Управление товарными запасами розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Поставки материальных ресурсов для потребления в производстве или для торговли относятся к одной сфере обеспечения. Процесс поставок характеризуется такими показателями, как размер, интервал времени между поставками, частота поставок. Очевидно, что конкретные значения этих показателей могут быть разными, и, следовательно, разными по объему будут формируемые ими запасы материальных ресурсов. Но производству или торговле требуется такое количество, какое удовлетворяло бы необходимую потребность, своевременность и качество продукции.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы управления материальными запасами в торговле
5
1.1
Развитие логистики запасов в системе товародвижения
5
1.2
Управление запасами в торговых организациях
10
1.3
Классификация запасов в торговле
16
2
Анализ управления товарными запасами на предприятии розничной торговли
22
2.1
Характеристика предприятия розничной торговли
22
2.2
Исследование организации процесса закупок на предприятии розничной торговли
26
2.3
Анализ динамики и структуры товарных запасов магазина «BAON»
39
3
Проблемы управления товарными запасами в организации пути и их решения
47
3.1
Оптимизация товарных запасов предприятия розничной торговли
47

Заключение
55

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 362.34 Кб (Скачать файл)

 

     Из  таблицы 2.3.2 мы видим на протяжении 2007- 2010 гг. пуховики занимают наибольший объем запасов (38,3% и 45,8%), в 2009 г. этот объем снижается (28,3%), в 2010 г. пуховики снова занимают наибольший объем запаса (41,4%) (см. рис. 2.3.2). 

       

     Рис. 2.3.2. Соотношение объемов запасов  продукции по товарным группам в период с 2007-2010 год. 

     График (рис. 2.3.2) нам показывает уровень запасов на период 2007- 2010 г. и говорит о том, что в общем объеме пуховики и обувь занимают наибольший объем. 

       

     Рис. 2.3.3. Объем товарного запаса (тыс.руб.) в 2007-2010 гг.

     Графическое изображение в виде фигурной диаграммы  показывает, какой запас товара занимает наибольший объем в общем объеме запасов товара в 2007-2010 гг. рис. 2.З.З.). Пуховики занимают наибольший объем запасов в общем объеме запасов товара в 2007-2010г., второе место занимает обувь.

     Магазин стал более известен в городе, возрос объем продаж, что и сказывается  на объеме запасов. 

       

     Рис. 2.3.4. Динамика годового запаса товаров

     Из  таблицы 2.3.2 и диаграммы (рис. 2.3.4) видно, что идет постепенное возрастание  годового запаса рубашек, сарафанов  и юбок. 

       

     Рис. 2.3.5. Динамика годового запаса товаров 

     Из  таблицы (2.3.2) и диаграммы (рис. 2.3.5) видно, что годовой запас толстовок  занимает наибольший объем среди  сумок и шорт и динамика годового запаса толстовок в 2007, 2009-2010 г. почти на одном уровне.

     Из  таблицы (2.3.2) и диаграммы (рис. 2.3.7) видно, что динамика годового запаса шапок  и пуховиков колеблется, то уменьшаясь, то увеличиваясь в зависимости от климатических условий в рассматриваемый  год. 

 

      Глава 3. Проблемы управления товарными запасами в организации  и пути их решения

     3.1. Оптимизация товарных  запасов предприятия  розничной торговли

     Инвестиции  в товарные запасы составляют существенную часть активов большинства торговых организаций. Поэтому важно, чтобы  запасами управляли эффективно и  эти инвестиции не были неоправданно большими.

     Ведь  если предприятие не вложит средства в запасы, оно может их использовать по другим направлениям, зарабатывая  прибыль. Таким образом, необходимо выполнение двух условий: запасы должны быть достаточными для поддержания  товарооборота на запланированном  уровне; следует избегать излишних запасов, вызывающих необоснованную иммобилизацию (замораживание) средств и влияющих на снижение коэффициента оборачиваемости.

     Оптимальная величина запасов находится между  этими крайними точками.

     Существуют  три метода расчета оптимальной  величины запасов ТМЦ: с помощью  формулы; составление таблицы прогнозных затрат для заказов разных размеров; графический способ.

