Управление товарными запасами розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Поставки материальных ресурсов для потребления в производстве или для торговли относятся к одной сфере обеспечения. Процесс поставок характеризуется такими показателями, как размер, интервал времени между поставками, частота поставок. Очевидно, что конкретные значения этих показателей могут быть разными, и, следовательно, разными по объему будут формируемые ими запасы материальных ресурсов. Но производству или торговле требуется такое количество, какое удовлетворяло бы необходимую потребность, своевременность и качество продукции.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы управления материальными запасами в торговле
5
1.1
Развитие логистики запасов в системе товародвижения
5
1.2
Управление запасами в торговых организациях
10
1.3
Классификация запасов в торговле
16
2
Анализ управления товарными запасами на предприятии розничной торговли
22
2.1
Характеристика предприятия розничной торговли
22
2.2
Исследование организации процесса закупок на предприятии розничной торговли
26
2.3
Анализ динамики и структуры товарных запасов магазина «BAON»
39
3
Проблемы управления товарными запасами в организации пути и их решения
47
3.1
Оптимизация товарных запасов предприятия розничной торговли
47

Заключение
55

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 362.34 Кб (Скачать файл)
     
Показатели Единица

измерения

2008г. 2009 г. 2010 г. Отклонения
2009г. 2010г.
Выручка от продаж товаров (товарооборот) Тыс.

руб.

5000 5065.9 5406,1 + 65.9 +906,1
Валовой доход Тыс. руб. 1000 1053,7 1194.7 +53,7 + 194,7
Уровень валового дохода % 20 20,8 22,1 +0,8 +2,1
Расходы на продажу (издержки обращения) Тыс. руб. 900 911,9 1032.7 + 11.9 + 132.7
Уровень расходов на продажу % 20 18.0 19.1 -2 -0.9
Прибыль от продаж Тыс. руб. 100 141,8 162 +41.8 +62
Уровень рентабельности продаж % 2,2 2,8 3.0 +0.6 +0,8
Прочие  доходы (операционные, внереализационные) Тыс. руб. 2 2.5 2,9 +0,5 +0.9
Прочие расходы (операционные, внереализационные) Тыс. руб. 2,2 2,7 2,4 +0,5 +0,2
Прибыль до налогообложения Тыс. руб. 99,8 141,6 162,5 +41,8 +62,7
Уровень прибыли к товарообороту % 2,2 2,8 3,0 +0,6 +0.8

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.2.5.

     Влияние факторов на сумму и уровень прибыли

Факторы Сумма влияния, тыс. руб. Удельный вес  влияния. % Уровень влияния  к объему продаж.

%

Выручка от продаж (товарооборот) +12.4 + 15,9 +0,2
Валовой доход +113,5 +145,1 + 1,3
Расходы на продажу (издержки -48,7 -62,3 -1,1
обращения)      
Итого на прибыль от продаж +77,2 +98,7 +0,4
Прочие  доходы +0,5 + 0,6 -
Прочие  расходы +0.5 + 0,6 -
Всего +78,2 100 +0.4

 

     На  общую прибыль торговой организации  оказывают влияние также прибыль (убыток) от продажи основных средств  и другого имущества; внереализационные  и чрезвычайные доходы и расходы, а на чистую прибыль -  обязательные платежи и налоги за счет прибыли. При этом необходимо сравнить финансовые результаты отчетного периода с  предшествующим и определить причины образования убытка и увеличения расходов по каждой позиции. Анализ осуществляется по каждой статье доходов и расходов независимо от того имеется ли превышение доходов над расходами и наоборот.

     Проанализируем  годовую реализацию товаров по магазину «BAON» (табл. 2.2.6). 
 
 
 
 

     Таблица 2.2.6

     
Товар Годовая реализация, тыс. руб. Среднегодовой запас, тыс. руб. Коэффициент

оборачиваемости

Продолжительность оборота, дней Периодичность.

проверки

остатков,

дней

1 2 3 4 5 6
     Рубашка      1000      100      10      36,5      10-12
     Сарафан      1125      600      1.8      202      65-70
     Юбка      1300      130      10      36,5      10-12
     Сумка      350      15      2,3      158.7      65-70
     Толстовка      1500      500      3      121,7      60-65
     Шорты      800      400      2      182.5      65-70
     Джемпер      11136      1100      10,1      36,1      10-12
     Обувь      19280      1500      12.8      28,5      10-12 
 
 
 
     
     Шапка      1500      400      3,8      96      45-50
     Пуховик      26677      2000      13      28      9-11
     Итого:      79368      6745      11,7      31,2       

      
 

     Для наглядности данные о реализации за 2010 г. представлены на рис. 2.2.1 и 2.2.2. 

     

     Рис. 2.2.1. Годовая реализация товаров за 2010 год 

     Рисунок (2.2.1) представлен в виде линейного  графика, а рисунок 2.2.2 представлен  в виде круговой диаграммы.  

       

     Рис. 2.2.2 Годовая реализация товаров за 2010 г. 

     Из  таблицы 2.2.6 и рисунков (рис.2.2.1 и 2.2.2) видно, что в объеме годовой реализации товаров пуховики, обувь и джемпера имеют наибольший объем реализации. Это связано с тем, что фирма  «BAON» все больше завоевывает позиции на рынке товаров в г. Сызрани, все больше жителей предпочитают покупать товары именно в магазине «BAON», а также с сезонными факторами.

     Повышение продаж магазина свидетельствует о  росте спроса на качественную и современную  одежду. Таким образом, возрастает и  среднегодовой запас товаров. 

