Анализ торговой деятельности ЗАО "Торговая Лига"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствование управления товарным ассортиментом.

Содержание

Введение. 2
1. Основные проблемы и тенденции развития розничной торговли. 5
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. 5
1.2 Особенности функционирования розничной торговли. 9
2. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли. 18
2.1 Критерий формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли 18
2.2 Содержание торгово-технологический процессов розничного торгового предприятия. 27
2.3. Эффективность рекламной деятельности предприятий торговли 34
3. Организационно – экономическая характеристики ЗАО «Торговая лига». 40
3.1. Характеристика предприятия и оценка его конкурентоспособности. 40
3.1 Оценка привлекательности бизнес – среды и месторасположения предприятии. 44
3.3 Система управления коммерческой деятельностью предприятия. 46
4. Управление товарным ассортиментов ЗАО «Торговая лига». 51
4.1 Определение концепции торгового предприятия ЗАО «Торговая лига». 51
4.2 Оценка деловой атмосферы и качества мерчендайзинга. 54
4.3. Определение состояния культуры обслуживания и уровня эффективности торговой рекламы. 57
4.4 Разработка предложений о повышении эффекимвности товарного ассортимента ЗАО «Торговая лига». 60
Заключение. 64
Список литературы. 67

Вложенные файлы: 1 файл

курс. Новицкой.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Основными конкурентами магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА» являются такие магазины самообслуживания, как «Магнит», «Гроздь», «Пятерочка», , а также магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок.

В зоне торговли магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА» расположен магазин  «Продукты» с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок. По типу здания магазин является отдельно-стоящим, по функциональным особенностям – стационарным. По товарной специализации и типу магазин является универсальным, но предлагает покупателям только продовольственные товары. По сравнению с ассортиментом магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА» ассортимент магазина «Продукты» более узкий, представлен только некоторыми наименованиями разных групп продовольственных товаров. Это является существенным недостатком магазина, так как узкий ассортимент не может в полной мере удовлетворить потребности покупателей. Тем не менее магазин привлекает тех покупателей, которым необходимо приобрести только одно или два наименования товаров, так как в подобном магазине это получится быстрее, чем в магазине самообслуживания за счет сокращения торгово-технологического процесса. Отсутствие в ассортименте магазина «Продукты» непродовольственных товаров способствует посещению покупателями расположенного рядом магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА», в котором непродовольственные товары представлены в достаточно широком ассортименте.

 

 

3.2 Определение концепции торгового предприятия ЗАО «Торговая лига»

 

Торговая сеть магазинов  «ТОРГОВАЯ ЛИГА» обеспечивает возможность  быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве[15].

Магазины «ТОРГОВАЯ  ЛИГА» выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций[7].

Основные торговые функции магазинов следующие:

Изучение покупательского  спроса на товары.

Составление заявок на завоз  товаров.

Формирование ассортимента товаров.

Реклама товаров и  услуг.

К технологическим функциям (операциям) магазинов «ТОРГОВАЯ  ЛИГА» относят:

Прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству.

Обеспечение хранения товаров.

Выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров в торговом зале.

Продажа товаров (предложение  товаров и оказание помощи покупателям  в их выборе, выполнение расчетных операций).

Предприниматель или  торговое предприятие должны прежде всего определить перечень выпускаемой  и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, т. е. ассортимент.[6]

Основными характеристиками товарного ассортимента являются:

Глубина и широта;

Принцип формирования;

Структура;

Поведение товара на рынке.

Как свидетельствует  мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен  в ассортиментной политике и умеет  максимально эффективно ею управлять.

Ассортиментная политика – это система мер по определению  набора товарных групп, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия  на рынке. Ассортиментная политика призвана обеспечить преемственность решений  по формированию ассортимента, управление им, по поддержанию конкурентоспособности продаваемых товаров и нахождению для каждого товара оптимального рыночного сегмента.

Ассортимент – это  совокупность видов, разновидностей и  сортов товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Принципы формирования ассортимента:

Функциональный. В ассортимент  включены товары, удовлетворяющие аналогичные  потребности.

Потребительский. В ассортимент  включены товары, удовлетворяющие потребности  одной группы населения.

Ценовой. В ассортимент  включены товары одинакового ценового диапазона.

На формирование ассортимента влияют общие и специфические  факторы. Общие не зависят от работы торгового предприятия. К ним  относятся спрос и производство товаров. Специфические отражают условия  работы торгового предприятия. К ним относятся профиль предприятия, уровень технической оснащенности, уровень информационного обеспечения, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие в зоне деятельности конкурентов.

Магазин «ТОРГОВАЯ ЛИГА»  является универсальным. В нем представлены такие группы товаров, как вкусовые товары, молочные товары, хлебобулочные  изделия, кондитерские товары, мясные товары, бытовая химия (Рисунок 1). Ассортимент  формируется по функциональным, потребительским и ценовым принципам.

Рисунок  3– Структура ассортимента магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА»

Особая роль в определении  цены на реализуемые товары принадлежит  ценовой политике. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, вынуждены сами формировать ценовую политику. Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить достаточную прибыль. Функция цены – обеспечение прибыли от реализации товаров.

Цену товаров можно  рассматривать с точки зрения метода ее формирования.

