Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
 оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
 проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
 выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0397n_metody_roznich_torgovli_kirovskoe_raypo.docx

— 376.99 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.4 – Динамика развития объектов розничной (торговой) сети  
потребительской кооперации по областям и г. Минску Республики Беларусь  
за 2010-2012 гг.

Область

Ед. измер.

Год

Темп роста,% или  
изменение, (+/-)

2010

2011

2012

2011 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2011 г.

Брестская

ед.

1966

1888

1837

96,0

93,4

97,3

Витебская

ед.

1762

1687

1646

95,7

93,4

97,6

Гомельская

ед.

1811

1758

1729

97,1

95,5

98,4

Гродненская

ед.

1379

1290

1264

93,5

91,7

98,0

г. Минск

ед.

16

16

17

100,0

106,3

106,3

Минская

ед.

2153

2052

1981

95,3

92,0

96,5

Могилевская

ед.

1483

1435

1414

96,8

95,3

98,5

Итого по Республике Беларусь

ед.

10570

10126

9888

95,8

93,5

97,6


Примечание – Источник: [20].

 

Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о том, что в 2012 г. наибольший удельный вес в количестве объектов розничной торговли потребительской кооперации занимал Минская область –  1981 ед., а так же Брестская область – 1837 ед. Наименьший удельный вес объектов розничной торговой сети был у Гродненской области – 1264 ед.

Так же следует изучить динамику развития магазинов организаций потребительской кооперации Республики Беларусь по областям в 2010-2012 гг., для этого составим таблицу 3.5.

 

 

Таблица 3.5 – Динамика развития магазинов организаций потребительской кооперации по областям и г. Минску Республики Беларусь за 2010-2012 гг.

Область

Ед. измер.

Год

Темп роста,% или изменение, (+/-)

2010

2011

2012

2011 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2011 г.

Брестская

ед.

1941

1864

1821

96,0

93,8

97,7

Витебская

ед.

1695

1626

1594

95,9

94,0

98,0

Гомельская

ед.

1768

1716

1689

97,1

95,5

98,4

Гродненская

ед.

1355

1271

1247

93,8

92,0

98,1

г. Минск

ед.

16

16

17

100,0

106,3

106,3

Минская

ед.

2102

2013

1943

95,8

92,4

96,5

Могилевская

ед.

1443

1406

1391

97,4

96,4

98,9

Итого по Республике Беларусь

ед.

10320

9912

9702

96,0

94,0

97,9


Примечание - Источник: [20].

 

Данные таблицы 3.5 свидетельствуют о том, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом снижение количества магазинов наблюдалось по всем областям, при этом в г. Минске количество магазинов выросло на 1 единицу, и составило 17 магазинов.

Розничная торговая сеть торговли в Республике Беларусь в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых объектов, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.

В Республике Беларусь в целом, в том числе в системе потребительской кооперации, торговля товарами народного потребления в кредит пока не получила должного развития.

Так в 2010 г. удельный вес продаж в кредит в розничном товарообороте Белкоопсоюза (без учета общественного питания) составил 0,58% или 6736,5 млн р. Кроме того, по потребительскому кредиту, оформленному покупателями через банк, было продано товаров на 8443,3 млн. р. или 0,73% к товарообороту. В кредит продавались холодильники, сложная бытовая техника, ковровые изделия, стройматериалы и др.

Однако, число магазинов системы, предлагающих товары в кредит активно увеличивается, если в начале2000 г. таких магазинов было 1719 единиц, то на 1.01.2012 г. – 2701 (темп роста 157,1%).

Следует также отметить появление практики предоставления покупателям отдельными райпо краткосрочного беспроцентного кредита на покупку отдельных товаров.

В отличие от зарубежного опыт развития посылочной торговли в бывшем СССР и Республике Беларусь довольно ограничен, но тем не менее заслуживает внимания. В Республике Беларусь такой опыт есть в объединении «Белкнига», «Белсортсемовощ», в Белкоопсоюзе. Услуги посылочной торговли наиболее привлекательны для сельского населения республики.

В Республике Беларусь функционируют розничные рынки государственной и негосударственной форм собственности, в т.ч. потребительской кооперации.

По состоянию на 1.01.2012 г. система Белкоопсоюза имела 228 рынков на 58900 мест и 156 торговых павильонов на 4947 мест.

Сопоставление значимости отдельных облпотребсоюзов в розничном товарообороте системы (включая оборот общественного питания) и их доли в общем объеме платных услуг населению показывает, что по Брестскому, Витебскому и Гомельскому ОПС относительный рост удельного веса в товарообороте системы сопровождается и ростом доли услуг; по Минскому ОПС и предприятиям хозяйства БКС аналогичная тенденция противоположного свойства (т.е. спад); по Гродненскому и Могилевскому ОПС при сравнительно стабильной доле в товарообороте доля услуг существенно возросла.

Так же следует рассмотреть основные показатели функционирования розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 3.6).

Данные таблицы 3.6 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот потребкооперации в 2012 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 11 205  млрд р. или на 193,7%, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевской области розничный товарооборот вырос на 1661 млрд р. или на 204%., по Брестской – на 2132 млрд р. или на 189,1%, Гомельской – на 1854 млрд р. или на 192,3%, Витебской области – на 1717 млрд р. или на 187,4%, Минской области – на 2364 млрд р. или на 200,8%., а Гродненской области – на 1324 млрд р. или на 186,5%. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Могилевском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 52 единицы.

 

Таблица 3.6 – Основные показатели функционирования стационарной розничной  
(торговой) сети отдельных хозяйствующих субъектов потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 гг.

Область

Показатели

Ед. измер.

Год

Темп роста,% или изменение, (+/-)

2010

2011

2012

2011 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Брестская

Розничный товарооборот

млрд р.

1127,4

1932,8

3259,6

171,4

289,1

168,6

 

Количество магазинов

ед.

1941

1864

1821

96,0

93,8

97,7

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

180,6

176,4

176,5

97,7

97,7

100,1

Окончание таблицы 3.6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Витебская

Розничный товарооборот

млрд р.

969,2

1643,2

2785,7

169,5

287,4

169,5

Количество магазинов

ед.

1695

1626

1594

95,9

94,0

98,0

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

168,8

165,7

165,7

98,2

98,2

100,0

Гомельская

Розничный товарооборот

млрд р.

963,9

1656,0

2817,4

171,8

292,3

170,1

Количество магазинов

ед.

1768

1716

1689

97,1

95,5

98,4

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

171,9

170,3

169,9

99,1

98,8

99,8

Гродненская

Розничный товарооборот

млрд р.

710,1

1177,6

2034,3

165,8

286,5

172,7

Количество магазинов

ед.

1355

1271

1247

93,8

92,0

98,1

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

132,3

127,5

127,1

96,4

96,1

99,7

г. Минск

Розничный товарооборот

млрд р.

23,6

44,1

76,8

186,9

325,4

174,1

Количество магазинов

ед.

16

16

17

100,0

106,3

106,3

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

1,9

1,9

1,9

100,0

100,0

100,0

Минская

Розничный товарооборот

млрд р.

1177,2

2022,1

3541,4

171,8

300,8

175,1

Количество магазинов

ед.

2012

2013

1943

100,0

96,6

96,5

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

203,7

204,9

202,0

100,6

99,2

98,6

Могилевская

Розничный товарооборот

млрд р.

814,2

1402,9

2474,9

172,3

304,0

176,4

Количество магазинов

ед.

1443

1406

1391

97,4

96,4

98,9

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

140,8

140,3

141,7

99,6

100,6

101,0

Итого по Республике Беларусь

Розничный товарооборот

млрд р.

5785,6

9878,7

16990,1

170,7

293,7

172,0

Количество магазинов

ед.

10320

9912

9702

96,0

94,0

97,9

Общая торговая площадь

тыс. кв.ед.

1000,0

987,0

984,8

98,7

98,5

99,8


Примечание - Источник: [20].

 

На основании данных таблицы 3.6 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 гг., результаты оформим в таблице 3.7.

Данные таблицы 3.7 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Республике Беларусь в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составляло 1,2 млрд р., а на один квадратный метр – 1146,6 млрд р., что свидетельствует о повышении эффективности использования розничной торговой сети. Данные рост наблюдался по всем облпотребсоюзам Белкоопсоюза, однако наиболее успешной была деятельность Брестской области, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 1,2 млрд р, а на 1 м2. торговой площади – 1222,5 млрд р. Наименьшее увеличение показателей эффективности использования розничной торговой сети было в Гродненской области, это свидетельствует о том, что облторгсоюз использует розничную торговую сеть не достаточно эффективно.

 

Таблица 3.7 – Эффективность использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов потребительской кооперации Республики  
Беларусь за 2010-2012 гг.

Область

Показатели

Ед. измер.

Год

Темп роста,% или изменение, (+/-)

2010

2011

2012

2011 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2010 г.

2012 г.

к (от) 2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Брестская

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,6

1

1,8

0,4

1,2

0,8

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

624,3

1095,7

1846,8

471,4

1222,5

751,1

Витебская

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,6

1

1,7

0,4

1,1

0,7

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

574,2

991,7

1681,2

417,5

1107,0

689,5

Гомельская

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,5

1

1,7

0,5

1,2

0,7

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

560,7

972,4

1658,3

411,7

1097,6

685,9

Окончание таблицы 3.7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Гродненская

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,5

0,9

1,6

0,4

1,1

0,7

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

536,7

923,6

1600,6

386,9

1063,9

677,0

г. Минск

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

1,5

2,8

4,5

1,3

3,0

1,7

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

1242,1

2321,1

4042,1

1079,0

2800,0

1721,0

Минская

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,6

1

1,8

0,4

1,2

0,8

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

577,9

986,9

1753,2

409,0

1175,3

766,3

Могилевская

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,6

1

1,8

0,4

1,2

0,8

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

578,3

999,9

1746,6

421,6

1168,3

746,7

Итого по Республике Беларусь

Розничный товарооборот

             

- на один магазин

млрд р.

0,6

1

1,8

0,4

1,2

0,8

- на один квадратный метр торговой площади

млрд р.

578,6

1000,9

1725,2

422,3

1146,6

724,3

Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь