антинакипи для стиральных машин 4 тонны,  антиадгезионным жидкостям 52 тонны, техническим моющим средствам - 22 тонны, кондиционеру- ополаскивателю на 21тону. Снизился выпуск чистящих  средств на 16 тонн,  средства санитарно-гигиенического « Крот-Д» на 16 тонн, отбеливающих средств на 1 тонну,  автошампуня на 2тонны и ленты клеевой на 27тонн. Снижение объемов  данных видов изделий сложилось в связи с тем, что производство этих изделий осуществлялось в меру поступления заявок от потребителей. Производство ленты клеевой не осуществлялось в связи с тем, что единственный поставщик костного клея, используемого на производство ленты клеевой - Могилевский желатиновый завод прекратил его производство.

Наибольший удельный вес в структуре производимой продукции занимают моющие средства. При общем выпуске продукции в количестве 11159 тонн, 8601 тонна составили моющие средства, удельный вес составил 77,1% , остальные виды продукции  составили от 0,2 % до 6,5 % удельного веса от общего объема производства  продукции в натуральном выражении.

 В целом по предприятию  объем производства товарной  продукции в действующих ценах  без налогов составил 81774 млн.руб., из давальческого сырья продукция  не производилась. За  2012 год отгружено  готовой продукции  в действующих  ценах без налогов на 79 003 млн. руб., в т. ч. на внутренний рынок – 75 189млн. руб. или 95,2 % от общего объема отгрузки, в страны СНГ – 3814 млн.руб. или 4,8 % от общего объема отгрузки, в т.ч. в Россию –  2092 млн. руб. или 2,6%. Отгрузка продукции за 2012 год увеличилась по сравнению с   2011 г. на 15,8 % за счет отгрузки на внутренний и внешний рынки. При общем увеличении отгрузки на 15,8%, отгрузка на внутренний рынок увеличилась на 11,6%,  на внешний рынок в 4,6 раза.  Отгрузка товаров народного потребления на внутренний рынок производилась в основном торговым организациям Минторга и Белкоопсоюза, а также организациям здравоохранения, народного образования, Белбыта, Минобороны и прочим торгующим организациям. Отгрузка продукции производственного характера производилась промышленным, транспортным предприятиям и строительным организациям. Предприятиям концерна «Белнефтехим» отгружено продукции за 2012 год  на 11392,4 млн.руб. с налогами.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Бархим»