Направление совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

В Республике Беларусь коммерческая деятельность – сравнительно новое
направление научных исследований, и ни одно научное издание не охватывает
всех её аспектов. В настоящее время предприниматели в большей степени
действуют интуитивно, без какого-либо научного обоснования своих действий,
вследствие чего совершается огромное количество ошибок, ведущих к
возникновению кризисных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

кд тоня2013.docx

— 269.41 Кб (Скачать файл)



 

Примечание - Источник: составлено автором по данным приложения Б.

Анализ таблицы 2.3 показал, что розничная торговая сеть Чериковского райпо представлена магазинами и передвижной торговой сетью. В целом торговая сеть в 2012 году включала  в себя 47 розничных торговых единиц с общей торговой площадью 5 130 м. кв.

За период с 2010 по 2012 год произошли некоторые изменения в структуре розничной торговой сети райпо. В 2012 году по сравнению с 2011 годом розничная торговая сеть не изменилась. Однако общая торговая площадь уменьшилась на 154 м2. 

Основную долю в структуре  розничной торговой сети Чериковского райпо занимают магазины – 95,74 %.

Обслуживание малых сел и деревень, не имеющих стационарной торго-вой сети, массовых мероприятий (ярмарок, базаров, мест массового скопления людей) осуществляется посредством развозной торговли (автомагазинов). В Чериковском райпо работает 2 автомагазина.

Далее рассмотрим данные по специализации розничной торговой сети Чериковского райпо в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Специализация магазинов Чериковского райпо на 01.01.2013 года

Показатели

Количество

Торговая площадь

единиц

%

м2

%

Всего магазинов

45

100

4976

100

Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров

18

40

1520

30,55

Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров

6

13,3

1173

23,57

Специализированные магазины по продаже отдельных групп смешанных товаров

21

46,7

2283

45,88


 

Примечание - Источник: составлено автором по данным приложения Б.

 

Торговая сеть Чериковского райпо представлена 45 торговыми предприятиями, торговая площадь которых 4976 м2, в том числе продовольственных магазинов 18, торговая площадь 1520 кв.м., непродовольственных - 6, торговая площадь 1173 м2, смешанных магазинов - 21, торговая площадь 2283 м2. 

Графически структура торговой сети Чериковского райпо представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Структура торговой сети Чериковского райпо на 01.01.2013 г., %

Примечание – Источник: составлено автором по данным таблицы 2.4.

 

Для характеристики эффективности использования основных средств составим таблицу 2.5.

Таблица 2.5 - Анализ эффективности использования основных фондов Чериковского райпо за 2010 – 2012 гг.

Показатели

Ед. изм.

Год

Изменение, +/-

2010

2011

2012

2011/ 2010

2012/ 2011

1. Основные фонды, всего

млн. р.

7658

8828

15574

+1170

+6746

2. Численность работников

чел

156

157

158

+1

+2

3. Товарооборот

млн. р.

23791

41522

69420

+17731

+27898

4. Прибыль

млн. р.

644

1909

1503

-406

+859

5. Фондоемкость

руб.

0,32

0,21

0,22

-0,11

-0,01

6. Фондоотдача

руб.

3,11

4,7

4,46

+1,59

-0,24

7. Фондовооруженность

млн. р./чел.

49,09

56,23

98,57

+7,14

+42,34

8. Рентабельность основных  фондов

%

8,41

21,62

9,65

+13,21

-11,97


 

Примечание – Источник: составлено автором по данным приложение Е.

Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В 2010 году на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходилось 3,11 руб. продукции, в 2011 году – 4,7 руб., в 2012 году – 4,46 руб. Таким образом, наблюдается снижение фондоотдачи на 0,24 руб. в 2012 году по сравнению с уровнем 2011 года.

Эффективность использования основных средств предприятия также можно охарактеризовать показателем фондоемкости. Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. В 2010 году на рубль товарооборота приходилось 0,32 руб. стоимости основных средств, в 2011 году – 0,21 руб., а в 2012 году - 0,22 руб. Рост фондоемкости (снижение фондоотдачи) означает снижение эффективности использования основных средств.

Фондовооруженность характеризует обеспеченность предприятия основными средствами и рассчитывается делением среднегодовой стоимости основных средств на численность работающих. Из анализа показателя следует, что обеспеченность предприятия основными средствами растет на протяжении анализируемого периода, о чем свидетельствует увеличение показателя фондовооруженности на 7,14 млн./чел. в 2011 году и на 42,34млн. руб./чел. в 2012 году

Рентабельность основных фондов рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств. Данный показатель увеличивается с 8,41% до 9,65%.

Проанализируем основные показатели деятельности Чериковского райпо по форме таблицы 2.6.

 

Таблица 2.6 – Динамика экономических показателей деятельности Чериковского райпо за 2010-2012 гг.

Показатели

Год

Отклонение (+,-), темп роста

2010

2011

2012

1.Розничный товарооборот, млн р.