     Рассмотрим  возможности применения каждого  метода на примере работы магазина «BAON», реализующей в числе прочих товаров носки. Объем продаж (К) - 10 тыс. упаковок в год. Величина спроса равномерно распределяется в течение года. Закупочная цена одной упаковки - 6,52 руб. Оформление одного заказа обходится магазину в 21,50 руб. Время доставки заказа от поставщика составляет 5 рабочих дней. Согласно данным управленческого учета расходы на хранение составляют 20% закупочной цены товаров.

     Определим оптимальный размер закупок, минимизирующий стоимость запасов, и временной интервал между ними. Допустим, количество рабочих дней в году - 260.

     Обратимся к первому методу - оптимизации  запасов с помощью формулы. Она  имеет следующий вид:

     260                   (6)

     где N - объем продаж в год;

      - стоимость оформления заказа;

      - расходы на хранение одной  упаковки.

     1272 упаковок.

     Минимальный годовой размер дополнительных затрат, связанных с заказом партии товаров  и их хранением, определяется по формуле:

     = 998 руб. в год.

     Общая стоимость закупленных 10 000 упаковок носков (ТС общ.) в год составляет:

     ТС  общ. = Стоимость заказа, транспортировки  и хранения запасов +Закупочная цена товара                                                              (7)

     ТС  общ. = 998 + 6,52 х 10 000 = 66 198 руб. в год.

     Если  бы начальник отдела закупок подавал  заказы на партию в 1 000 упаковок, то их транспортировка и хранение обошлись бы магазину в следующую сумму:

     21,50 х 10 000 : 1 000 + 0,2 х 6,52 х 1 000 : 2 - 867 руб.

     Оформление  нового заказа руководитель отдела закупок  должен осуществлять каждый раз по истечении периода, равного:

     = 1272x12 : 10 000 = 1,5мес.

     Поскольку в году 260 рабочих дней, временной  интервал между заказами составит: 1; = 1272 х 260 : 10 000 = 33 рабочих дня.

     Объем продаж носок за 5 дней (Q), в течение которых осуществляется поставка заказа, рассчитывается по формуле:

     Q = Годовой спрос на товар / Число рабочих дней в году х Продолжительность поставки                                                                          (8)

     и определяется следующим образом:

     10 000 : 260 х 5 = 192 упаковки.

     Следовательно, заказ на поставку очередной партии носков следует

     производить в тот момент, когда уровень  их запасов составит 192 упаковки.

     Второй  метод исчисления оптимального размера  заказа основывается на составлении  таблицы прогнозных затрат для заказов  разных размеров. Для ее составления  используем представленную ранее информацию:

     - цена одной упаковки салфеток - 6,52 руб.:

     - стоимость хранения одной упаковки - 20% от 6,52 руб., то есть 1,3 руб.;

     - расходы на оформление одного  заказа - 21,50 руб.

     Таблица совокупных расходов на заказы различной  величины будет выглядеть следующим  образом (табл. З.1.1.).

     Таблица 3.1.1.

     Совокупные  расходы на заказы различной величины

     

п/п.

Показатели      Размеры заказа
300 500 1000 1200 1500
1 2 3 4 5 6 7
1 Средний размер запаса 150 250 500 600 750
2 Количество

заказов,

обеспечивающее необходимую потребность в товаре

33 20 10 8 6
3 Годовая стоимость хранения запасов (стр. 1 х 1,3 руб.) 390 650 1300 780 1-950
4 
 
Годовая стоимость оформления запаса (стр. 2 х 21,50 руб.) 709,5 430 215 172 129
5 Совокупные  расходы по оформлению и хранению заказа (стр. 3 + стр. 4) 1099,5 1080 1515 952 2079

      
 

     (1) При равномерной реализации товара  средний размер запаса (стр.1 табл. 1) равен половине заказанной партии  товара.

     (2) Рассчитывается путем деления  годового объема продажи товара (10 000 паковок носков) на размер заказа. Например, для заказа в 1000 упаковок количество заказов будет: 10 000 : 1 000 = 10. 

     Выполненные расчеты свидетельствуют о том, что оптимальным является заказ  размером в 1200 упаковок. Этот же результат  был получен при вычислениях, сделанных первым методом. По сравнению с другими альтернативами оформление заказа в объеме 1200 упаковок и его последующее хранение потребует от торговой организации минимальных затрат (952 руб.).

     Третий, графический метод оптимизации размера состоит в следующем. По оси абсцисс откладывают альтернативные варианты объема заказа, по оси ординат - соответствующие им расходы в рублях. Используя данные таблицы 3.1.1, строят первый график (рис.3.1.1) - поведения затрат, связанных с хранением запаса материалов. Эти затраты растут линейно при увеличении объемов закупок.

            

     Рис.3.1.1 Годовая стоимость хранения запасов 

     Второй  график (рис.3.1.2) иллюстрирует поведение  затрат, связанных с оформлением  заказов. С ростом объемов заказов  годовые затраты на их оформление снижаются. Эти два графика пересекутся  в случае оформления заказа размером в 1200 упаковок носков.

       

     Рис. 3.1.2 Годовая стоимость оформления запаса 

     Наконец, третий график (рис.3.1.3) будет иллюстрировать поведение совокупных расходов магазина «BAON» на оформление заказов и последующее хранение сформированных запасов товара. В диапазоне объема закупок от 1 000 до 1200 упаковок эта кривая имеет тенденцию к снижению. Закупка в 1200 штук является "критической". Пройдя эту точку, совокупные затраты начинают расти. 

       

     Рис. 3.1.3 Совокупные расходы по оформлению и хранению заказа 

     Таким образом, расчеты, выполненные тремя  методами (с помощью формулы, путем  составления таблицы прогнозных затрат для заказов разных размеров, а также графическим методом), позволяют сделать вывод: оптимальной  для магазина «BAON» является закупка товара объемом в 1200 упаковок носков, поскольку в этом случае удается минимизировать 

     Однако  также при оформлении заказа на поставку товара контрактная цена может зависеть от объема закупки: на заказы большого объема, как правило, предоставляются  скидки. Конечно, заказы более крупных  партий товаров влекут за собой увеличение стоимости запасов, которое в  некоторой степени может быть компенсировано снижением закупочной цены. Выясним, как повлияет предоставление скидки на общую стоимость запасов.

     Допустим, что поставщик предлагает следующую  систему скидок (см. табл.3.1.2.).

     Таблица 3.1.2. 

     Система скидок поставщика

Размер  заказа, шт. (q) Скидка, % Цена за упаковку руб. (С)
1 000 - 1 500 0 6,25
1 501 -2 000 2 6,39
2 001 и более 4 6,26

 

     Следует ли магазину воспользоваться одной  из скидок? Будет ли компенсировано увеличение расходов на хранение запасов  снижением закупочных цен?

     Рассмотрим  три варианта закупки. В первом случае заказываемая партия товара (q) составит 1200 штук, что предполагает закупочную цену 6,52 руб. за упаковку. Во втором - размер партии равняется 1500 штук, следовательно, закупочная цена будет снижена до 6,39 руб. за упаковку. При третьем варианте количество упаковок составит 2500, а цена - 6,26 руб.

     При q = 1200 стоимость закупки, хранения и приобретения товара будет равняться: 21,50 х 10 000 : 1200 + 1,3 х 600 + 6,52 х 10 000 = 66 159 руб.

     Если  q= 1 500, ТС общ, составит:

     21,50 х 10 000 : 1500 + 1,3 х 750 + 6,39 х 10 000 = 65 018 руб.

     При q = 2500 будем иметь:

     21,50 х 10 000 : 2500 + 1,3 х 1250 + 6,26 х 10 000 = 64 397 руб.

     Альтернативные  варианты управленческих решений представлены в табл.3.1.3. 
 
 
 

     Таблица 3.2.3.

     Альтернативные  варианты управленческих решений

Альтернатива Размер

заказа,

шт.

Цена

единицы,

руб.

Годовые затраты фирмы (руб.) на: Общая

стоимость

запасов,

руб.

оформление заказов закупку

товара

хранение

запасов

1 1200 6,25 172 66 159 780 67 11
II 1500 6,39 129 65 018 1950 67 097
III 2500 6,26 86 64 397 3250. 67 733

Информация о работе Управление товарными запасами розничного торгового предприятия