Управление закупками в торговой фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 12:29, дипломная работа

Краткое описание

Экономическая либерализация в России в сочетании с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения предприятия в проблемы сбыта работ и услуг. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ
ФИРМЫ................................................................................................................... 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики ............................. 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме..................... 11
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме....................... 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ......... 40
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме .................................. 40
2.2 Организация закупок в торговой фирме ................................................... 50
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме ................................. 58
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ.......... 61
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы................................. 61
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы........................................ 70
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме ..................... 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....

Вложенные файлы: 1 файл

Управление закупками в торговой фирме (ООО «Орион»)_дип.doc

— 645.00 Кб (Скачать файл)

 

Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.

 

2.2 Организация закупок  в торговой фирме

 

Как видно из рис. 2.1 на предприятии существует специализированный отдел закупок, занимающийся поставкой комплектующих; и подчиненный непосредственно коммерческому директору. Схема отдела закупок представлена ниже на рис. 2.3.

Рис 2.3 Функциональная схема отдела закупок НТЦ «Орион»

 

Деление работы в отделе происходит по функциональному признаку. Менеджеры по снабжению отдела занимаются закупками различных групп товаров и комплектующих.

Проанализируем основные этапы процесса закупки комплектующих в НТЦ «Орион».

Закупка комплектующих в НТЦ «Орион» начинается с анализа рынков сбыта. Цель проведения исследований рынка закупок комплектующих определяет  одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

    • непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время  потребности в   сырье и материалах);
    • опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
    • рынки    заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
    • новые рынки.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. Полученная информация обрабатывается в трех аспектах:

а) современный анализ рынка («моментальный снимок»);

б) динамика изменения конъюнктуры рынка;

в) прогнозы изменения рынка.

Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство комплектующих НТЦ «Орион» закупает в крупных московских оптовых фирмах. Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

    • изучение    рекламных    материалов:    фирменных    каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
    • посещение выставок и ярмарок;
    • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

    • удаленность поставщика от потребителя;
    • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
    • наличие резервных мощностей;
    • организация управления качеством у поставщика;
    • психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
    • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
    • службы поставляемого оборудования;
    • финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы  с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Приведем пример расчета рейтинга поставщика при выборе поставщика компьютерных мониторов (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Расчет рейтингов поставщиков компьютерных мониторов

ООО «Электроникс» (г. Москва)

Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия по

десятибальной шкале

у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,15

8

1,2

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество

товара

0,30

7

2,1

4. Условия

платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5

4

0,2

Итого

1,0

 

6,3

ООО «Компьютер инжиниринг» (г. Москва)

Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия по

десятибальной шкале

у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,15

7

1,05

2. Цена

0,25

7

1,75

3. Качество

товара

0,30

9

2,7

4. Условия

платежа

0,15

5

0,75

5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10

4

0,4

6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5

6

3

Итого

1,0

 

9,65

ООО «Эксмос плюс» (г. Москва)

Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия по

десятибальной шкале

у данного поставщика

Произведение

удельного

веса критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,15

6

0,9

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество

товара

0,30

8

2,4

4. Условия

платежа

0,15

6

0,9

5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10

5

0,5

6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5

6

3

Итого

1,0

 

9,2


 

Из данных таблицы 2.5 видно, что наибольший рейтинг у поставщика ООО «Компьютер инжиниринг» за счет оптимального соотношения качества и цены поставляемой продукции. Аналогичным образом высчитываются рейтинги поставщиков других товарных групп.

Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующее оборудование, количества, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и оборудование, отсутствующее на складе поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а оборудование, находящееся на складе резервируется.

Ввиду того, что прайс-листы поставщиков меняются очень оперативно, и отражает тенденции московского оптового рынков, то может возникнуть ситуация изменения цены заказанного но еще не отгруженного товара как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В этом случае цена товара в резерве изменяется вместе с прайс-листом, и если необходимо зафиксировать цены на момент согласования заказа, то менеджер сообщает, что резерв окончательный и ему присваивается статус брони. Резерв и бронь имеют разный статус - товар из резерва может быть продан, а бронь является аналогом расходной накладной. Ассортимент и количество товара в резерве может меняться вплоть до отгрузки, а попытка аналогичных действий с бронью является нарушением правил резервирования.

