Управление запасами при помощи авс-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

УО.docx

— 102.53 Кб (Скачать файл)

В-шестых, состояние материально-технической  базы и основных фондов торгового  предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием  для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать  их широкий ассортимент, обеспечивая  сохранность и качество.

На оборачиваемость товаров  оказывает влияние и ряд других факторов. В частности, насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.

1.3 Мероприятия по улучшению использования товарных запасов

Мероприятия, направленные на улучшение  использования товарных запасов  представляют собой проблему, общую  для предприятий и фирм любого сектора системы хозяйствования. Они направленны на улучшение  использования товарных запасов, их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации товарами в таком  ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют  спросу.

Управление товарными запасами означает планировать определенный объем и структуру запасов  в соответствии с поставленными  перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным  критериям.

В практике торгового предприятия  величину товарных запасов, которые  необходимо иметь, определяют несколькими  способами [5]:

- как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца;

- как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная или намеченная товарооборачиваемость.

- с учетом пропорциональности колебаний уровня запасов колебаниям объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. В основу этого подхода положен принцип, по которому отклонения фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50%), чем отклонения объема реализации от среднемесячного;

- по базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения объема реализации, намечаемого на этот месяц и разницы между средней величиной товарных запасов и среднемесячным объемом реализации.

Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны  на основе длительного опыта и  поэтому являются чисто эмпирическими. Торговой организации следует оценить  различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует  считать такой метод, при котором [8]:

- потребители будут удовлетворены работой предприятия;

- не окажется случаев отсутствия товаров, спрашиваемых покупателями;

- уровень товарных запасов оптимален;

- товарооборачиваемость приемлемая.

Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени  точно знать величину текущих  товарных запасов в стоимостном  выражении. Следует подчеркнуть, что  стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Данные вида учета дают возможность:

- выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом;

- оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком большого размера запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли;

- повысить обоснованность принимаемых решений относительно закупки товаров. Определив, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, располагая информацией о темпах реализации различных видов и разновидностей товаров, о спросе на них, можно обосновать свои решения относительно оптимизации ассортимента.

В принципе контроль над физическим товародвижением построен на тех  же основах, что и над товародвижением  в стоимостном выражении. Он предусматривает  наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. В  списке (а это, не что иное, как  документационная модель ассортимента) приводятся необходимые объемы запасов  по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения. Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением, так как излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В торговом предприятии запасы - это деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального  функционирования предприятия [6].

В развитых странах управление товарными  запасами базируется на использовании  мощных информационных технологий, которые  разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы к оптимальному уровню.

Наиболее распространенные системы  управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ, средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил  распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time.

При этом полнота и достоверность  информационной базы обеспечивается за счет автоматизации учета и использования  международной системы кодирования  товаров.

Общий принцип, на котором основаны все системы управления запасами - это взаимосвязь входных и  исходных параметров, которые указаны  на рисунке.

Такие системы создаются для  наиболее эффективного решения следующих  проблем:

- реальной оценки текущего состояния запасов;

- установления необходимых сроков размещения заказов;

- определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;

- определения необходимого объема страховых запасов;

- оценки затрат управления запасами и средств их минимизации.

Первая проблема решается путем  использования систем контроля уровня запасов, которые обеспечивают управленческие потребности в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

Рассмотрим 3 основные системы управления запасами.

1. Система с фиксированным размером  заказа. Основополагающий параметр  системы - размер заказа. Он зафиксирован  и не меняется ни при каких  условиях работы системы. Определение  размера заказа является первой  задачей, которая решается при  работе с данной системой управления  запасами.

2. Система с фиксированным интервалом  времени между заказами. Система  с фиксированным интервалом времени  между заказами - последняя система  управления запасами, которая относится  к основным системам [12].

В системе фиксированным интервалом времени между заказами заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга  на равные интервалы, например один раз  в месяц, один раз в неделю.

Определить интервал времени между  заказами можно с учетом оптимального размера заказа. Оптимальный размер заказа позволяет минимизировать совокупные затраты на хранение запаса и повторение заказа, а также достичь наилучшего сочетания взаимодействующих факторов, таких, как используемая площадь  складских помещений, издержки на хранение запасов и стоимость заказа.

3. Система с установленной периодичностью  пополнения запасов до постоянного  уровня. В данной системе, как  и в системе с фиксированным  интервалом времени между заказами, входным параметром является  период времени между заказами.

В отличие от основной системы она  ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить  завышение объема запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты  времени, но и при достижении запасом  порогового уровня.

Распределение товарных запасов на группы по признаку назначения актуально  потому, что традиционно большинство  методов анализа и управления применяется к товарным запасам  текущего хранения, в то время как  другими группами товарных запасов  управляют на основании данных прошедшего периода.

Принцип классификации запасов  на группы по их важности для предприятия  приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация запасов (АВС анализ), %.

 

Группы запасов

Доля в объеме товарооборота  в денежном измерении

Доля в объеме запасов в натуральном  измерении

Следует ли использовать сложные количественные методы управления

 

Группа А

70

10

Да.

 

Группа В

20

20

В некоторых случаях.

 

Группа С

10

70

Не следует.

 
         

К группе «А» относятся товары, доля в структуре товарооборота  которых, составляет 70%. Как правило, это наиболее дорогие товары, и  их удельный вес в объеме запасов  в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого  внимания менеджеров и использования  количественных средств и моделей  для оптимизации принятия решений.

К группе «В» относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор  средств управления запасами группы «В» должен быть основан на сопоставлении  затрат на управление и экономического эффекта от их использования.

Товарные запасы, реализация которых  вносит незначительный вклад в товарооборот (порядка 10%), относят к группе «С». Достаточно часто, они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном  выражении - около 70%. К управлению запасами группы «С» нецелесообразно применять  сложные количественные методы управления, так как затраты на управление могут быть больше экономического эффекта  от их использования.

Выводы по теоретической главе. Товарные запасы - это часть товарного  обеспечения, представляющая собой  совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства в сферу потребления. Создаваемые  на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей - суммой запасов в стоимостном  выражении; количеством запасов  в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

С логистической позиции товарные запасы - это материальные потоки, которые  вышли из сферы производства, но еще не поступили в сферу потребления. Любой товар относится к категории  товарного запаса вплоть до момента  продажи. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных  условий [39].

Абсолютная величина товарных запасов  всё время изменяется в зависимости  от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом. Скорость обращения  товаров или время, в течение  которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.

Управление запасами представляет собой проблему, оно всегда имеет  целью их оптимизацию, то есть обеспечение  торговой организации товарами в  таком ассортименте и в таких  количествах, которые максимально  соответствуют предвидимому спросу. Основными системами управления запасами являются система с фиксированным  размером заказа, система с фиксированным  интервалом времени между заказами, система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного  уровня, ABC - анализ.

 

  1. Анализ управления запасами в логистической системе магазина «Свенская Ярмарка» и разработка предложений по их совершенствованию

    1. Общая характеристика торгового предприятия

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Евролот Запад» учреждено на основании решения двух участников от 5 октября 2004 года в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Фирменное наименование полное - общество с ограниченной ответственностью «Евролот Запад», сокращенное - ООО «Евролот Запад».

Общество имеет сеть магазинов  в каждом районе г. Брянска под фирменным названием «Свенская Ярмарка».

«Свенская ярмарка» - это брянская торговая сеть, открывшая в 2006 году свой первый супермаркет в Фокинском районе.

На сегодняшний день сеть «Свенская ярмарка» состоит из пяти крупных супермаркетов, которые представлены в Фокинском, Володарском и Советском районах г. Брянска и в г. Дятьково, Брянской области:

Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа