Управление закупками в торговой фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:29, дипломная работа

Краткое описание

Экономическая либерализация в России в сочетании с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения предприятия в проблемы сбыта работ и услуг. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ
ФИРМЫ................................................................................................................... 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики ............................. 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме..................... 11
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме....................... 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ......... 40
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме .................................. 40
2.2 Организация закупок в торговой фирме ................................................... 50
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме ................................. 58
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ.......... 61
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы................................. 61
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы........................................ 70
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме ..................... 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....

Вложенные файлы: 1 файл

Управление закупками в торговой фирме (ООО «Орион»)_дип.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

Результаты анализа закупок в 2005-2006 гг. приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ закупок НТЦ «Орион» в 2005-2006 гг.

Параметры анализа

2005

2006

Выполнение плана закупок, %

102,1

103,4

Относительная прибыль от продаж закупленного, %

32,4%

37,3%

Доля товара, взятого с отсрочкой платежа, %

75,4

72,3

Абсолютная сумма дебиторской задолженности поставщикам, тыс. руб.

12,7

7,6

Относительная сумма дебиторской задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок, %

4,3

2,1

Абсолютная сумма товарного запаса на складе, тыс. руб.

1288

1560

Относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме, %

9,2

8,4


 

Анализ данных таблицы 2.6 показывает, что большинство показателей улучшилось. Небольшое снижение имеет место по показателю доли товара, взятого с отсрочкой платежа.

Оклад начальника отдела закупок – 15000 руб. Менеджеров отдела закупок – 10000 руб. Мотивация сотрудников отдела закупок осуществляется по следующим составляющим (таблица 2.7):

Таблица 2.7

Мотивация сотрудников отдела закупок НТЦ «Орион»

Показатели

Размер премиальных (штрафов) по отношению к окладу, %

Прибыль от объема продаж закупаемой продукции

+20-50% в зависимости от суммы прибыли

Доля неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером менее 10%

+10%

Доля неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером  10-15%

–10%

Доля неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером более 15%

–20%


 

Из результатов анализа таблиц 2.6 и 2.7 следует, что данная система мотивации позволила улучшить закупочные показатели НТЦ «Орион». Однако в этой системе есть и недостатки. По мнению автора, основным недочетом этой системы является отсутствие у менеджеров стимула к комплексному системному анализу закупаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ  ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ

3.1 Стратегия закупочной  логистики торговой фирмы

 

Логистическая система торговли – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на торговом предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы торговли – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Основным направлением по развитию малых, средних и крупных предприятий торговли является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы: «закупка – складирование – транспортировка – сбыт».

Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

  • новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;
  • реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей;
  • технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

Для успешного функционирования логистическая система розничного торгового предприятия должна обладать следующими свойствами:

    • иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия,
    • обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система торгового предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь торговый цикл и сбыт закупаемого товара, достигая при этом заранее намеченных целей.

Среди логистических систем торговли выделяют макрологистические и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая торговые организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру отрасли розничной торговли.

В области макрологистики можно отметить такие тенденции как расширение мировой торговли, расширение ассортимента продуктов и услуг, рост числа потребителей, появление больших сетей розничной продажи с сложными логистическими системами (Ашан, IKEA, Рамстор, Маркткауф), рост прямых контактов производителей и розничных сетей (обусловливающий необходимость сокращения операционных затрат), рост затрат на транспортировку, рост спроса, в этой связи, на логистическое обеспечение розничной торговли.

Для разработки оптимальной логистической стратегии необходимо, в первую очередь провести анализ внешней и внутренней среды предприятия. Этот анализ включает в себя следующее:

1. Анализ внешней среды.

  • Анализ структуры покупателей и их требований к работе магазина.
  • Анализ деятельности и ассортимента близлежащих магазинов.
  • Анализ возможного заключения договоров с поставщиками товаров.
  • Сбор информации по наиболее перспективным товарным группам.

2.Анализ внутренней среды.

  • Анализ рентабельности торговли по товарным группам, представленным в магазине.
  • Анализ возможности устройства и оптимального размещения распределительных центров.
  • Анализ возможного использования помещений и оптимизации размещения отделов.
  • Анализ наличия торгового оборудования и возможностей его использования.

На этапе анализа логистических показателей в частности изучаются следующие вопросы:

1. Национальные системы распределения.

Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.

2. Изменение рыночных потребностей.

Анализ рынков может показать, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу определенного канала.

3. Повышение требования к логистике.

Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности доставки и комплектности заказа. Необходимо также проанализировать возможные мероприятия по созданию распределительного центра либо оптимизации его деятельности.

4. Виды транспорта.

Исследуются различные виды транспорта в плане издержек и возможности удовлетворять логистические потребности предприятия.

5. Размер товарных запасов и  гибкая хозяйственная система.

Должна быть создана гибкая хозяйственная система организации, которая бы реагировала на изменения рыночных потребностей, а величина товарных запасов должна быть оптимальная.

6. Разбивка продукции по принципу  Парето: на ограниченное число  товаров приходится основные  материальные потоки.

7. Внимание к отдельным видам  деятельности.

Следует обращать внимание не только на продажу товаров, но и на специфические виды деятельности: мерчандайзинг, мероприятия по продвижению в торговом зале различных товарных групп.

8. Поставщики.

Анализируются финансовые результаты, полученные благодаря существующим поставщикам.

9. Контрольные системы.

Анализ путей и методов контроля за осуществляемой логистической стратегией.

10. Общий хозяйственный план.

Логистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с единым хозяйственным планом.

На следующем этапе происходит непосредственно разработка конкретных логистических мероприятий.

Начинать построение логистической системы торговли наиболее эффективно с макроуровня, то есть с логистизации отношений между различными торговыми предприятиями. Для построения эффективной макрологистической системы автору работы представляется эффективным интегрирование хозяйственной деятельности различных торговых структур. Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы – с преимуществами крупной коммерческой структуры.

В организационном плане интегрирования торговая система является добровольным договорным объединением розничных торговых предприятий различной специализации, созданного в целях совместного решения предпринимательских задач. В экономическом отношении интегрированная торговая система представляет собой форму постепенной концентрации торговых операций отдельных торговых структур при минимизации их хозяйственного риска и затрат.

Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке региона показывает, что это движение происходит по достаточно традиционной схеме от простых к моноотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.

Определенной спецификой интеграционных процессов в торговле может стать большое качественное разнообразие предприятий и объединений, диктуемое отраслевой структурой торговли. Интеграционные процессы в торговле целесообразно проводить на фоне возникновения таких видов объединений, как сетевые торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные сети.

Применение логистических принципов при построении региональной системы розничной торговли позволит оптимальным образом учесть противоречия и объединить предприятия розничной торговли различных форматов как с поставщиками – производственными и оптовыми торговыми предприятиями, так и с обслуживающими торговый процесс предприятиями – транспортными, финансовыми, контролирующими.

Для объединения интересов торговых организаций на принципах логистики автор предлагает концепцию организации закупочных фирм.

Рассмотрим схему закупок, которая объясняет преимущества описываемой методики (см. рис. 3.1). При данной схеме три фирмы, каждая из которых единолично закупает товар по цене 100 у. е. за 10 единиц товара, объединяются в одну компанию, которая размещает заказ на 30 единиц товара и соответственно получает скидку в 60 у. е. Каждая компания экономит по 20 у. е. за 10 единиц товара.

Рис. 3.1. Схема получения преимущества при объединении в закупочную фирму

Приведем алгоритм действий закупочной компании. Компания получает заказ на закупку товара из фирмы 1. Одновременно с этим заказом к ней поступают заявки на поставку товара от фирм 2 и 3. Компания объединяет все поступившие заказы, размещает объединенный заказ у производителя и получает скидку на партию нужного товара. После выполнения заказа товар доставляется во входящие в закупочную компанию фирмы силами производителя или силами самой закупочной компании. Фирмы, входящие в закупочную компанию, получают минимальные цены и возможность представления конкурентоспособных предложений своим покупателям. Таким образом, увеличивается товарный оборот и прибыль.

Другой вид закупочной деятельности - это ее аутсортинг. Схема такая же, как и в первом варианте, но здесь закупочная компания сама ищет фирмы, которые будут участвовать в закупке товара. При этом компания, которой закупки передаются на аутсорсинг, осуществляет закупочную политику и отвечает за результаты своей деятельности. Алгоритм действий компаний при аутсорсинге закупок такой же, как и при работе единой закупочной компании (см. рис. 3.2).

Информация о работе Управление закупками в торговой фирме