Доставка комплектующих предприятию осуществляются следующими способами:

  • Доставка с помощью службы DHL.

Служба DHL способна осуществить доставку любой продукции, практически в любую точку страны и мира. Преимущества этого способа: доставка производится всего в течение 2-3 рабочих дней, такой способ доставки очень надежен (стопроцентная сохранность груза). Основной недостаток: высокая стоимость доставки (от 60 у.е. в зависимости от веса груза и расстояния). Очень немногие поставщики соглашаются оплачивать доставку таким способом.  

  • Доставка почтой.

Основные преимущества этого способа: невысокая стоимость, высокая доступность. Недостатки: очень маленькая скорость доставки (10-25 дней); нет стопроцентной гарантии, что груз придет в исправном состоянии.

  • Авиадоставка компанией «Аэрофлот-Дон».

Преимущества: быстрота доставки, относительно высокая сохранность груза. Недостаток: в случае большого количества груза, его могут не принять к перевозке данным рейсом.

  • Доставка фирмой «Трансскорость».

Преимущества: большая скорость доставки (по железной дороге пассажирской скоростью) и стопроцентная сохранность грузов. Недостаток: отсутствие у фирмы собственных складов в обслуживаемых городах (потребители получают продукцию прямо в вагонах, принадлежащих данной фирме, и, если они не успевают это сделать, груз уезжает обратно в Ростов).

В общем виде схема торгово-технологического процесса НТЦ «Орион» представлена на рис. 2.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3. Схема торгово-технологического процесса

в НТЦ «Орион»

Первой технологической операцией закупочной логистики является приемка товаров поступивших на предприятия.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества.

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из комплектующих. При торговле товарами, не требующими сборки, подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.

Логистический процесс на складе НТЦ «Орион» организуется по следующей схеме (рис. 2.4).

Логистический процесс на складе

   
  1. Снабжение запасами
  1. Контроль за поставками
  1. Разгрузка и приемка грузов
  1. Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов
  1. Складирование и хранение грузов
  1. Комплектация (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузка
  1. Транспортировка и экспедиция заказов
  1. Сбор и доставка порожних товароносителей
  1. Контроль за выполнением заказов
  1. Информационное обслуживание склада
  1. Обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг)

I.  Операции, направленные на координацию со службой закупок (1, 2, 10)

II.  Операции, непосредственно связанные с переработкой и оформлением грузов (3 - 9)

III.  Операции, направленные на координацию службы продаж  (9, 10, 11)

Рисунок 2.4. Схема логистического процесса на складе

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда  в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

 

2.3 Оценка эффективности  закупок в торговой фирме

 

Оценка эффективности закупок НТЦ «Орион» осуществляются путем анализа следующих показателей:

  • выполнение плана закупок;
  • абсолютная прибыль от продаж закупленного – простая разница между суммой продажи и суммой закупки (цель – минимизация закупочных цен);
  • относительная прибыль от продаж закупленного – абсолютную разницу нужно разделить на сумму закупки (вариант мотивации на минимизацию закупочных цен);
  • срок продажи закупленного – разница между датой закупки и датой продажи (цель – повышение оборачиваемости вложенных средств);
  • срок отсрочки платежа по товару (цель – получение отсрочки платежа от поставщика);
  • процент товара, взятого на полную реализацию, по отношению к общей сумме закупленного (цель – минимизация вложенных средств);
  • абсолютная сумма дебиторской задолженности поставщикам (цель – погашение дебиторской задолженности путем возврата товара);
  • относительная сумма дебиторской задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок (вариант погашения дебиторской задолженности путем возврата товара).
  • абсолютная сумма товарного запаса на складе (цель – минимизация складских остатков);
  • структура товарного запаса на складе (цель – поддержание нормы товарного запаса). Имеется в виду разделение всего товарного запаса на сегменты: ниже нормы, норма, выше нормы, неликвиды, а также вычисление денежных сумм по каждому сегменту;
  • абсолютная сумма неликвидов (цель – недопущение неликвида);
  • относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме (вариант недопущения неликвидов);
  • процент выполнения клиентских заявок (цель – повышение уровня клиентского сервиса и общего оборота);

Информация о работе Управление закупками в торговой фирме