- в действующих ценах

23791

41522

69420

167,19

- в сопоставимых ценах

23791

26962,34

47224,49

175,15

2. Товарные запасы

- в сумме

2231,5

5257

7806

148,49

- в днях

-

33

34

1

3. Товарооборачиваемость

-

11,09

11,14

0,05

4.Доходы от реализации:

- сумма, млн р.

3938

7864

12683

161,28

-в % к товарообороту

16,55

18,94

18,27

-0,67

5.Расходы на реализации:

- сумма, млн р.

3336

6090

11274

185,12

- в % к товарообороту

14,02

14,67

16,24

+1,57


Окончание таблицы 2.6

6.Прибыль (+), убыток (-) от  реализации:

- сумма, млн р.

602

1774

1409

79,43

-в % к товарообороту

2,53

4,27

2,03

-2,24

7.Среднесписочная  численность  работников, чел.

156

157

158

100,64

8.Производительность труда млн.р.

152,51

264,47

439,37

166,13

9. Индекс цен

1

1,54

1,47

Х


 

Примечание - Источник: составлено автором по данным приложения Б, В, Г, Д.

 

Как видно из таблицы 2.6, розничный товарооборот в действующих ценах в 2012 году по сравнению с 2011 годом возрос на 67,19%, в сопоставимых ценах на 75,15%; товарные запасы увеличились на 48,49% ; доходы от реализации возросли в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 61,28%, однако снизилась их доля в розничном товарообороте на 0,67 п.п.  Расходы на реализацию в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросли на 85,12%, доля расходов в товарообороте увеличилась  на 2,22 п.п. По Чериковскому райпо за 2010-2012 гг. наблюдается прибыль от реализации в 2011 году в сумме 1774 млн. р., в 2012 году прибыль от реализации снизилась на 365 млн. р. и составила  1409 млн. р. Численность работников торговли за анализируемый период увеличилась  на 2 чел., при этом производительность труда возросла на 66,13%. За анализируемый период наблюдается снижение  рентабельности на 2,24 п. п.

Таким образом, анализ организационно-экономической деятельности Чериковского райпо  позволил сделать следующие выводы:

Большую роль  в достижении положительных экономических результатов играет коммерческая служба, которая занимается изучением спроса, выбором оптимальных источников формирования товарных ресурсов, формирования  ассортимента товаров и их распределением по розничным торговым предприятиям, управлением товарными запасами, организацией розничной продажи и ее стимулированием.

Оперативный анализ товарной массы в разрезе каждого торгового предприятия, своевременное принятие мер по оптимизации товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости за счет использования средств стимулирования продажи, рост производительности труда обеспечили прирост розничного товарооборот.

Чериковское райпо имеет достаточно мощную материально-техническую базу. Однако обновление материально-технической базы осуществляется достаточно медленными темпами.

3. СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ  КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО  ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ  ТОВАРОВ В ЧЕРИКОВСКОМ РАЙПО

 

В современных условиях торговые организации ориентированы на постоянное повышение эффективности коммерческой деятельности. Основная функция коммерческой деятельности – получение прибыли от купли и продажи товаров.

Эффективность коммерческой деятельности торговой организации определяет ряд показателей:

- темп роста розничного  товарооборота в сложившихся ценах в отчетном периоде по отношению к предыдущему. На объем реализации товаров влияют ассортимент предлагаемых товаров, конкурентоспособность продукции, цена, платежеспособность покупателей и др.;

- коэффициент соотношения  реализации товаров к их поступлению  по месяцам и кварталам;

- товарооборачиваемость  по месяцам и кварталам в  ассортименте;

- соответствие товарных  запасов нормативу (лимиту);

- соответствие ассортимента  магазина обязательному ассортиментному  перечню.

Важным показателем эффективности работы торгового объекта (торговой  организации) является прибыль. Однако нужно анализировать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень (рентабельность).

Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются расходы на реализацию, которые включают все затраты по купле-продаже и доведению товаров до потребителя.

Важным условием эффективности коммерческой деятельности является товарооборачиваемость (время, в течение которого реализуются товарные запасы).

Для оценки эффективности работы торговой организации используется рентабельность:

 

                        (1.1)

Эффективность коммерческой деятельности можно оценить и с помощью коэффициента реализации

                    (1.2)

Чем ближе коэффициент реализации к единице, тем эффективнее организована продажа закупленных товаров [1, с.272-273].

С целью повышения эффективности коммерческой деятельности торговой организации необходимо ее исследовать. Для углубленного исследования влияния коммерческой работы на результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий следует разработать систему основных критериев ее оценки, которая может быть использована для оценки коммерческой работы каждым предприятием. Такая система позволит территориальным и хозяйственным органам оценивать существующее положение торговых организаций и определять пути совершенствования управления коммерческой деятельностью [22].

Информация о работе Направление совершенствования коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров