Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение направлений развития и со-вершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
 раскрыть понятие и сущность методов розничной продажи товаров;
 оценить эффективность методов розничной торговлив Кировском райпо;
 проанализировать тенденции развития прогрессивных методов продажи в Республике Беларусь;
 выявить направления совершенствования методов розничной продажи в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………........ 3
1 МЕТОДЫ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ: ПОНЯТИЕ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА …………………………………..........5
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ
ПРОДАЖИ ТОВАРОВ В КИРОВСКОМ РАЙПО..……………………….........16
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………........32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

0397n_metody_roznich_torgovli_kirovskoe_raypo.docx

— 376.99 Кб (Скачать файл)

Помимо рассмотренных выше методов розничной продажи товаров в последние время в отечественной практике получили распространение и другие, достаточно эффективные методы продажи товаров [7, с.51].

Торговля по почте представляет собой специфическую форму торговли без магазина. Большое удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

При покупке товара покупатель обязан уплатить 5-10% стоимости товара (товар высылается на седьмой день после оформления заказа), а остальная сумма погашается в течение 5-9 месяцев в зависимости от вида товара. Торговля по почте особенно популярна среди работающих замужних женщин и лиц пенсионного возраста, а также в районах, где недостаточно развита розничная торговая сеть.

 Электронная торговля представляет собой оптовую, розничную торговлю, характеризующуюся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей. Потребители с помощью компьютера и модема соединяются с базой данных розничного торговца. За пользование системой они вносят ежемесячную плату. 

Покупатель, имеющий доступ к компьютерной сети, может, не выходя из дома, ознакомиться с ассортиментом интернет-магазина, выбрать по описаниям и фотографиям необходимые товары и сразу же заказать их.

Заказанные  товары доставляются покупателю курьером или по почте. Их оплата осуществляется наличными, перечислением денег  на счет продавца, наложенным платежом (при доставке по почте) или посредством  кредитных карт. Такой метод продажи очень хорош, особенно для людей, которые не могут передвигаться.

При осуществлении интерактивной электронной торговли договор купли-продажи заключается  путем оформления электронного документа  в соот-ветствии с Законом Республики Беларусь 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе». 

Наиболее часто в таких магазинах представлены книги, компьютерная техника, электробытовые товары, игрушки и многое другое.  

Развитие этого метода продаж связана с развитием в стране Интернета, а также достаточно высокой подготовленностью многих корпоративных и индивидуальных пользователей к применению информационно-телекоммуника-ционных технологий в коммерции.

Торговля через автоматы производится посредством стационарных автоматических устройств, которые устанавливаются в местах большого скопления людей. С помощью автоматов продаются, без алкогольные напитки, , книги, аптекарские и косметические товары, канцелярские принадлежности и предметы домашнего обихода. Имеются полностью автоматизированные магазины, где торговля производится круглосуточно.

Таким образом, особая роль в розничной торговле принадлежит организации продажи и обслуживания покупателей. От уровня обслуживания покупателей и применяемых методов продажи во многом зависит эффективность торговли.

Различают традиционные и прогрессивные методы, каждый имеет свои достоинства и недостатки. Наиболее популярны на сегодняшний день метод самообслуживания и электронная торговля по образцам.

Качество торгового обслуживания связано с «культурой торговли». Она определяется развитием материально-технической базы организации, использованием информационно-компьютерных технологий, прогрессивных методов продажи, соблюдением правил по стандартизации, установлением удобного для покупателей режима работы торговых организаций, имиджем магазина, рекламой товаров и стимулированием их продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  МЕТОДОВ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

 

 

Оптимизация технологических процессов непосредственного  обслуживания покупателей в магазине находит выражение в достижении поставленных предприятием задач по достижению определенной экономической и социальной эффективности.

Социальный  эффект от выбранного метода продажи состоит в сокращении затрат времени покупателя на приобретение товара, в повышении культуры торгового обслуживания, улучшении условий труда персонала магазина.

Экономический эффект от внедрения метода продажи выражается в увеличении пропускной способности магазина, увеличении товарооборота, улучшении использования торговой площади и торгово-технологического оборудования, повышении производительности труда торговых работников [18, с.212].

Традиционно все анализируемые показатели для  оценки эффективности используемого  метода условно подразделяют на три  группы (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Показатели  для оценки эффективности  используемых методов   
продажи товаров

Экономические

Технико - технологичекие

Социальные

Товарооборот

Доля площади торгового зала  в общей площади магазина

Общие затраты времени на совершение покупок

Товарооборот на одного работника магазина

Сумма товарных запасов, размещенных на 1м площади торгового зала

Затраты времени на поиск товаров в торговом зале

Доля продавцов-консультантов и кассиров-контралеров в общей численности работников

Доля товарных запасов, размещенных в торговом зале

Затраты времени на осмотр и выбор товаров

Товарооборачиваемость, дн.

Коэффициент установочной площади

Затраты времени на консультации

Уровень валового дохода

Коэффициент демонстрационной площади

Затраты времени на расчет за покупку

Уровень расходов по заработной плате

Коэффициент емкости оборудования

Коэффициент завершенности покупок

Уровень издержек обращения

Количество разновидностей реализуемых товаров

Количество дополнительных услуг, оказываемых покупателям

Уровень потерь товаров, связанных с самообслуживанием

 

Коэффициент полноты оказываемых услуг

Рентабельность

   

Примечание – Источник: [5, с.4, таблица 2]

 

Для анализа результатов правильности выбора метода продажи и эф-фективности его внедрения можно использовать несколько подходов:

– сравнение показателей работы магазинов самообслуживания с показателями работы аналогичных магазинов, использующих традиционный метод продажи;

– сравнение показателей работы магазина до и после перевода его на новый метод продаж;

– сравнение показателей работы магазинов, использующих одинаковый метод продажи между собой;

– анализ динамики показателей работы магазина. 

При расчетах необходимо обеспечить сопоставимость результатов по времени, структуре ассортимента, торговым площадям, численности обслуживаемого контингента и т.п.

Наиболее экономически эффективными являются методы продажи товаров: самообслуживание, продажа по предварительным заказам, электронная торговля, торговля через автоматы.

Экономическая эффективность самообслуживания.

При переходе от продажи через прилавок индивидуального обслуживания к самообслуживанию товарооборот увеличивается в несколько раз. Это происходит благодаря целому комплексу причин.

Прежде всего, благодаря увеличению ассортимента и более широкому представлению товаров в торговом зале.

 Автоматизация учета  и продаж товара приводит к  более быстрому и качественному обслуживанию покупателей, что также увеличивает товарооборот. Кроме того, немаловажную роль играет психологический фактор: возможность самостоятельного осмотра понравившегося товара.

Основное преимущество самообслуживания – увеличение числа клиентов, рост товарооборота и сокращении затрат на заработную плату.

Мировая практика подтверждает, что в основном в крупных магази-нах значительно  выше показатель товарооборота на 1м  торговой площади и в расчете  на одного работника, ниже уровень издержек обращения. Это объясняется значительно более высоким уровнем механизации технологических процессов, использованием прогрессивных систем товароснабжения, широким выбором товаров, созданием больших удобств для покупателей и т.д.

Экономическая эффективность продажи товаров по образцам.

Экономическая эффективность продажи товаров по образцам обеспечивается за счет:

  • централизации хранения товарных запасов на складах оптовой торговли, промышленных предприятий;
  • более эффективного использования складских площадей;
  • сокращения потребности в подсобных помещениях магазинов и расширения торговых площадей;
  • обеспечения необходимых условий хранения товаров и сокращения их потерь;
  • снижения доли ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах;
  • снижения транспортных расходов.

Экономическая эффективность интерактивной электронной торговли.

Этот метод розничной продажи товаров становится все более популярным. Модели бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, сегодня становятся гораздо более эффективными, чем традиционные модели.

Это связано со следующими факторами:

– интернет-реклама относительно дешевая, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в то же время очень эффективная;

– издержки на содержание вэб-сайта или интернет-витрины магазина значительно ниже, чем традиционной розничной точки;

– средняя стоимость обслуживания одного заказа в онлайн-торговле ниже, несмотря на необходимость во многих случаях дорогой курьерской доставки.

Экономическая эффективность торговли через автоматы.

Преимущества торговых автоматов перед другими видами продаж, заключаются:

– сокращение затрат на персонал;

– беспрерывная, круглосуточная работа;

– точность действий при обслуживании покупателей.

Оценим эффективность применяемых методов розничных продаж на примере Кировского райпо.

Кировский район расположен на юго-западе Могилёвской области и занимает территорию в 1,3 тыс. кв.км. Граничит с Кличевским, Бобруйским и Быховским районами Могилёвской области, а также Рогачёвским районом Гомельской области. Был образован 12 февраля 1935 года. В составе района 123 сельских населенных пункта, 9 сельсоветов. Административный центр – город Кировск с населением 8,6 тыс.чел. Находится на реке Ола, в 87 км на юго-запад от Могилева, в 25 км от железнодорожной станции Березина.

Район занимает южную часть Центральноберезинской равнины.

Леса занимают 42% территории района. Преобладают хвойные, еловые и берёзовые породы. К памятникам природы республиканского значения относятся участок леса с ценными древесными породами в Чигиринском лесничестве, парк  (сосна Веймутова, дуб красный, серебристый тополь, клён остролистный Шведлера) в п. Жиличи.

Промышленные организации района выпускают молочные и мясные изделия, консервы, крахмал. Действуют заводы по льнообработке, деревообработке, Чигиринская ГЭС. Основные направления сельского хозяйства: молочно-мясное животноводство, свиноводство, производство зерна, льна, картофеля, сахарной свеклы, маслосемян рапса, овощеводство и садоводство.

Кировское районное потребительское общество создано как районный потребительский союз 12 февраля 1935 года и преобразовано в Кировское районное потребительское общество 24 апреля 1997г.   Занимает площадь 1300 км2, что составляет 4,5% общей площади Могилевской области.

Потребительская кооперация района обслуживает 24,6 тыс. жителей, проживающие в 123 населенных пунктах.

С сентября 1999 года структурные подразделения райпо осуществляли свою деятельность как унитарные предприятия. С 2004 года  на баланс райпо  приняты унитарные предприятия «Комбинат общественного питания», «Коопзаготпром». С 2004 года на баланс райпо принято автотранспортное предприятие «Автобаза». Сохранило свою деятельность унитарное предприятие «Комбинат кооперативной промышленности».

Общественное питание представлено 34 организациями с общим количеством посадочных мест – 577.

Типы организаций общественного питания, единиц:

– ресторан – 1;

– кафе – 7;

– мини-кафе – 1;

– столовые общедоступные – 1;

– столовые СПТУ-220 – 1;

– бар – 1;

– мини-бар – 1;

– буфеты – 8;

– закусочные –  2;

– бутербродные.

Функционирует 2 цеха: по производству кондитерских и хлебо-булочных изделий, цех полуфабрикатов.

Материально-техническая база заготовительной отрасли представлена следующими объектами:

– картофеле-овоще хранилище;

– квасильно-засолочный пункт;

– склад кожевенного сырья;

– склад вторичного сырья;

– холодильные камеры для заморозки мясопродуктов и ягод;

– 1 склад по хранению тары;

–5 заготовительных пунктов.

Организации райпо оказывают широкий перечень платных услуг насе-лению района. Освоены нетрадиционные виды услуг: размол зерна, парикмахерские виды услуг, пилка и распиловка дров и др.

Потребительская кооперация является самой крупной торгующей системой в Кировском районе, удельный вес которой составляет 77,4 % в товарообороте района. 

Важным фактором, влияющим на деятельность организации, является ор-ганизационная структура управления райпо.

Схематично организационная структура Кировского райпо показана в приложении А. Организационная структура управления в потребительс-кой кооперации, в том числе и в Кировском райпо, отличается сложностью и разнообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером ее деятельность. Но в структуре управления данного райпо отсутствует такой важный элемент на сегодняшний день как отдел маркетинга. А так как райпо занимает большую долю рынка в районе ей просто необходимо иметь службу маркетинга или хотя бы несколько специалистов-маркетологов. Это позволило бы более точно и обоснованно определить райпо его направления развития

Информация о работе Совершенствования методов розничной продажи товаров в Республике Беларусь