Управление запасами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Во всех товаропроизводящих операционных системах и большинстве систем сферы обслуживания имеются определенные запасы. В гостинице, например, необходимо иметь запас предметов для ванных комнат, уборки помещений, запас электрических лампочек, может быть даже запас продуктов питания и других вещей, требующихся для приема постояльцев.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Управление запасами

 

Назначение  запасов 

 

Во всех товаропроизводящих операционных системах и большинстве систем сферы обслуживания имеются определенные запасы. В гостинице, например, необходимо иметь запас  предметов для ванных комнат, уборки помещений, запас электрических лампочек, может быть даже запас продуктов питания и других вещей, требующихся для приема постояльцев.

 

ПРИМЕР 21.1.

 

Автоматизированное  планирование и контроль в супермаркетах 

 

ЭВМ применяют  в супермаркетах уже в течение  многих лет. Более половины супермаркетов в США имеют компьютеризированные устройства, которые считывают штриховой код на товарах, проходящих через кассу. Эта информация используется для определения цены, которую должен за. платить покупатель, и для заполнения ведомости учета товаров. Однако, наблюдается тенденция к более широкому использованию получаемой информации. Как говорит Тимоти Хэммон из Института маркетинга продовольственных товаров: “В последние два года отрасль перешла ко второй фазе — использованию данных для целей управления”.

 

 

Объединив в единой системе магазины, склады и административные центры фирмы, руководство  может контролировать данные по учету  продаж, стоимость продукции, сроки  поставки в необработанном виде, вести  контроль за работой служащих. Затем эти данные можно обработать, что позволяет проанализировать, какой из товаров идет наиболее ходко, какая выставка-витрина сработала эффективнее, какие из товаров прибыльнее. Этой информацией может воспользоваться руководство фирмы для того, чтобы определить политику цен, оптимальные объемы заказа товаров, распределить торговые площади. Во многих случаях магазины продают эту информацию своим поставщикам, что помогает последним планировать работу.

 

Источник: G. Geipel, “At Today's Supermarket, the Computer Is Doing It All”, Business Week, August 11, 1986, pp. 64-65.

 

Цель создания запасов — образование  определенного буфера между последовательными  поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок. У вас тоже, наверное, имеется  в буфете небольшой запас хлеба, чтобы не бежать в булочную каждый раз, когда вам нужно сделать пару бутербродов. Существует три основных типа запасов:

 

1. Запасы исходных материалов, закупленных  комплектующих деталей и расходуемых  материалов для создания буфера  между объемом закупок и объемом их потребления в производстве.

 

2. Запасы так называемого незавершенного  производства, создающие определенный  буфер между последовательными  производственными операциями.

 

3. Запасы готовой продукции,  которые являются буфером между производительностью операционной системы и скоростью отгрузки или продажи продукции.

 

Эти буферы обеспечивают оперативную  гибкость. В частности, наличие запасов  позволяет закупать материалы или  производить товары экономически выгодными  партиями даже в условиях достаточно постоянного спроса на продукцию системы.

 

 

Решения в управлении запасами и  издержки

 

Расходование материалов из запаса обычно определяется спросом или  скоростью их использования, т.е. не поддается регулированию со стороны  лица, управляющего запасами. Поэтому они должны сосредоточить свое внимание на управлении поступлением материалов в запасы. Таким образом, при управлении любыми запасами приходится постоянно принимать два решения: решение о времени выдачи заказа на закупку или производство товара для пополнения заказа и решение о количестве или объеме заказа.

 

Решения, принимаемые при управлении запасами непосредственно влияют на четыре вида производственных издержек:

 

1. Стоимость предметов закупки.  Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются в зависимости от:

 

а) количества предметов, закупаемых по одному заказу;

 

б) общей стоимости заказа по нескольким позициям, выдаваемого одному поставщику;

 

в) времени года, в которое размещается  заказ.

 

2. Издержки на оформление заказа, куда входят конторские расходы по оформлению заказа на закупку или производство. Сюда же входят транспортные расходы и расходы по приемке грузов. При заказах на производство в эти издержки входят расходы на наладку оборудования для выпуска заказанной партии.

 

3. Издержки на хранение материально-технических  запасов: 

 

а) стоимость капитала, инвестированного в запасы;

 

б) складские расходы (складские  площади, энергоснабжение, персонал);

 

в) налоги и страховые сборы, зависящие  от стоимости запаса;

 

г) падение ценности запасов из-за старения, порчи, краж.

 

4. Издержки, вызванные отсутствием  запасов: 

 

а) потерянное производственное время  или сверхурочные работы, вызванные  отсутствием важного для производства материала, деталей или другого ресурса;

 

б) стоимость отслеживания отложенных заказов клиентуры на готовую  продукцию, которой не оказалось  на складе;

 

 

в) издержки, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес  клиентуры;

 

г) потерянный объем сбыта или  даже утраченные клиенты.

 

Ясно, что управление материально-техническими запасами имеет весьма важное значение для организации. Оно прямым образом  влияет на маркетинг, финансовую службу и производственную функцию.

 

Виды спроса на предметы материально-технических  запасов 

 

Какая именно система окажется наиболее подходящей для управления материально-техническими запасами, обусловливается видом спроса на ту или иную статью запасов. Спрос может быть зависимым или независимым по своему характеру.

 

Говорят, что предмет имеет ЗАВИСИМЫЙ СПРОС, если его использование прямо связано с планами производства других изделий. Этот вид спроса, таким образом, существует в основном на материалы и комплектующие изделия применяемые при выпуске продукции. В компании, выпускающей бензиновые газонокосилки, например, спрос на колеса для газонокосилок, обусловлен планами производства последних. Зависимый спрос существует на некоторые материалы и предметы снабжения и в сфере предоставления услуг. Например, спрос на некоторые хирургические материалы в госпитале связан с графиком проведения операций. Поскольку планы производства вырабатываются заблаговременно, зависимый спрос можно прогнозировать с весьма высокой степенью точности.

 

Если спрос на предметы снабжения  не обусловливается планами производства других изделий, то говорят, что такие предметы пользуются НЕЗАВИСИМЫМ СПРОСОМ. Спрос на большинство готовых изделий, например, газонокосилки, а также изделия, находящиеся в оптовых и розничных торговых запасах, является независимым. Прогнозировать его гораздо труднее, чем зависимый спрос.

 

Некоторые предметы снабжения имеют  как зависимый, так и независимый  спрос. Изготовитель ЭВМ, например, может  производить какие-то печатные платы, применяемые в его ЭВМ. Определенная часть спроса на эти платы будет, конечно, обусловливаться планами производства ЭВМ, в которых они используются. Однако, часть плат могут заказывать и торговцы для ремонта и модернизации существующих ЭВМ.

 

 

Системы управления запасами с независимым  спросом 

 

Как уже отмечалось выше, тип системы управления запасами (т.е. решение о времени выдачи заказа и о заказываемом количестве) определяется типом спроса на данные предметы снабжения. Двумя основными системами управления заказами с независимым спросом является система фиксированного количества и система фиксированного времени (рис. 21.3.).

 

В системах с ФИКСИРОВАННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ  постоянно контролируют уровень  запасов. Когда количество падает ниже установленного уровня, выдается заказ  на восполнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество. Таким образом, фиксированными величинами в этой системе являются уровень, при котором повторяется заказ, и заказываемое количество. По причинам, которые не относятся к предмету данной книги, системы с фиксированными количествами являются наиболее подходящими для запасов со следующими характеристиками:

 

1. Высокая удельная стоимость  предметов снабжения. 

 

2. Высокие издержки хранения  материально-технических запасов. 

 

3. Высокий уровень ущерба, возникающего  в случае отсутствия запасов. 

 

4. Скидка с цены в зависимости от заказываемого количества.

 

5. Относительно непредсказуемый  или случайный характер спроса.

 

Запасами цветных телевизоров  с большими экранами в магазине электронных  товаров, например, можно управлять  по системе с фиксированным количеством.

 

В СИСТЕМАХ С ФИКСИРОВАННЫМ ВРЕМЕНЕМ заказы на восполнение размещаются  с заданной периодичностью, например, раз в две недели. Заказываемое количество непостоянно и зависит  от имеющегося остатка. Эта система  более подходит для предметов  материально-технического снабжения со следующими характеристиками:

 

1. Малоценные предметы.

 

2. Низкие затраты на хранение  материально-технических запасов. 

 

3. Незначительные издержки, если  даже запасы и кончились. 

 

4. Один из многих предметов,  закупаемых у одного и того же поставщика.

 

 

5. Скидка с цены зависит от  стоимости заказов сразу на  несколько предметов. 

 

6. Относительно постоянный уровень  спроса.

 

7. Расходуемые материалы или  предметы.

 

Системы с фиксированной периодичностью применяются, например, при управлении запасами канцелярских товаров или бакалейных продуктов в магазине.

 

 

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОГО СПРОСА

• В.М. Макаров, Ведущий консультант, доктор технических  наук, профессор

 

 

 

Согласно  логистической концепции производственный процесс на предприятии рассматривается как целенаправленное движение и преобразование материальных потоков, начиная с получения исходных компонентов и кончая выпуском готовых изделий. Важнейший принцип и цель организации движения потоков – обеспечение их непрерывности. Однако бывает практически невозможно или экономически нецелесообразно организовывать полностью непрерывный производственный цикл, на сто процентов согласовывать между собой производственные звенья, синхронизировать с ходом производства все внешние поставки и сбыт. Таким образом, на входе и выходе производственной системы, а также на разных стадиях производства, как следствие нарушения непрерывности материальных потоков возникают запасы и заделы.

 

Запасы  и заделы являются существенным и необходимым элементом производства. В них сосредоточено, по разным оценкам, более 40 % средств предприятий. Запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, инструмента и т.п. создаются на входе производственного процесса, запасы готовых изделий – на выходе. Об их связи с параметрами спроса и зависимости от выбранной тактики текущего планирования уже шла речь в начале этой главы.

 

Объемы  запасов и заделов оказывают  существенное влияние на экономические  показатели работы предприятия. Очевидна их связь с размерами необходимых производственных и складских помещений, с текущими затратами на их хранение и пополнение, с потерями от порчи хранящихся объектов. Но наиболее существенное влияние на экономику предприятия оказывает связывание в запасах и заделах его оборотных средств.

 

Управление  запасами и заделами со стороны производственных менеджеров - это не только и не просто задача поддержания их экономически целесообразного уровня. По сути дела это один из способов регулирования  хода производства, т.е. управления производством. Действительно, задел возникает на стыке двух подразделений: производящего (поставляющего) какой-либо предмет производства и потребляющего его, и при правильном управлении его уровнем позволяет менеджеру координировать совместную работу этих подразделений [XIII]. При этом предполагается, что потребление предметов производства носит случайный характер, т. е. имеет место независимый спрос.

 

Исторически этот способ управления сложился первым в процессе разделения труда, когда  возникла простейшая специализация производства. Далее, по мере развития производства и углубления его специализации, усложнения структуры производственного процесса этот способ был практически повсеместно вытеснен более совершенным на тот момент методом централизованного управления [XIV]. Однако в последние годы он нашел развитие и продолжение в методе “Точно-вовремя”, предложенном японской фирмой Toyota Motors.

 

Запасы  и заделы выполняют несколько  важнейших функций, повышая гибкость и надежность управления предприятием [XV-XVIII]. Однако главная их функция – это накопление ресурсов и распределение их в целях повышения надежности и синхронизации движения и преобразования материальных потоков. В частности, процессы, протекающие внутри предприятия, могут иметь отклонения, быть несинхронными, различаться характером производства и потребления ресурсов, а главное – они зависят от динамичного спроса на продукцию предприятия. В результате между взаимосвязанными процессами/подразделениями возникают заделы, играющие роль буфера, который обеспечивает их нормальную совместную работу.

 

Управление  запасами и заделами должно давать ответ на два основных вопроса: когда  размещать заказ на пополнение запаса и как много ресурса заказывать? Другими словами, в процессе управлении запасами/заделами формируются важнейшие переменные оперативного планирования производства: размеры партий и сроки их изготовления.

 

Известны  и достаточно полно описаны в  литературе основные модели управления запасами/заделами: идеальная модель с ее разновидностями, модели с фиксированными партией и ритмом поставки, комбинированная модель [XIX-XXIII и др.]. Остановимся подробнее лишь на одной проблеме управления запасами, имеющей как практическое, так и теоретическое значение.

Информация о работе Управление запасами