Оптимизация затрат на торговом предприятии ЧУП «ПИНСКАЯ МРБ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на ЧУП «Пинская межрайонная торговая база».
Для решения поставленной цели определены основные задачи работы:
- раскрыть сущность и значение затрат на предприятии
- проанализировать структуру затрат в ЧУП «Пинская МРБ»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ЗАТРАТ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ЗАТРАТЫ В ТОРГОВЛЕ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧУП «ПИНСКАЯ МРБ»
3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ЧУП «ПИНСКАЯ МРБ»
4 ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ЧУП «ПИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ТОРГОВАЯ БАЗА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

оптимизация затрат на торговом предприятии.docx

— 239.21 Кб (Скачать файл)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Организационная структура  ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» является линейно-функциональной. Преимуществами линейно-функциональной организационной структуры управления является:

- соблюдение принципа  единоначалия в решении задач  управления, что способствует улучшению  координации деятельности служб; 

-  устранение возможности поступления нижестоящим исполнителям противоречивых команд; компетентное решение задач управления;

-  оперативное решение вопросов при одновременном повышении качества управленческих решений.

К недостаткам данной организационной  структуры относится:

- разделение труда способствует  усилению заинтересованности каждого  члена управления в выполнении  только «своей» функции, что  наиболее характерно для функциональных  подразделений. Поэтому при появлении  новых, нестандартных, сложных,  комплексных задач возникает  необходимость в согласовании  проектов решения на высших  уровнях. В результате увеличиваются  сроки принятия решений и загрузка  линейных руководителей вышестоящего  уровня;

- необходимость координирования  деятельности функциональных служб  и передача всех принимаемых  решений (утверждение линейным  руководителем проектов решений,  подготовленных функциональными  службами) по каналам связи линейных  руководителей приводит к увеличению  их загрузки.

         В таблице 2.1 проанализируем развитие товарооборота ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» за 2009-2011 гг.

Таблица 2.1 – Товарооборот по ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» за 2009-2011 гг.

Годы

Индекс цен

Оптовый товарооборот, млн р.

Абсолютный прирост,  млн р.

Темп роста (снижения), %

Темп прироста, %

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

В действующих ценах

2009

1,0

86144

2010

1,088

96119

9975

9975

111,6

111,6

11,6

11,6

2011

1,609

159733

63614

73589

166,2

185,4

66,2

85,4

В сопоставимых ценах

2009

1,0

86144

2010

1,088

87344,7

2200,7

2200,7

102,6

102,6

2,6

2,6

2011

1,609

91245,1

2866,6

60673

103,3

105,9

3,9

5,9


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Приложений Ж,З,И.

 

Исходя из данных таблицы  2.1, отметим, что в 2011 году оптовый товарооборот организации значительно увеличился по сравнению с аналогичными периодами 2009-2010 гг. и составил 159733 млн р. в действующих ценах. Абсолютный прирост цепной составил 9975 млн р. в 2010 году и 63614 млн р. в 2011 году. Абсолютный прирост базисный в 2010-2011 гг. составил 9975 млн р. и 73589 млн р. соответственно. Темп роста товарооборота цепной в 2010 году составил 111,6%, а в 2011 году – 166,2%. Базисный темп роста составил 111,6% и 185,4% в 2010-2011 гг. соответственно. Темп прироста цепной в 2011 году составил 66,2%, а базисный – 85,4%.

Отметим, что в сопоставимых ценах товарооборот ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» в 2011 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 2,6%, а по сравнению с 2010 годом увеличился на 5,9% и составил 92211,3 млн р. Темп прироста цепной в 2011 году составил 3,9%, а базисный – 5,9%.

Более наглядно развитие оптового товарооборотаЧУП «Пинская межрайонная торговая база» отражено на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Развитие оптового товарооборота ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» за 2009-2011 гг.

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Из рисунка 2.1 видно, что товарооборот ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» с каждым годом увеличивается. В 2011 году данный показатель составил 159733 млн р. в действующих ценах, что на 73589млн р. больше, чем в 2009 году и на 63614млн р. больше по сравнению с 2010 годом.

Далее в таблице 1.9проанализирован товарный баланс ЧУП «Пинская универсальная торговая база».

 

Таблица 2. 2– Товарный баланс ЧУП «Пинская МРБ»

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение, (+;-)

Темп роста (снижения), %

план

фактически

от плана

от прошлого года

% ВП

к 2010 году


Окончание таблицы 2.2

1. Запасы товаров на  начало года (Зн)

2349

2726,4

2726,4

0

377,4

100

116,1

2. Поступление товаров  (П)

22671,6

27823,5

27205,7

-617,8

4534,1

97,8

120,0

Баланс

25020,6

30549,9

29932,1

-617,8

4911,5

3. Розничный Товарооборот (Т)

11923,4

22466

22837,6

371,6

10914,2

101,7

191,5

4. Прочее выбытие (Пв)

124,1

130

127,4

-2,6

3,3

98

102,7

5. Запасы товаров на  конец года (Зк)

2726,4

7498,6

7577,4

78,8

4851

101,1

277,9

Баланс

14773,9

30094,6

30542,4

447,8

15768,5


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

На основе данных таблицы  2.2 можно сделать вывод о том, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом по всем статьям товарного баланса произошло увеличение. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом запасы товаров на начало года возросли на 16,1%, или на 377,4 млн р. Поступление товаров за этот же период увеличились на 20,0%, или на 4534,1 млн р. Также в 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается рост прочего выбытия, который составил 2,7%, или же 3,3 млн р. Что касается запасов товаров на конец 2011 года, то по сравнению с 2010 годом они увеличились в 2,8 раза или на 4851 млн р. В целом же розничный товарооборот возрос на 91,5%, или на 10914,2 млн р. В частности это произошло за счет увеличения таких факторов, как: поступление товаров (4534,1 млн р.), прочее выбытие (3,3 млн р.). На уменьшение розничного товарооборота повлиял такой фактор, как запасы товаров на конец года (4851 млн р.). Однако стоит отметить, что практически все показатели товарного баланса не достигли планового уровня. Так, фактическое значение поступления товаров на 2,2% ниже планового уровня. Фактическое значение прочего выбытия на 2,0% ниже планового. Однако, розничный товарооборот в 2011 году был перевыполнен на 1,7% и составил 22837,6 млн р.

 

Таблица 2.3 – Прибыль по торговой деятельности ЧУП «Пинская универсальная торговая база» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы 

Темп роста, % или отклонение (+;-)

2009

2010

2011

2011 год к 2009 году

2011 год к 2010 году

1. Товарооборот, млн р.

90415

108042

182571

201,9

168,9

2. Доходы от реализации (валовая прибыль):

         

Окончание таблицы 2.3

сумма, млн р.

6639

8335

16462

247,9

197,5

уровень, % к товарообороту

7,3

7,0

9,0

2,0

2,0

3. Расходы на реализацию:

         

сумма, млн р.

5299

6555

10098

190,6

154,1

уровень, % к товарообороту

5,6

6,0

5,5

-0,1

-0,5

4. Прибыль от реализации товаров:

         

сумма, млн р.

1340

1780

6364

474,9

357,5

уровень, % к товарообороту

1,5

1,6

3,5

2,0

1,9

5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р.

469

283

-90

-

-

6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р.

-895

-921

-881

-

-

7. Прибыль:

         

сумма, млн р.

925

1144

5393

583,0

471,4

уровень, % к товарообороту

1,0

1,0

2,9

2,0

1,9


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

 

Исходя из данных таблицы  2.2, отметим, что 2011 год для ЧУП «Пинская универсальная торговая база»оказался достаточно эффективным, так как произошло увеличение практически всех показателей деятельности.  Доходы от реализации в 2011 году увеличились по сравнению с 2009-2010 гг. в 2,5 раза и в 2 раза соответственно. Прибыль от реализации товаров также увеличилась в 2011 году и составила 6364 млн р., что в 4,7 раз больше, чем в 2009 году и в 3,5 раз больше, чем в 2010 году. Прибыль отчетного периода увеличилась в 5,8 раз по сравнению 2009 годом и в 4,7 раза по сравнению с 2010 годом и составила 5393 млн р.Несмотря на это, в 2011 году организация понесла убыток операционной деятельности в размере 90 млн р. и от внереализационной деятельности в размере 881 млн р. Это говорит о том, что руководству базы следует уделить должное внимание данному аспекту и постараться сократить затраты на внереализационную деятельность.

В таблице 2.4 рассмотрим рентабельность торговой деятельности ЧУП«Пинская универсальная торговая база» за 2009-2011 гг.

 

 

 

Таблица 2.4  – Показатели рентабельности торговой деятельности по ЧУП «Пинская универсальная торговая база» за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы 

Темп роста (снижения), % или  отклонение, (+;-)

2009

2010

2011

2011 год к 2009 году

2011 год к 2010 году

1. Товарооборот, млн р.

90415

108042

182571

201,9

168,9

2. Прибыль, млн р.

925

1144

5393

583,0

471,4

3. Прибыль от реализации, млн р.

1340

1780

6364

471,9

358,5

4. Стоимость экономических ресурсов организации, млн р.

23525

26533

34742

147,7

147,7

в том числе:

5087

6399

9922

195,0

155,1

4.1 среднегодовая стоимость  основных средств 

4.2 среднегодовая стоимость  оборотных средств 

18438

20134

24820

134,6

123,3

4.3 фонд заработной платы  работников организации

1223,6

1804,5

2903,1

237,3

160,9

5. Доходы от реализации, млн р.

6650

8337

16462

247,5

197,5

6. Расходы на реализацию, млн р.

5299

6555

10098

190,6

154,1

7. Прибыль от реализации в % к доходам от реализации

20,2

21,4

38,7

18,3

17,3

8. Прибыль от реализации в % к расходам на реализацию

25,3

27,2

63,0

37,7

35,8


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации.

 

Исходя из данных таблицы  2.4, отметим, что в 2011 году организации вышла на высокие показатели прибыли как от реализации, так и итоговой прибыли. Прибыль отчетного периода составила 5393 млн р., что в 5,8 раз больше, чем в 2009 году и в 4,7 раза больше, чем в 2010 году.  Стоимость экономических ресурсов в 2011 году составила 34742 млн р., что на 47,7% больше, чем в 2009 году и на 30,9% больше, чем в 2010 году. Соответственно, произошло также и увеличение среднегодовой стоимости основных средств. Данный показатель составил в 2011 году 9922 млн р., что на 95% и на 55,1% больше. чем в 2009-2010 гг. соответственно. Среднегодовая стоимость оборотных средств составила в 2011 году 24820 млн р., что на 34,6% и на 23,3% больше, чем в 2009-2010 гг. соответственно.

Прибыль от реализации в  процентах к доходам составила в 2011 году 38,7%, что на 18,5% и на 17,3% больше по сравнению с 2009-2010 гг. соответственно, а прибыль от реализации впроцентах к расходам составила в 2011 году 63%.

      Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что деятельность ЧУП «Пинская МРБ» в 2011 году стала прибыльной и рентабельной.

Для повышения прибыли  ЧУП «Пинская» следует:

  • снижать операционные и внереализационные расходы;
  • оптимизировать расходы на реализацию;
  • расширять количество предоставляемых населению услуг;
  • контролировать соблюдение лимита товарных остатков.

Данные мероприятия помогут  данной организации повысить прибыль  хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ЧУП «ПИНСКАЯ МРБ»

 

 

 

    Целью деятельности любой  коммерческой фирмы, в том числе  и занятой в сфере торговли, является получение прибыли. Однако успешность бизнеса зависит от многих факторов, в том числе и от состава  и объема затрат хозяйствующего субъекта.

Затраты торговой организации  представляют собой основной объект учета и анализа в экономике  торговли, поскольку, как показывает практика, именно эффективное управление затратами компании позволяет ей добиваться необходимого уровня прибыли.

Для начала проведём горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия. Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить, изменение произошедшие в основных статьях расходов и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.

Информация о работе Оптимизация затрат на торговом предприятии ЧУП «ПИНСКАЯ МРБ»