Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
 оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
 проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
 выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0397n_metody_roznich_torgovli_kirovskoe_raypo.docx

— 376.99 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [20].

 

Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.

В 2010–2012 годах в розничной торговой сети увеличился уровень применения продажи товаров населению по методу самообслуживания. В этот период с использованием данного метода работало 61,5 процента магазинов от их общего количества и 38,5 процента от их торговой площади. 
Одной из характерных тенденций развития магазинов самообслуживания в республике Беларусь является  широкомасштабное внедрение автоматизированных узлов расчета. При этом повышается социально-экономическая эффективность торговли, что выражается в ускорении обслуживания покупателей в среднем на 14-17 %, сокращается число ошибок и злоупотреблений товарными запасами, упрощает учет и контроль.

Дальнейшее развитие получила сеть объектов быстрого обслуживания и придорожного сервиса, при этом приоритетным направлением было развитие общественного питания, основанного на традициях и рецептурах белорусской национальной кухни. Количество объектов быстрого обслуживания в 2012 году составило свыше 1,9 тыс единиц. На автомобильных дорогах республики функционируют 334 объекта общественного питания, относящихся к придорожному сервису. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по развитию объектов придорожного сервиса, комплекс предоставляемых ими услуг не в полной мере удовлетворяет потребности участников дорожного движения.

Торговля по заказам населения Республики Беларусь товарами повседневного спроса идет по двум направлениям: во-первых, как форма дополнительного обслуживания покупателей со стороны стационарных магазинов, и, во-вторых,  как самостоятельная форма  торговой деятельности.  В первых случаях в магазинах создаются отделы заказов, которые принимают заказы по телефону и доставляют их в определенное время на дом покупателям. В отдельных случаях имеются специализированные фирмы с сетью магазинов заказов.

Наиболее сложным вопросом в организации торговли по заказам является доставка товаров. В некоторых случаях товары развозят на ручных тележках, так как большинство покупателей проживают рядом с магазинами. Большинство магазинов доставляют товары в автофургонах  с кондиционированием и холодильными камерами для скоропортящихся продуктов.

Продажа по заказам в комбинации с продажей по образцам применяется и при реализации непродовольственных товаров.

Продажа товаров по заказам с помощью телевизора так же получила распространение в Республике Беларусь. В этом случае экран телевизора служит средством продвижения товаров.

Посылочная торговля в нашей стране достигла сравнительного высокого уровня: ее доля в общем объеме реализации товаров достигает 5-6%, а по  отдельным ассортиментным позициям – 10-12%. Это форма розничной торговли  применяется для широкого ассортимента непродовольственных товаров.

В настоящее время посылочной торговлей занимаются некоторые производственные организации и  крупные розничные магазины торговых фирм. Имеют место случаи, когда специализированные фирмы посылочной торговли открывают традиционные розничные магазины. Главным назначением таких магазинов является продажа нереализованных  по форме посылочной торговли товаров.

Заказы товаров по  телефону получают  в Республике Беларусь все большее распространение. Кроме того, организации, занимающиеся посылочной торговлей, предлагают свои товары через каталоги, почтовые уведомления и объявления в прессе; 80 % товарооборота реализуется по заказам на основании каталогов и 20 %  - за счет удовлетворения заказов, поступающих от населения в ответ на почтовые уведомления и объявления в прессе.

Все больше организаций посылочной торговли применяют  компьютеризированные абонентские справочно-информационные системы для приема заказов от покупателей, рекламирования предлагаемых товаров, создания электронных каталогов, которыми могут пользоваться заказчики – абоненты этой системы.  По мере роста численности абонентов увеличивается и количество заказов организации  посылочной торговли, направляемых через бортовые терминалы компьютеризированных справочно-информационных систем, а также  вклад этих заказов в общий товарооборот фирм посылочной торговли.

Удельный вес торговли через автоматы в нашей стране имеет стабильное значение и составляет 1-1,5% товарооборота. По  отдельным товарным группам он значительно выше. Так удельный вес продажи горячих напитков – 8%, молока – 2,5%, безалкогольных напитков – до 40% общего товарооборота по эти товарным группам.

Быстрому развитию торговли через автоматы в Республике Беларусь способствует применение современных форм расчета за товары с помощью кредитной карточки. Преимуществами такого расчета являются:

– упрощение процесса покупки;

– простота изменения цен на товары (цена не связана с номиналом монет и банкнот);

– уменьшение риска хищения выручки;

– отсутствие затрат на инкассацию и транспортировку монет и банкнот;

– упрощение бухучета и отчетности.

Успешному  функционированию формы торговли через автоматы способствует  координации работы таких сфер деятельности, как производство

товаров для реализации через автоматы, изготовление  упаковок, поставка специальной посуды одноразового пользования, транспортировка  продук-ции,  производство автоматов с электронной системой управления и их ремонт, утилизация отходов.

Мощное развитие в последние годы получила электронная торговля. В связи с переходом торговли на рыночный механизм  хозяйствования возникает необходимость использования зарубежного опыта по оказанию торговых услуг.

По данным Всемирного банка, Республика Беларусь по уровню информационной готовности для развития электронной торговли находится на 61 месте (Россия – на 62, Украина – на 67). Развитию электронной торговли способствовал Закон Республики Беларусь 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/132). В настоящее время в белорусском сегменте Интернета функционирует более 400 интернет-магазинов.

Министерством торговли в рамках региональных программ развития безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек на 2010–2015 годы реализуется программа по установке в торговых объектах соответствующего терминального оборудования. В настоящее время установлено около 6 тыс. единиц оборудования, предназначенного для осуществления безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. 
 Задачами розничной торговой организации в современных условиях хозяйствования являются: изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; определение ассортиментной политики; формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности организации; обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Все показатель по торговли в Республике Беларусь свидетельствует об ускоренном процессе обновления и модернизации материально-технической базы отрасли и совершенствования торговых процессов. Традиционные в нашем понимании методы продажи (через продавцов) уступают место новым, более эффективным, среди которых преобладают самообслуживание, заказы и посылочная торговля по телефону, через столы заказов, торговые автоматы и электронная торговля. Основным направлением развития розничной торговой сети является увеличение размеров торговых объектов и поддержание оптимального соотношения крупных и небольших магазинов в целях обеспечения их наличия в зоне пешеходной доступности. В следующей главе более подробно рассмотрим направления развития и совершенствования методов продажи в Республике Беларусь.

4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Рассмотрим реализацию государственной политики в сфере рознич-ной торговли на 2011-2015 годы.

Основной целью развития торговли на долгосрочный период будет являться создание условий для стабильного обеспечения платежеспо-собного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также раз-вития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Одним из направлений развития и совершенствования методов продажи в Республике Беларусь, является содействие формированию развитой инфраструктуры электронной торговли, включающей республиканские и региональ-ные информационные системы  и сети, внедрение новых методов электрон-ной и биржевой торговли.

Для этого должна быть проведена работа по обеспечению  эффективного взаимодействия всех элементов  данной инфраструктуры (системы сбора, обработки и хранения информации, технических решений, программного обеспечения и т.д.).

Первоочередными мероприятиями  по развитию и совершенство-ванию  системы электронной торговли являются:

– расширение биржевого сегмента товарного рынка;

– применение механизма электронных государственных закупок;

– развитие системы дистанционного обслуживания, использования качественно новых систем электронных платежей и платежных инструментов, таких как, мобильный банкинг и интернет-банкинг. 

Основой построения информационной инфраструктуры электронной торговли республики станет – Центр электронной торговли. Основные функции которого, будут направлены на внедрение системы электронного обмена данными о производимых товарах и оказываемых услугах, ценах на них, содействие налаживанию взаимовыгодных контактов между субъектами предпринимательской деятельности, сокращение затрат на оформление сделок, продвижение товаров и услуг на внутренний и внешние рынки. Выход в международную сеть электронной торговли будет обеспечен благодаря сопряжению с международными центрами электронной торговли.

Данное направление совершенствования методов продажи в Республике Беларусь, предусматривает обеспечение и рост оснащенности торговых объектов и торговых объектов общественного питания платежно-терминальным оборудованием для осуществления безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

В целях обеспечения автоматизированного учета и контроля за товарными потоками предусматривается:

– повсеместное внедрение систем штрихового кодирования товаров;

– формирование Банка электронных паспортов товаров, позволяющего потребителю получить полную информацию о товаре, в том числе через мобильную связь по номеру штрихового кода товара.

Одной из главных задач в области дальнейшего развития методов продажи в розничной торговле является повышение культуры торгового обслуживания населения. Достижение этой цели способствует ряд принципов:

– переход всех магазинов на метод самообслуживания;

– организовывать экспресс-кассы – для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (до 5 наименований товаров);

– осуществлять тщательный отбор и соответствующую подготовку своего персонала;

– увеличить количество продаваемой продукции в герметичной упаковке. Это обеспечит более высокую гигиеничность и дольше сохранит свежесть, а, следовательно, и высокое качество продукта;

– организовывать различные выставки и дегустации продукции. Покупателю важно знать, какой товар он приобретает;

– проводить различные акции, дисконтные программы. За рубежом в последнее время успешно внедрены дисконтные  карты с различными объемами скидок на сумму покупки.

При изучении направлений развития методов розничной продажи, стоит особое внимание уделять небольшим населенным пунктам.

В сельской местности нарастает необходимость размещения магазинов непродовольственных товаров частого спроса, ассортимент которых адаптируется к конкретной зоне торгового обслуживания. В крупных селах и райцентрах целесообразно развитие супермаркетов на базе действующих крупных продовольственных магазинов, магазинов продуктов питания со специализацией на продаже отдельных групп, подгрупп, видов, а также торговых центров и специализированных непродовольственных магазинов.

 Особое внимание следует  уделять развитию магазинов строительных  материалов, бытовой техники и мебели, реализующих товары в кредит и по заказам покупателей.

Необходимо возобновить развитие магазинов «Кооператор», торгующих экологически чистыми сельскохозяйственными продуктами и «Пайщик», реализующими товары для пайщиков-сдатчиков сельскохозяйственной продукции по более низким ценам или в обмен на сданную сельхозпродукцию.

Необходимо повсеместное открытие магазинов на дому. Ассортимент продовольственных и непродовольственных социально значимых товаров, гибкий график работы, максимальная приближенность к покупателям обеспечивает особую их привлекательность для сельского населения.

Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь