Управление товарными запасами розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Поставки материальных ресурсов для потребления в производстве или для торговли относятся к одной сфере обеспечения. Процесс поставок характеризуется такими показателями, как размер, интервал времени между поставками, частота поставок. Очевидно, что конкретные значения этих показателей могут быть разными, и, следовательно, разными по объему будут формируемые ими запасы материальных ресурсов. Но производству или торговле требуется такое количество, какое удовлетворяло бы необходимую потребность, своевременность и качество продукции.

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы управления материальными запасами в торговле
5
1.1
Развитие логистики запасов в системе товародвижения
5
1.2
Управление запасами в торговых организациях
10
1.3
Классификация запасов в торговле
16
2
Анализ управления товарными запасами на предприятии розничной торговли
22
2.1
Характеристика предприятия розничной торговли
22
2.2
Исследование организации процесса закупок на предприятии розничной торговли
26
2.3
Анализ динамики и структуры товарных запасов магазина «BAON»
39
3
Проблемы управления товарными запасами в организации пути и их решения
47
3.1
Оптимизация товарных запасов предприятия розничной торговли
47

Заключение
55

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 362.34 Кб (Скачать файл)

 

     Таблица 2.2.1  Критерии предварительного отбора поставщиков 

     Определяем  границы значения параметров оценки и заносим их в таблицу 2.2.2. 

параметра

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Граничное

значение

max

70

min

5

min

25

min

3

min

2

min

2

min

3

min

10

min

4

min

3

J

min

20

min

7

min

2

min

0


 

     Таблица 2.2.2. Границы значения параметров оценки 

     В случае, когда поставщиков много  выбор наиболее подходящего целесообразно  проводить в два этапа.

     При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на главный вопрос: «Способен  ли данный поставщик полностью удовлетворить  потребности заказчика в краткосрочном  и долгосрочном периоде?»

     Также при отборе поставщиков большое  значение имеет их удаленность. Среди предложенных поставщиков АО «Престиж» является более отдаленным от г. Сызрани.

     Для сравнения с АО «Престиж» возьмем  оптового поставщика ЗАО «Стиль»  предлагающего аналогичный товар.

     Одна  поставка из г. Москва будет стоить около 3 т.р., следовательно, в год сумма составит 36 т.р.. Стоимость одной поставки из г. Самара обойдется в 1 т.р., значит в год 12 т.р.

     Если  учесть, что средний уровень цен  г. Москва по отношению к г. Самара ниже на 15%, то можно произвести следующие  расчеты экономического эффекта  при выборе поставщиков:

     1. Доход предприятия, если товар  поставляется из г. Москва можно

     найти по формуле:

     (1) 

     где - доход предприятия, если поставщик из г. Москва, тыс. руб.

     - товарооборот предприятия, тыс.  руб.

     - средний уровень цен по г.  Москва (около 15%)

     - торговая надбавка, 30% 
 
 

     2. Доход предприятия, если товар  будет поставляться из г. Самара  найдем по формуле:

          (2)       

     Экономический эффект рассчитывается по формуле:

     Эф=Д-Тр             (3)

     где Эф - экономический эффект

     Д - доход предприятия в зависимости  от местонахождения поставщика, тыс. руб.

     Тр - транспортные расходы, тыс. руб.

     Эфм=79,7 - 36 = 43,7 тыс. руб.

     Эфс = 59,3 -12 -47,3 тыс. руб.

     Исходя  из этих расчетов можно сделать вывод, что поставлять товары из г. Москва не выгодно, экономически выгоднее закупать аналогичные товары из г. Самара. Поэтому уже на первом этапе отсеиваем АО «Престиж».

     На  втором этапе выбора поставщиков  используется более широкий перечень критериев. Целесообразно заполнить  таблицу 2.2.3, проставляя баллы каждому  поставщику по каждому критерию. Следует  использовать

     следующие оценки:

     5 -отлично

     4- очень хорошо

     3-хорошо

     2- удовлетворительно

     1 - мало приемлемо

     0- неприемлемо

     Таблица 2.2.3

     Критерии  окончательного выбора поставщикам

Критерии  отбора Поставщики
«Элегант» «Стиль»
1. Финансовые условия 3 4
2. Время поставки 2 5
3. Периодичность поставки 2 4
4. Наличие сервисного обслуживания  после поставки 4 3
5. Коммуникативные условия 3 4
6. Складские условия поставщика 0 4
Среднее значение оценки 2,3 4

 

     Сложив  все оценки по всем критериям, предпочтение отдается тем поставщикам, которые имеют наибольшее среднее значение оценки.

     Из  таблицы 2.2.3 видно, что наибольшее среднее  значение оценки по критериям выбора у ЗАО «Стиль».

     После более тщательного ознакомления с поставщиками заключается договор  поставки.

     Выбор поставщика и значимость различных  его характеристик зависят от типа закупочной ситуации. Соблюдение сроков поставки, цены на продукцию  и репутация поставщика приобретают  особую важность при регулярных закупках. При закупках товаров для решения  функциональных проблем на первый план выходят надежность техники, уровень  сервиса и гибкость поставщика. При закупках товаров, имеющих отношение к политике организации, часто становящимися предметом внутренних раздоров (например, выбор компьютерной сети), необходимо учитывать цену, надежность техники, уровень ее послепродажного обслуживания, гибкость и репутацию поставщика.

     Прежде, чем сделать окончательный выбор, закупочный центр может провести переговоры с кандидатами для  окончательного согласования цен и  условий поставок. Поставщики могут  ответить на предложение о снижении цен на их продукцию несколькими  способами; представить аргументы, свидетельствующие, что с учетом сроков эксплуатации их продукции цена на нее ниже цен конкурентов; обратить внимание покупателя на качество услуг, особенно тех, которые выгодно отличаются от их соперников. Уровень услуг, предоставляемых  поставщиком не менее важен, чем  цены на продукцию.