Формирование цены с  ориентацией на издержки. При этом способе составляющими цены являются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров.

Формирование цены на основе торговой наценки. Шкала цены во многом зависит от торговой наценки, взимаемой за предоставление услуг по продаже товаров. Смещение торговой наценки в сторону снижения оправдана ростом объема продаж товара, что способствует получению необходимой прибыли.

Формирование цены на основе спроса покупателей. Покупатель, делая выбор товара, исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары.

Формирование цены с учетом ценовой конкуренции. На установление цены существенное влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при прочих равных условиях цена товара.

В магазине «ТОРГОВАЯ ЛИГА» цена формируется с учетом ценовой конкуренции.

3.3 Оценка деловой атмосферы и качества мерчендайзинга

 

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых  для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы[2]:

Торговые (торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, демонстрации новых  товаров, помещения для оказания дополнительных услуг покупателям).

Для приемки, хранения и  подготовки товаров к продаже (приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для  хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные).

Подсобные (для хранения тары и контейнеров, мастерские по ремонту  оборудования и инвентаря, коридоры, тамбуры, вестибюли).

Административно-бытовые (служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения).

Технические (вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных  установок, электрощитовая, камеры кондиционирования  воздуха).

Основным торговым помещением магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА» является торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь проводится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов и других работников магазина. Важнейшими требованиями рациональной организации совершаемых здесь операций являются[7]: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

В процессе продажи товаров  в магазине должны участвовать не только продавцы, но и все, что присутствует и формирует его атмосферу, а также сами посетители, которые должны быть не просто пассивными покупателями, а принимать активное участие в продажах. Поэтому оборудование и система его размещения также должны не только выполнять свои чисто функциональные задачи, но и участвовать в организации торгово-технологического процесса таким образом, чтобы ориентировать его на решение тактических задач и достижение стратегических целей.[9]

Оборудование (холодильники, прилавки, стеллажи, кассовое оборудование и др.) в торговом зале магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА» размещено в соответствии со следующими требованиями:

Установлено параллельно  движению посетителей в глубь  зала.

Избегнут разрыв направления  движения покупательского потока, который  может возникнуть из-за конфигурации зала и (или) самого оборудования.

Размещено таким образом, чтобы это не препятствовало желанию  посетителя выйти из потока для посещения  других отделов или выхода из магазина.

Избегнуты нарушения  взаимосвязи основных отделов торгового  зала и подсобных помещений.

Распределение торговой площади магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА»  рассматривается исходя из:

Необходимости максимизировать  общую прибыль магазина. Различные  места внутри магазина обладают разным потенциалом сточки зрения получения  прибыли; чем больше посетителей проходит через отдел, тем лучше его расположение;

Сезонности товара (в  зависимости от времени года сезонным товарам могут отводиться разные места);

Методов представления  товаров и моды на них (модные товары стараются представить более  наглядно);

Взаимодополняемости товаров.

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  прежде всего от ассортимента реализуемых  товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного  спроса покупатель затрачивает значительно  меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи  товаров[8]:

Самообслуживание;

Через прилавок обслуживания;

По образцам;

С открытой выкладкой  и свободным доступом покупателей  к товарам;

По предварительным заказам.

Магазин «ТОРГОВАЯ ЛИГА»  работает на основе самообслуживания. Это один из самых удобных для  покупателей методов продажи  товаров. При этом функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в магазине «В яблочко» состоит из следующих основных операций:

Встреча покупателя и  предоставление ему необходимой  информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.

Получение покупателем инвентарной корзины для отбора товаров.

Самостоятельный отбор  товаров покупателем и доставка их в узел расчета.

Подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека.

Оплата купленных товаров.

Упаковка приобретенных  товаров и укладка их в сумку покупателя.

Возврат инвентарной  корзины для отбора товаров на место их концентрации.

3.4 Определение состояния культуры обслуживания и уровня эффективности торговой рекламы

 

Успешное функционирование магазина во многом зависит от использования  для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.

Фирменный стиль создается  путем использования единых принципов  оформления, цветовых сочетаний и  образов для рекламы, деловых  бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.

Основными составляющими  фирменного стиля являются: товарный знак; фирменные цвета; логотип; рекламный  слоган; рекламный персонаж.[2]

Основными носителями фирменного стиля могут выступать:

Вывеска над входом или  у входа в магазин;

Элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);

Различные виды витрин;

Торговое оборудование;

Указатели и вывески  в помещении магазина;

Ценники, наклейки и этикетки;

Пакеты;

Коробки и различные  упаковочные материалы;

Одежда персонала.

Товарный знак магазина «ТОРГОВАЯ ЛИГА» выполнен в виде надписи красными буквами на белом фоне. Эти два цвета являются фирменными цветами сети магазинов «ТОРГОВАЯ ЛИГА». Фирменная одежда персонала состоит из халатов красного цвета. Указатели и вывески в помещении магазина представляют собой надписи красными буквами на белом фоне.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей  во многом зависят от рационального  размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки. Сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале.[2]

Размещение товаров  в торговом зале магазина «ТОРГОВАЯ  ЛИГА» осуществляется с учетом следующих требований:

Информация о работе Анализ торговой деятельности ЗАО "Торговая Лига"