Управление товарно – материальными потоками на предприятии на примере ООО «УралЛесМаркетПлюс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время в российской экономике, в частности в сфере розничной торговли, происходит процесс насыщения рынка товарами и услугами. При расширении ассортимента, повышении качества товаров происходит усиление конкуренции и, если раньше потребители выбирали поставщиков, в основном, исходя из предлагаемых цен, то теперь кроме низких цен требуется еще и высокое качество товара и своевременность поставки. Многие компании начинают оптимизировать свои бизнес-процессы для удержания падающей рентабельности. В связи с этим возрастает роль экономического анализа, прогнозирования продаж для целей бюджетирования и управления товарно - материальными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления товарно – материальными потоками на предприятии …………………..…………………5
1.1 товарно – материальные потоки и их сущность……………………...5
1.2. Системы и методы управления товарно - материальными потоками…………………………………………………………………...18
1.3 Цели, задачи и методы проведения анализа управления товарно – материальными потоками ………………………………………………..34
Глава 2. Система управления товарно – материальными потоками в ООО «УралЛесМаркетПлюс»…………………………………………………………39
2.1Общие характеристики компании …………………………………..39
2.2 Анализвнутренней и внешней среды ООО «УралЛесМаркетПлюс»41
2.3Aнализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «УралЛесМаркетПлюс»…………………………………………………..46
2.4Анализ состава и динамики прибыли ……………………………….49
2.5Анализ рентабельности компании ………………………………..…52
2.6Анализ производства и реализации продукции…………………….58
Глава3. Программа по управлению товарно – материальными потоками на примере ООО «УралЛесМаркетПлюс»………………………………………...64
1. 3.1Выделение проблемы и обоснование направления её решения …..64
2. 3.2Программа по совершенствованию управления товарно – материальными потоками на примере ООО «УралЛесМаркетПлюс»…………………………………………………..65
3. 3.3Экономическая эффективность программы………………………...70
Заключение……………………………………………………………………….74
Список используемой литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

диплом черн2.docx

— 347.03 Кб (Скачать файл)

Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации на данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупать.

Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять тремя методами:

  • Детерминированным – для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода.

  • Стохастическим – для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды.

  • Экспертным – для расчета потребности на основе опытно-статистической оценке экспертов.

Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Основными этапами определения потребности являются:

  1. определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;

  1. определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;

  1. установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.

После определения потребности в материальных ресурсах и прежде, чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить самим.

При решении данной задачи в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд факторов положительного и отрицательного действия.

На решение производить, а не закупать могут повлиять следующие факторы:

  • производство данного изделия является частью основной деятельности организации;

  • потребность в комплектующем изделии стабильна, достаточно велика и оно может изготовлено на имеющемся оборудовании;

  • требования качества так точны или необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не обладают;

  • наличие гарантированного снабжения;

  • сохранение технологических секретов;

  • обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей;

  • независимость от источников поставок.

Причины осуществления закупок у внешних поставщиков:

  • потребность в комплектующем изделии невелика, и его производство не является частью основной деятельности организации;

  • организации не хватает административного или технологического опыта для производства нужного изделия или услуги;

  • поставщики обладают хорошей репутацией;

  • необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности;

  • наличие ресурсов-заменителей.

Считается, что наиболее важная часть снабжения – поиск квалифицированных поставщиков.

В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывающих им в прошлом приемлемые услуги или известных своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Поставщиков, работающих с дешевой продукцией, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, который займет гораздо больше времени.

Выбор лучшего поставщика осуществляется на основании трех основных критериев: стоимости приобретаемой продукции, надежности обслуживания, качества обслуживания.

Некоторые организации считают, что взаимодействие с единственным источником ресурсов делает их более уязвимыми и зависимыми от показателей работы предприятия-поставщика. Если единственный поставщик важного компонента сталкивается с финансовыми проблемами, организация может, хотя и не совершила никаких ошибок, прекратить производство.

Чтобы избежать этого, некоторые организации выбирают политику закупок одного и того же материала у нескольких конкурирующих друг с другом поставщиков. Другой способ избежать зависимости от единственного источника ресурсов – прибегнуть к форвардным закупкам (заключению контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем).  Эта возможность обеспечивает получение двух преимуществ. Во-первых, она гарантирует наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизирует влияние сбоев в поставках. Во-вторых, цена на материалы фиксирована, что позволяет избежать негативного влияния будущего роста цен или возникновения неопределенной ситуации. Разумеется, в этом случае ситуация может развиваться и в другом направлении, т.е. не так, как предусматривала организация. Предприятие, подписывающее долгосрочный контракт, может прекратить заниматься этим видом деятельности, его склад может сгореть, однако вероятность подобного развития событий невелика. Возможно, организации безопаснее всего хранить запасы необходимых материалов у себя, однако это приводит к более высоким затратам; заключение контракта на будущие поставки снижает эти затраты, но риск полностью не устраняет кроме того, организация может заключить неудачное для себя соглашение, так как цены на отдельные материалы порой снижаются.

Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа. Размещение заказа на закупку предусматривает заполнение формы заказа. Условия, включаемые в заказ на закупку, регулируют отношения между покупателем и продавцом.

Все организации имеют свои формы заказа на закупку. Важными требованиями к любой из них должны быть наличие серийного номера, даты заполнения, названия и адреса поставщика, описание заказанных товаров, указание количества, требуемой даты доставки, условий отгрузки, оплаты и заказа.

Заказ на закупку – это часть юридического контракта между потребителем и поставщиком. Но пока он не принят к исполнению поставщиком (т.е. не получена форма – «подтверждение», посланная поставщиком в отдел закупок предприятия-заказчика), заказ на закупку не является контрактом.

Традиционно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону, факсимильной или курьерской связью.

Заказы, поступающие поставщику с использованием сетей электронного обмена данными по стандартам или EDIFACT, являются более предпочтительными с точки зрения времени отсылки, обработки и достоверности информации. Все большее распространение для передачи заказов получают системы, основанные на современных информационных технологиях  использованием оптического сканирования и последующей компьютерной обработки штрих-кодов.

Функция контроля выполнения заказов – стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам доставки. Контроль выполнения заказа часто осуществляется по телефону для получения немедленной информации, но ряд организаций используют простую форму, часто составленную на компьютере, для запроса информации по срокам отгрузки товаров или проценту выполнения заказа по состоянию на конкретную дату.

Экспедирование заказа – это своего рода давление на поставщика, с тем чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика. Если поставщик не способен выполнить условий соглашения, в качестве рычага давления может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем.

Важное значение имеют приемка продукции, документальное оформление поставки, проверка качества и количества товара.

Основными целями функции получения и контроля сырья являются:

  • гарантия получения заказа;

  • проверка качества;

  • подтверждение получения заказанного количества сырья;

  • отправка товара в его следующее место назначения – на склад, в отдел контроля или отдел использования;

  • оформление документации на получение и регистрацию сырья;

Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие необходимого контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:

  • дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;

  • остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;

  • судебные иски и т.д.

Применяемые на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров могут быть классифицированы на две группы: методы приемки партий и методы приемочного контроля.

Методы приемки партий включают в себя:

  1. Сплошной контроль;

  1. Выборочные методы: приемочный выборочный контроль партий по качественным признакам, непрерывный выборочный контроль по качественным признакам с пропускной партии, приемочный выборочный контроль по качественным признакам, ревизионный выборочный контроль.

К методам приемочного контроля относятся:

  1. Апробация установленной поставщиком системы методов и операций по обеспечению качества

  1. Апробация применяемой поставщиком методики контроля качества закупаемых товаров;

  1. Учет и определение улучшения качества показателей продукции данного поставщика;

  1. Сравнительная оценка качества продукции различных поставщиков.

Получение счетов на оплату заказанных товаров – заключительный этап выполнения контракта. Все счета необходимо проверить, и если в документах нет противоречий, бухгалтерия их оплачивает. При оплате счетов используется, как правило, безналичный расчет, если иное не установлено законом. Допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и в других формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Существует несколько форм расчетов

  1. Расчеты платежными поручениями. При расчете платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика, за счет средств, находящихся на его счете, перевести необходимую денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом же или ином банке в срок, установленный законом, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

  1. Расчет по аккредитиву. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платеж получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платеж получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель.

  1. Расчет по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

  1. Расчет чеками. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В рамках указанных форм расчеты могут производиться с частичной предоплатой и по факту получения товара, с предоплатой полностью за весь товар, оплатой в рассрочку и т.д. В любом случае платеж гарантируется в контракте.

Существует ряд преимуществ в пользу оплаты счета до получения, проверки и оприходования товара:

  • Финансовое положение предприятия-покупателя может быть устойчивым.

  • Неспособность к предоплате не только исключает скидки, но и неблагоприятно отражается на репутации покупателя.

  • При осуществлении закупок у надежных поставщиков в случае возникновения проблем с неудовлетворительным качеством товара легко выяснены приемлемые коррективы даже после оплаты счета.

 

Виды товарно - материальных потоков

Товарно - материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

- отношению к логистической  системе, натурально-вещественному  составу потока, количеству образующих  поток грузов, удельному весу  образующего поток груза, степени  совместимости грузов, консистенции  грузов.

Информация о работе Управление товарно – материальными потоками на предприятии на примере ООО «УралЛесМаркетПлюс»