     2.3. Анализ динамики  и структуры товарных  запасов магазина  «BAON»

     Изучая  динамику товарных запасов и товарооборота, следует проанализировать их сезонность, так как анализ закономерности изменения  товарных запасов и товарооборота  необходим для принятия управленческих решений. Анализ сезонных волн дает возможность  установить сроки наступления и  продолжительность сезонных периодов, а в связи с этим обеспечить равномерное снабжение населения  путем создания запасов товаров. Сезонность нельзя не учитывать при  расчете норматива товарных запасов  по месяцам и кварталам.

     На  основе составленных моментных рядов  динамики можно определить внутригодовые  колебания товарных запасов. Для  характеристики динамики товарных запасов  приводятся данные о средних товарных запасах за месяц, которые определяются как средние из моментного ряда динамики товарных запасов на каждое первое число месяца.

     Ряды  динамики по данным о товарообороте  являются интервальными, так как  они характеризуют товарооборот за определенный период. Сезонные колебания  товарных запасов и товарооборота  изучаются обычно из расчета трех лет, поскольку данные о них за один год не могут отразить закономерность их изменения. Индексы сезонности определяются как отношение помесячных средних из расчета трех лет (среднемесячный товарооборот рассчитывается по средней арифметической, а среднемесячные товарные запасы - по средней хронологической) к общей месячной средней за весь период.

     Для измерения степени сезонного  колебания продажи и запасов  исчисляется коэффициент вариации как отношение процентных отклонений среднемесячных данных от общей средней  за весь период, которая принимается за сто процентов. Расчет внутригодовых колебаний волн запасов и товарооборота можно осуществить как по данным торговой организации, так и по стране в целом. Анализ сезонности по товарным группам имеет менее выраженные сезонные колебания в сравнении с анализом сезонности по отдельным товарам, так как в каждую группу входит большое количество разновидностей товаров, сезоны продажи которых наступают в разные периоды года. Рассмотрим на примере расчет индексов сезонности (табл. 2.3.1).

     Результаты  расчета индексов сезонности товарооборота  и товарных запасов наносятся  на график и делаются определенные выводы (рис. 2.3.1). 

     Таблица 2.3.1

     Расчет  внутригодовых колебаний товарных запасов и товарооборота шерстяных  юбок за 2008-2010 гг.

Месяцы Средний товарооборот, тыс. руб. К среднему товарообороту  за 3 года, % Средний товарный запас, тыс. руб. К среднему товарному  запасу за 3 года, %
Январь 81,0 105,2 35,8 118,1
Февраль 83,6 108,5 33,9 112,0
Март 92,9 120,6 31,4 103,4
Апрель 71,4 92,7 29,6 91,6
Май 57,0 74,0 29,3 96,5
Июнь 57,2 74,3 29,2 96,4
Июль 64,9 84,2 29,3 96,5
Август 77,8 101,0 29,1 95,9
Сентябрь 81,4 105,6 29,1 96,0
Октябрь 89,2 115,8 29,0 95,7
Ноябрь 81,6 105,9 28,5 94,0
Декабрь 86,3 112,0 29,6 97,8
Средний за 36 месяцев 77,0 100,0 30,3 100,0
Коэффициент вариации - 14,78 - 7,18

 

     Из  таблицы видно, что имеет место  сезонность продажи и запасов  шерстяных юбок, на что указывают  коэффициенты вариации (14,78 и 8,32%) и рис. 2.3.1.

     Естественно, различные торговые организации  имеют свои особенности сезонных колебаний, связанные с условиями  и ритмичностью поставок товаров, с  различием их месторасположения, климатическими особенностями и так далее

     

     Рис. 2.3.1. Внутригодовые колебания волн товарных запасов и товарооборота  шерстяных юбок по магазину «BAON» 

     Решение задачи управления запасами дает возможность  ответить на вопрос: когда нужно  пополнять запас, сколько нужно  заказать товаров. Причем способы расчетов, особенности подхода и, наконец, условия при расчете запасов  могут быть разнообразными. Так, модель строится из следующих составных  частей: принцип пополнения запасов, тип информации, критерии целесообразности, набор параметров расчета. Существует, в свою очередь, множество типов  информации, параметров расчета, принципов  пополнения запасов, а это существенно  влияет на методику расчета.

     Проанализируем  объем товарных запасов магазина «BAON»  по наименованию изделий 
 
 
 

       Таблица. 2.3.2

     Товарный  запас тыс., руб.

Товар 2007 г. 2008г. 2009 г. 2010г.
Тыс. р. % Тыс. р. % Тыс. р. % Тыс. р. %
Рубашка 900 1.7 920 1,7 1000 2,1 1000 1.5
Сарафан 982 1,8 1002 1,9 1026 2,2 1125 1.7
Юбка 890 1,7 780 1,5 1120 2,4 1300 2
Сумка 220 0.4 220 0,4 230 0,5 350 0,5
Толстовка 1500 2,9 765 1,5 1300 2,8 1500 2,3
Шорты 400 0.8 442 0,8 200 0,4 800 1,2
Джемпер 11000 21 7920 14.9 10000 21,7 11136 17,2
Обувь 15000 28,7 15400 29 17200 37.4 19280 29,9
Шапка 1400 2,7 1316 2,5 1000 2,2 1500 2.3
Пуховик 20000 38,3 24 250 45,8 13000 28.3 26677 41,4
Итого 52292 100 53 015 100 46 076 100 64 668 100

Информация о работе Управление товарными запасами розничного торгового предприятия