Логистический процесс на складе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенности склада, его организацию и проблемы функционирования складских помещений. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить место складов в логистической системе;
- рассмотреть проблемы эффективного функционирования складов;
- изучить этапы логистического процесса на складе.

Содержание

Введение
1. Склады в логистике
1.1 Классификация складов
1.2 Основные функции и задачи складов в логистической системе
2. Проблемы эффективного функционирования склада
2.1 Собственный склад или склад общего пользования
2.2 Количество складов и размещение складской сети
2.3 Выбор места расположения склада
3. Логистический процесс на складе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Складская логистика.docx

— 258.10 Кб (Скачать файл)

Склады  в логистике играют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это  – расходы на складские операции, аренду склада, текущие расходы по его содержанию. Кроме того, создание складских запасов приводит к  иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли  бы быть использованы на другие цели. Поэтому  складирование продукции оправдано  в том случае, если оно позволяет  снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса.

Положительная роль складов заключается в том, что благодаря им обеспечивается выравнивание колебаний циклов производства и потребления, создаются необходимые  технические и организационные  условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов, осуществляется бесперебойное снабжение  потребителей всеми необходимыми товарами.

Преимущества  складского хозяйства состоят в  том, что на складах происходит консолидация ресурсов, разукрупнение партий, формирование ассортимента, транзитное комплектование грузов, обеспечение производства всеми  необходимыми материалами.

Склады  позволяют преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в  материалах или товарах в процессе производства и потребления.

В зависимости  от своего места в логистической  системе склады выполняют различные  функции:

1. Преобразование  производственного ассортимента  в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. (рис. ). Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

 

Рис. 1.2 Создание производственного и торгового ассортимента:

а — создание производственного ассортимента; б — создание торгового ассортимента 

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства (рис.1.3). 

Рис. 1.3. Транспортировка объединенных партий:

а — снабженческая система; б — распределительная система 

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

- подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

- придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

- транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

Однако  это лишь самое общее представление  о складах. Любая из вышеперечисленных  функций может изменяться в широких  пределах, что сопровождается соответствующим  изменением характера и интенсивности  протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Рассмотрим  функции различных складов, встречающихся  на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах  готовых изделий предприятий-изготовителей  осуществляется складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к  погрузке и погрузочные операции.

Склады  сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному  потреблению.

Склады  оптово-посреднических фирм в сфере  обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных  выше, выполняют также следующие  функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомлектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады оптовых посреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.

Склады  торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют  и отправляют крупные партии товаров  получателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия. 

 

2. Проблемы эффективного  функционирования  склада. 

2.1 Собственный склад  фирмы или склад  общего пользования. 

Фирма может стоять перед выбором: иметь  собственный склад или воспользоваться  услугами склада общего пользования (СОП), арендовав в нем определенное количество складских площадей. Возможен и третий вариант – лизинг, т.е. взятие в аренду всего склада со складским оборудование за ежегодную плату. При этом все затраты на обслуживание склада ложатся на фирму-арендадотара.

Особенно  актуальна проблема владения складом  в снабженческой и распределительной  логистике. Решить эту проблему можно  с помощью комбинации использования  собственного склада и СОП. Это экономически выгодное решение, которое обеспечивает минимальные общие издержки, при  условии расширения рынка сбыта  фирмы в различных регионах, а  также в случае сезонного спроса на товар. Рассмотрим факторы выбора между собственным складом и  складом общего пользования (табл. 2). Ключевой фактор выбора того или иного  варианта – это объем складского оборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом  объеме складируемой продукции и ее высокой оборачиваемости. Другим определяющим фактором является плотность рынка сбыта на обслуживаемой территории.

Наряду  с предыдущим фактором необходимо учитывать  наличие постоянного спроса на данный товар. Немаловажное значение имеет  и конкуренция. Чем выше конкуренция  при обслуживании покупателя, тем  важнее такие факторы, как обеспечение  надлежащих, а в некоторых случаях  специальных условий хранения продукции  и контроля за ее запасами, широкий перечень оказываемых клиентам услуг. Все это возможно лишь на собственных складах. Располагая собственным складом, руководство фирмы может оперативно корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе. 

Таблица 2 Ключевые факторы  выбора формы принадлежности склада

    Собственный склад Склад общего пользования (СОП)
    • Большой  товарооборот

    • Высокая  оборачиваемость

    • Высокая  концентрация потребителей

    • Постоянный спрос

    • Высокая  конкуренция

    • Низкий объем  продаж

    • Хранение сезонного товара

    • Нестабильный спрос

    • Внедрение  на новый рынок

    • Начальная  стадия развития фирмы


 

К складам  общего пользования следует обращаться при низких объемах товарооборота, при хранении товара сезонного спроса. Складам общего пользования отдается предпочтение и тогда, когда фирма  внедряется на новый рынок, где уровень  стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. Многие фирмы в  начале своей деятельности из-за отсутствия денежных средств для приобретения собственного склада также пользуются СОП. Склады общего пользования не требуют инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды). 

2.2 Определение количества  складов и размещение  складской сети. 

Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или  несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для  крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта.

На практике существует две системы размещения складов: централизованная и децентрализованная.

Централизованная  система включает в себя один крупный  склад, где накапливается основная часть запасов, а филиальные склады, роль которых могут выполнять  не только собственные, но и склады общего пользования, будут располагаться  в регионах сбыта.

В децентрализованной системе основная часть запасов  концентрируется в сети складов, которые рассредоточиваются в различных  регионах сбыта в непосредственной близости от потребителя. Это позволяет  значительно сократить время  на их снабжение. Такой системе отдается предпочтение при большом спросе на продукцию одновременно в различных  регионах, при высоком уровне продаж и в том случае, если покупатель предъявляет повышенные требования к уровню обслуживания.

Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами  региона сбыта и концентрацией  в нем потребителей, относительным  расположением поставщиков и  покупателей, особенностями коммуникационных связей. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая задача, — оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — нужно обеспечить (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращения за счет максимального приближения складов к клиентам.

График (рис.2.1) показывает зависимость затрат от увеличения количества складов в логистической системе сбыта. При увеличении числа складов в системе транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются, но в то же время происходит одновременное увеличение стоимости запасов и расходов на хранение. Транспортные расходы уменьшаются пропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат.

При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко  выполнять заказы клиентов, быстрее  реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить  расходы от упущенных продаж. Это  тем более актуально в распределительной  системе, где клиентом выступает  розничная сеть, стремящаяся к  сокращению собственных складских  площадей и предпочитающая заказы мелкими  партиями, но с более частой периодичностью поставки. 

  Затраты

Количество складов

Общие затраты

Затраты на запасы

Затраты на хранение

Транспортные  затраты

Потери от упущенных  продаж

Рис.2.1 Логистические  затраты и их зависимость от количества складов 

 
2.3 Выбор месторасположения  склада. 

Информация о работе Логистический процесс на складе