Управление товарными запасами розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Поставки материальных ресурсов для потребления в производстве или для торговли относятся к одной сфере обеспечения. Процесс поставок характеризуется такими показателями, как размер, интервал времени между поставками, частота поставок. Очевидно, что конкретные значения этих показателей могут быть разными, и, следовательно, разными по объему будут формируемые ими запасы материальных ресурсов. Но производству или торговле требуется такое количество, какое удовлетворяло бы необходимую потребность, своевременность и качество продукции.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы управления материальными запасами в торговле
5
1.1
Развитие логистики запасов в системе товародвижения
5
1.2
Управление запасами в торговых организациях
10
1.3
Классификация запасов в торговле
16
2
Анализ управления товарными запасами на предприятии розничной торговли
22
2.1
Характеристика предприятия розничной торговли
22
2.2
Исследование организации процесса закупок на предприятии розничной торговли
26
2.3
Анализ динамики и структуры товарных запасов магазина «BAON»
39
3
Проблемы управления товарными запасами в организации пути и их решения
47
3.1
Оптимизация товарных запасов предприятия розничной торговли
47

Заключение
55

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 362.34 Кб (Скачать файл)
 

     Федеральное агентство по образованию

     ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

     Кафедра  «Предпринимательство и маркетинг» 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

     по  дисциплине: «Логистика»

     на  тему: «Управление товарными запасами розничного торгового предприятия» 
 
 

     Выполнил:

     Студент   Федоров С.С.

     Группа   2-ЛГ(д)    

     Специальность Логистика и управление цепями поставок

     Руководитель:   Дудник Т.А.

     Оценка работы ____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Орел 2011 
 
 
 

     Содержание

  Введение 3
1 Теоретические основы управления материальными запасами в торговле 5
1.1 Развитие логистики  запасов в системе товародвижения 5
1.2 Управление  запасами в торговых организациях 10
1.3 Классификация запасов в торговле 16
2 Анализ управления товарными запасами на предприятии розничной торговли 22
2.1 Характеристика  предприятия розничной торговли 22
2.2 Исследование  организации процесса закупок на предприятии розничной торговли 26
2.3 Анализ динамики и структуры товарных запасов  магазина «BAON» 39
3 Проблемы управления товарными запасами в организации пути и их решения 47
3.1 Оптимизация товарных запасов предприятия розничной торговли 47
  Заключение 55
  Список  литературы 58

 

                                                                                                            

     .                                                                                                                                                                       

         
 
 
 
 

     Введение

     Поставки  материальных ресурсов для потребления  в производстве или для торговли относятся к одной сфере обеспечения. Процесс поставок  характеризуется  такими показателями, как размер, интервал  времени  между поставками,  частота  поставок.  Очевидно,  что конкретные значения  этих показателей могут  быть разными, и,  следовательно,  разными по  объему будут формируемые  ими запасы материальных ресурсов. Но производству или торговле требуется  такое количество, какое удовлетворяло  бы необходимую потребность, своевременность  и качество продукции.

     Для решения этой проблемы определяются задачи управления запасами, сущность которых заключается в том, когда  запасать ресурсы и в каком  количестве, чтобы удовлетворить  спрос со стороны производства и  торговли.

     Решение этих вопросов определяет стратегию  управления запасами в конкретной хозяйственной  ситуации. Обычно существуют достаточно большое количество вполне допустимых стратегий управления запасами, каждая из которых является решением конкретной задачи управления запасами. Поэтому  решение соответствующих задач, как правило, связана с определением того, какая из допустимых стратегий  должны быть выбрана для реализации. Для этого необходимо оценить  преимущества и недостатки каждой допустимой стратегии.

     Система, в которой реализуется функция  управления, обычно называют системой управления и выделяют в ней две  подсистемы: управляющую и  управляемую. Управляющая система осуществляет функции управления, а управляемая  является его объектом. В плане  рассматриваемых проблем управляющей  системой является служба по материальному  обеспечению производства или торговли, а управляемой - производственные или  товарные запасы.

     Теория  управления запасами разрабатывает  методы вычисления уровня производства или заготовок, обеспечивающего  наиболее экономным путем удовлетворение будущего (не всегда определенного спроса). Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, при которой обеспечиваются минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками и хранением продукта и убытками из-за неудовлетворенного спроса.

     Теория  управления запасами в своем современном  состоянии относится главным  образом к сфере производства относительно дешевых предметов  с достаточно большой скоростью  оборота. В таких случаях спрос  относительно легко предвидеть. Кроме  того, скорость относительно легко  может быть тем инструментом, с  помощью которого представляется возможность управлять запасами материальных ресурсов.

     Невозможно  раз и навсегда установить рациональную норму производственного или  товарного запаса. Целесообразный уровень  запасов зависит от большого числа  самых разнообразных условий, связанных  как с самим производством, так  и с внешними по отношению к  нему факторами. К внутренним условиям относятся, например, интенсивность  использования запасов в зависимости  от характера производственной программы, условия и возможности хранения запасов в течение того или  иного промежутка времени. Внешние  факторы, влияющие на выбор уровня запасов, определяются колебаниями спроса на продукцию предприятия, возможностям поставщиков, оперативностью выполнения заказов, затратами на перевозки.

     Одним из перечисленным факторов можно  заранее учесть, другие являются случайными, статистические закономерности которых  подлежат определению.

 

      Глава 1. Теоретические  основы управления материальными  запасами в торговле

     1.1. Развитие логистики  запасов в системе  товародвижения

     Исторически логистика развивалась как военная  дисциплина [1,с.2], где термин логистика  известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную  работу тыла по обеспечению войск  всем необходимым, то есть работу, которая является основным составляющим боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине XIX века, согласно  «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. [34,с.238] У. С. Грант (18-й президент США), будучи главнокомандующим армии Севера, уделял особое внимание вопросам обеспечения всем необходимым своей армии и одновременно вопросам разрушения инфраструктуры, обеспечивающей армию конфедератов.

     Логистическая методология стала объектом пристального внимания в середине прошлого столетия по причине того, что в странах  Западной Европы, США, Японии, Канаде около 95% времени движения изделия от момента  его производства и до конечного  потребления приходится на ее прохождение  по различным каналам снабжения, сбыта и главным образом на хранение в качестве производственного  или товарного запаса.

     Собственно  производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка  – 3 - 5%. В этих же странах 20% валового внутреннего продукта приходится на отрасли, осуществляющие товародвижение.

     В структуре расходов этих отраслей на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование - 16%, на магистральные и технологические перевозки грузов - соответственно 23 и 9%.[33,с.15]

     На  организацию сбыта готовой продукции  приходится около 8% общих расходов. Операции по перемещению различных материальных ресурсов в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на национальных рынках. Затраты на мировых рынках составляют около 25- 35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8- 10% стоимости товаров, предназначенных для реализации на внутреннем рынке.[13,с.33]

     Значительное  воздействие на становление логистики  запасов и товародвижения оказал переход от рынка продавца к рынку  потребителей. Этот процесс сопровождался существенными изменениями в стратегии производства, распределения, перераспределения и в системах товародвижения, поскольку на передний план вышел фактор товарной насыщенности и перенасыщенности рынка с его жесткими атрибутами-спросом, предложением, конкуренцией, рентабельностью. Теперь уже не столько покупатель ищет товар, сколько товар разыскивает покупателя, назойливо предлагая себя через телевидение, радио, печать, выставки, ярмарки, кино, покушаясь тем самым не только на наше время и средства, но и на наш интеллект и психику, прививая через убогую рекламу недоверие к товарам и дурной вкус.

     Товарное  изобилие должно было сопровождаться повышением качества продукции, качества обслуживания и снижением цен. Наш  рынок не предоставил потребителю  ни качества товаров, ни качества обслуживания, ни снижения цен. Высокая оборачиваемость  оборотных средств в торговле и практически полное отсутствие контроля за ценообразованием создали предпосылки быстрого обогащения, и на рынок товаров хлынули предприниматели с весьма ограниченными понятиями о нравственности. Значительная часть торговой ниши заполнилась товарами низкого качества, импортируемого из-за рубежа, где таким способом решались частные задачи логистики товародвижения и общие задачи по сбыту лежалой продукции и сохранению рабочих мест.

     Спрос, предложения, цены, конкуренция стали  факторами, потребовавшими производства его технико-технологического совершенства, факторами усложнения процесса распределения и сбыта продукции, что явилось причиной существенного роста интереса к логистике товародвижения и запасов как к вполне определенному и необходимому направлению в экономическом процессе. Надо знать, что производить, как производить, из чего производить, какие нести расходы, как распределять, как перевозить, как и сколько хранить, как продавать, где продавать, когда продавать. На большую часть сформулированных вопросов логистика запасов и товародвижения должна дать конкретные ответы.

     Наука и практика управления материальными  потоками в военной области продолжают развиваться. Это объясняется высокой  зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного  и экономичного обеспечения войск  всем необходимым. Логистический подход использовался во время Второй мировой  войны, особенно американской армией. Недавние военные события в Ираке  показали высокую эффективность  логистической методологии как в организации воинских формирований, так и в обеспечении их необходимыми ресурсами.

     Как было сказано выше, начало широкого использования логистической методологии  в экономике приходится на 60-70-е  годы прошлого столетия и связано  с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность  сквозного мониторинга всех этапов движения материальных и денежных средств производства позволила ясно определить огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными и денежными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистической методологии в экономике, способствовал ориентации организаторов производства на сотрудничество в области производства и реализации товаров.

     Это понятие следует раскрыть как  систему активного управления материальными, финансовыми и трудовыми потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимальных экономических решений. Такое содержание понятия «логистика» имеет четыре элемента:

     1) активное управление;

     2) материальный (финансовый, трудовой) поток;

     3) информационные технологии;

     4) оптимальные экономические решения.

     Основой этих элементов, как, впрочем, и основой  общей экономики, нашей жизни  и вообще цивилизации, являются «материальные  потоки», а все остальное, включая  и финансовые потоки, вторично.

     Материальный  поток - это движение или перемещение (в том числе и с нулевой  скоростью, т. е. хранение запасов) различных  грузов: сырья, материалов, изделий, топлива. Любое перемещение грузов (это объект транспортной логистики) завершается их складированием (это объект складской логистики), формируя соответствующие запасы материалов (это объект логистики материальных ресурсов) и вынуждая к поиску необходимых финансовых ресурсов (это объект логистики финансовых активов). И эта цепочка событий (движение-складирование-запасы- финансовые активы) ставит три важнейших вопроса логистики- сколько перевозить, сколько и как складировать (хранить) и где найти необходимые финансовые ресурсы? Перевозимые грузы в их количестве принято называть «запасы в пути», а хранимые – «производственные или товарные запасы».

Информация о работе Управление товарными запасами розничного торгового предприятия