     Закупочный  центр может рассмотреть вопрос об оптимальном количестве поставщиков. Раньше многие компании предпочитали иметь обширный круг поставщиков  для обеспечения необходимых  поставок и получении выгодных цен, Такие компании настаивали на ежегодных  переговорах по вопросу возобновления  контрактов и постоянно варьировали  объемы закупок.

     Обычно  максимальный объем закупок доставался основному поставщику компании, а остатки распределялись по второстепенным. Естественно, что основные поставщики стремились упрочить свои позиции, а второстепенные старались увеличить объем поставок. Оставшиеся «не у дел» поставщики пытались «просунуть ногу в дверь», предлагая низкие цены.

     Хороший поставщик при представлении  товара должен обязательно учитывать  факторы окружающей среды, особенности  торговой организации, межличностные  отношения и личностные факторы. К факторам окружающей среды относятся  уровень спроса на продукт, экономические  перспективы, процентные ставки по кредиту, темпы научно- технического прогресса, политические события и изменения  в области регулирования предпринимательской  деятельности, изменения в деятельности конкурентов и отношение предприятия  к социальной ответственности.

     Продавец  должен учитывать цели организации, ее политику, методы работы, организационные  структуры и внутриорганизационные  системы.

     Кроме этого, он должен принимать во внимание тенденции развития организации  закупок: повышение статуса отделов  по закупкам, централизацию закупок  в компаниях с большим количеством  подразделений, децентрализацию закупок  второстепенных товаров, заключение долгосрочных контрактов, увеличение размера вознаграждений агентам по закупкам.

     Факторы межличностных отношений заключается  в том, что закупочный центр обычно включает в себя сотрудников компании с различными интересами, полномочиями, статусом, умение поставить себя на место другого и умением убеждать. К личностным факторам относятся  возраст человека, его должность, тип личности, способность пойти  на риск и уровень культурного  развития.

     Прибыль и рентабельность хозяйственно-финансовой деятельности являются комплексными показателями работы торговых организаций. На эти  показатели оказывают влияние значительное количество факторов, которые порой  действуют в разных направлениях. Одни факторы оказывают положительное влияние, а другие, наоборот, уменьшают прибыль. Эти факторы необходимо сгруппировать таким образом, чтобы с меньшими затратами времени произвести их анализ. Все многообразие факторов, влияющих на прибыль в торговле, можно свести к следующим основным:

  • динамика и степень выполнения прогнозного объема товарооборота (если он устанавливается);
  • объем товарооборота;
  • структура товарооборота;
  • размер валового дохода;
  • величина издержек обращения (расходов на продажу).

     При увеличении процента роста в динамике товарооборота и степени выполнения его прогнозного показателя увеличивается прибыль. Влияние данного фактора на прибыль можно определить, используя способы группировки организации по степени роста товарооборота, и дисперсионного анализа.

     С увеличением объема товарооборота при прочих равных условиях сумма прибыли увеличивается, а с уменьшением товарооборота прибыль сокращается. Влияние объема товарооборота на сумму прибыли определяется путем умножения рентабельности продаж предшествующего периода () на величину отклонения товарооборота отчетного периода от товарооборота предшествующего периода () и деления полученного произведения на сто:

     Изменения в структуре товарооборота (объема продаж) оказывают различное влияние на прибыль и рентабельность. Это связано с тем, что продажа различных товаров связана с разным уровнем рентабельности. Влияние структуры товарооборота на величину прибыли определяется через процентные числа аналогично порядку определения влияния структуры товарооборота на валовой доход. Трудности заключаются в том, что в торговле не исчисляется рентабельность отдельных товаров и товарных групп. Она может определяться выборочно, либо исчисляться в управленческом учете эпизодически. Если торговая организация располагает такими данными, то технически влияние структуры товарооборота на рентабельность продаж и прибыль определить несложно.

     Влияние среднего уровня валового дохода на прибыль определяется путем умножения суммы товарооборота отчетного периода () на разность между уровнем валового дохода отчетного и предшествующего периода (), полученное произведение делится на сто процентов: 

           (4) 

     С увеличением уровня валового дохода прибыль увеличивается и наоборот.

     Изменение уровня издержек обращения (расходов на продажу) оказывает обратное влияние на сумму прибыли. Увеличение расходов снижает прибыль, а уменьшение - увеличивает ее. Для определения влияния расходов на продажу на прибыль следует товарооборот отчетного периода умножить на величину отклонения расходов отчетного периода от предшествующего полученное произведение разделить на сто процентов:

                          (5) 

     Расчет  влияния указанных факторов рассмотрим на примере данных (2010 г.) табл. 2.2.4.

     Вышеизложенным  способом разницу рассчитаем влияния  факторов на прибыль:

     влияние выручки от продаж - (565,9 х 2,2)7100 = +12,4 тыс. руб.;

     влияние валового дохода- (5406,1 х 2,1)7100 = +113,5 тыс. руб.;

     влияние расходов на продажу-(5406,1 х -0,9)7100 = - 48,7 тыс. руб.

     Следовательно, увеличение выручки от продаж и валового дохода оказало положительное влияние  на прибыль, т.е. увеличило прибыль  на 125,9 тыс. руб., а рост расходов на продажу  снизил прибыль на 48,7 тыс. руб.

     Общее влияние факторов представим в табл. 2.2.5.

     Таблица 2.2.4

     Финансовые  результаты деятельности торговой организации

Информация о работе Управление товарными запасами розничного торгового предприятия