Управление запасами при помощи авс-анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Товарные запасы выступают в качестве необходимого условия оборота товаров. Они создаются на всех стадиях их движения, на складах промышленных предприятий, на заготовительных пунктах, складах оптовых и розничных предприятий. Пожалуй, сейчас мы впервые можем сказать, что на различных предприятиях цель образования товарных запасов и объективные тенденции их развития не имеют принципиальных отличий. Кроме того, что в современном обществе товарные запасы создаются с целью удовлетворения потребностей граждан, в то же время соблюдаются интересы получения максимальной прибыли при реализации товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

УО.docx

— 102.53 Кб (Скачать файл)

В связи с разным целевым назначением  и подходом к запасам указанных  сфер менеджмента торгового предприятия  между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной  из ключевых задач логистического менеджмента. Обычно эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и  политикой управления различными видами запасов в логистической системе.

 

 

    1. Основы оценки товарных запасов

 

 

Созданные на торговом предприятии  товарные запасы оцениваются рядом  показателей: суммой запасов в стоимостном  выражении, количеством запасов  в натуральном выражении, размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар относится к категории  товарного запаса вплоть до момента  продажи. И он является постоянно  существующей величиной, поскольку  товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно  возобновляются. Размер товарных запасов  различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Данный показатель ― относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов [7].

Анализ товарных запасов проводится для оценки времени и скорости товарного обращения, соответствия размера и структуры товарных запасов потребностям товарооборота  торгового предприятия.

Главной целью анализа является оценка влияния товарных запасов  на конечные результаты хозяйственной  деятельности торгового предприятия. Анализ товарных запасов торгового  предприятия включает:

- сравнение фактического размера торговых запасов с данными за предыдущие периоды или расчетными значениями;

- сравнения фактической структуры товарных запасов со структурой за предыдущие периоды;

- расчет показателей товарооборачиваемости и средних товарных запасов;

- сравнение фактических показателей товарооборачиваемости с аналогичными показателями за предыдущие периоды;

- анализ влияния разных факторов на товарные запасы и товарооборачиваемость.

На торговых предприятиях традиционно  применяют несколько методов  анализа и учета товарных запасов.

В торговле традиционно применяют  несколько методов анализа и  учета товарных запасов.

1. Расчет товарных запасов, товарооборачиваемости и их изменения во времени [21].

Товарные запасы в днях товарооборота  Тд рассчитываются по формуле:

Тд=З/Р1=З*Д/Р             (1),

где: З ― размер (сумма) товарных запасов на определенную дату;

Р ― размер товарооборота за определенный период;

Р― размер товарооборота за один день в указанный период;

Д ― число дней в указанном периоде.

Время товарного обращения Од (или товарооборачиваемость в днях товарооборота) рассчитывается по формуле:

Одн=Д*Зср/Р=Зср/Р1       (2),

где: Зср ― средние товарные запасы за рассматриваемый период.

2. Инвентаризация, т.е. сплошной  подсчет всех товаров путем  измерения из массы, размеров, пересчета. Данные, полученные в  натуральном выражении, оценивают  в действующих ценах и суммируют  по товарным группам. Недостатками  данного метода являются большая  трудоемкость и то обстоятельство, что при проведении инвентаризации  торговое предприятие, как правило,  не функционирует. В то же  время этот метод позволяет  выявить, какие именно товары  пользуются наибольшим спросом,  и, таким образом, обоснованно  оптимизировать ассортимент. Порядок  и периодичность проведения инвентаризаций определены Министерством финансов Респулики Беларусь и обязательны для торговых предприятий всех форм собственности и уровней подчиненности.

3. Оперативный учет или снятие  остатков это процесс сверки  материально ответственными лицами  фактического наличия товара  с данными товарного учета.  К недостаткам данного метода  относится меньшая точность, чем  при инвентаризации; к достоинствам ― работа предприятия продолжается в прежнем режиме.

4. Балансовый метод основан на  формуле [16]:

Зн + П = Р + Др + Зк   (3),

где: Зн, Зк ― товарные запасы соответственно в начале и в конце периода;

П ― поступление товаров за рассматриваемый период;

Р ― товарооборот за анализируемый период;

Др ― документированный расход (естественная убыль) товаров за анализируемый период.

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие методы. Он позволяет  обеспечить эффективный оперативный  учет и анализ товарных запасов. Существенным недостатком данного метода является то, что разного рода, не установленные, потери, приводят к некоторому искажению  рассчитанного размера товарных запасов. Для минимизации этих потерь следует систематически сопоставлять данные балансового учета с данными  инвентаризации и оперативного учета. Используя балансовый метод, можно  легко осуществлять оперативный  контроль за движением товаров. Особенно эффективен балансовый метод при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

Управление товарными запасами это процесс определения на основе данных анализа товарных запасов  их оптимального размера для конкретного  торгового предприятия. Для определения  оптимального размера торговых запасов  применяют следующие способы [27].

1. Различные способы технико-экономических  расчетов с использованием математических  методов и моделей применяют  как в розничной, так и в  оптовой торговле. Наиболее известным  является способ последовательного  определения оптимальных товарных  запасов на каждой стадии движения  товаров с последующим суммированием  на каждой стадии.

2. Способ с постоянным размером  заказа используют преимущественно  в розничной торговле. Это связано  с тем, что применение этого  способа требует постоянных проверок  наличия товаров, что возможно  главным образом в розничной  торговле. Смысл этого способа  заключатся в том, что для  обеспечения оптимального размера  товарных запасов необходимо  либо заказывать одинаковое количество  товаров по мере надобности  через любые промежутки времени,  либо заказывать необходимое  количество товаров через равные  промежутки времени.

3. Способ, основанный на определении  двух уровней наличия товарных запасов на складе: N ― предельный уровень, ниже которого товарные запасы не должны опускаться, и S ― максимальный уровень, установленный расчетными нормами и нормативами. Этот способ применяется для управления товарными запасами на оптовых торговых предприятиях. Наличие товарных запасов проверяют через равные промежутки времени.

Методы анализа и управление товарными запасами не ограничиваются перечисленными выше. Этих методов  гораздо больше, и ни один из них  не является абсолютно безупречным. Торговому предприятию следует  выбрать тот метод, который в  большей степени соответствует  условиям его функционирования.

Товарные запасы в днях оборота  исчисляются по формуле [12]:

ТЗдн = ТЗ / Орто               (4),

где: ТЗдн ― уровень товарных запасов, дни оборота;

ТЗ ― сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;

Орто ― объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут выражаться в натуральных (штуки, метры, тонны  и т.д.) и в стоимостных (в рублях) показателях.

Кроме того, размер товарных запасов  непосредственно связан со скоростью  обращения товаров. При неизменном объёме реализации товаров ускорение  оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует  большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров  или время, в течение которого израсходуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.

Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической [5]:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +. +1/2 ТЗn) / (n - 1)     (5),

где: ТЗср ― средние товарные запасы, руб.;

ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn ― товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n ― количество периодов.

Или по формуле средней арифметической простой:

ТЗср = (ТЗн + ТЗк) /2     (8),

где: ТЗср ― средние товарные запасы, руб.;

ТЗн ― товарные запасы на начало периода, руб.;

ТЗк ― товарные запасы на конец периода, руб.

Товарооборачиваемость в днях рассчитывается по формуле:

Тоб = ТЗср / Орто          (9),

где: Тоб ― товарооборачиваемость или время обращения, дни;

ТЗср ― средние товарные запасы, руб.;

Орто ― объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться числом оборотов и рассчитываться следующим образом:

Тоб = Орто / ТЗср          (10),

 

где: Тоб ― коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов;

Орто ― объём однодневного товарооборота, руб.;

ТЗср ― средние товарные запасы, руб.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени  товарного обращения позволяет  осуществить больший объём реализации товара при меньших размерах товарного  запаса. Это оказывает влияние  на снижение расходов связанных с  хранением товаров, сокращению товарных потерь и т.д. Ускорение времени  обращения товаров имеет большое  значение. Оно повышает экономическую  эффективность финансово-хозяйственной  деятельности, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торгового предприятия, а замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении  его работы.

Оборачиваемость товаров можно  ускорить только за счёт совершенствования  всей торгово-коммерческой и экономической  деятельности предприятия. Это требует  глубокого понимания влияния  различных факторов на формировании товарных запасов.

Величина товарных запасов и  оборачиваемость зависят от многих факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на величину товарных запасов.

Условно все факторы можно разделить  на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и  внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости  от работы предприятия.

Существует 6 основных факторов, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов [16].

Во-первых, соотношение между спросом  и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает  предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения  рынка и увеличения предложения  товаров наблюдается некоторое  замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского  спроса, воздействие на поставщиков  с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.

Во-вторых, объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим  объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.

В-третьих, сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов  определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.

В-четвертых, потребительские и  физико-химические свойства товаров. Они  ограничивают или удлиняют время  оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного  пользования, а также не скоропортящиеся  продовольственные товары. На отдельные  товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки  хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам  большие товарные запасы создавать  нельзя.

В-пятых, организация и частота  завоза товаров. Чем чаще завозятся  товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить  план товарооборота. В свою очередь  частота завоза зависит от местонахождения  торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и  отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров  намного продолжительнее, чем в  других. Чем ближе расположены  промышленные предприятия или оптовые  базы к районам потребления, тем  меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся  товаров.

Информация о работе Управление запасами при помощи авс-анализа