Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
Дать анализ процессу познания объективного мира сознанием человека;
Ввести различие между чувственным и рациональным мышлением;
Дать представление о логике как науки о формах и законах мышлений, о понятии «логическая форма»
Ввести представление о трех главных формах мышления – понятии, суждении, умозаключении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики 5
Общее представление о процессе человеческого познания и месте логики в нем. ……10
Тест 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

логика.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


Факультет Менеджмента и  маркетинга

Кафедра Философии, истории и права

 

Специальность «Бакалавриат менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 1

 

 

 

 

 

По дисциплине «Логика»

ТЕМА: «ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ»

 

 

Студент _________________________ Пурдик Юлия Владимировна

(подпись)

 

 

Группа 1 БМп Номер личного дела 100.02/1200228

 

 

 

 

 

Преподаватель  кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Иванова Валерия Айбасовна

 

Барнаул 2013 

CОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ           3
  2. Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики          5
  3. Общее представление о процессе человеческого познания и месте логики в нем.         ……10
  4. Тест                  16
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                17
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              18

 

ВВЕДЕНИЕ

Слово «логика» происходит от греческого «logos»,что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1. для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2. для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3. для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Логика изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет  изучения логики, рассмотрим коротко  процесс познания человеком окружающего  его мира.

Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1) чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

2) рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.1

Цель работы:

  1. Дать анализ процессу познания объективного мира сознанием человека;
  2. Ввести различие между  чувственным и рациональным  мышлением;
  3. Дать представление о логике как науки о формах и законах мышлений, о понятии «логическая форма»
  4. Ввести представление о трех главных формах мышления – понятии, суждении, умозаключении.

 

2. ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЛОГИКА». ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ  КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ

 

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее  мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Задача логики состоит  в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Познание как процесс  отражения объективного мира сознанием  человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

  1. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
  • Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха, вкуса.
  • Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

  1. Рациональное познание субъективный образ объективного мира, полученный с помощью мышления.

Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания – понятия, суждения и умозаключения.

  • Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении, которые выражаются в словесных определениях (дефинициях).
  • Суждение – форма мышления, обычно выражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятия).
  • Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). 2

Логическая форма - способ связи составных частей содержания мысли в отличие от самого этого  содержания, результат отвлечения от «материи» мысли, т.е. оттого, какие  именно индивиды, свойства, отношения, классы, ситуации и т.п. являются предметами данной мысли.

Понятие «логическая форма» является одним из наиболее фундаментальных в логике, т.к. особенность ее предмета — в исследовании мыслительных феноменов, познавательных приемов, языка с точки зрения их структуры, формы. Определения таких важнейших логических терминов, как «правильное дедуктивное умозаключение», «логически истинное высказывание» и др., существенным образом опираются на понятие «логической формы». Например, правильным называют умозаключение, логическая форма которого гарантирует получение истинного заключения при одновременной истинности посылок. Логически истинным называют высказывание, истинное в силу своей логической формы. Законы логических теорий (общезначимые формулы) являются не чем иным, как логическая форма высказываний естественного языка, принимающими при любых допустимых интерпретациях дескриптивных символов значение «истина».3

Логический закон –  логическая форма высказывания, которая  принимает значение «истина» при  любой интерпретации параметров, входящих в её состав («идёт дождь  или неверно, что идёт дождь»).

Основные законы логики:

  • Закон тождества - это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же мысль, она должна пониматься одним и тем же способом.

Закон тождества может  быть выражен в виде формулы: р есть р; р → р или р ≡ р, где под р понимается любая мысль, а знаки: «есть», → (заменяют союзы «если.., то...»), ≡ (заменяет союзы «если, и только если.., то... ») - выражают соответственно равенство, следование или тождество.

 Закон тождества требует  только одного, а именно: он запрещает  непроизвольное, неконтролируемое, скрытое  изменение содержания наших мыслей. Этот закон запрещает обман,  невнимательность, своего рода логическую  халатность.4

  • Закон непротиворечия (противоречия, как он назывался в старых учебниках) - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет", "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.

Выражается закон непротиворечия формулой: «неверно, что р и не- р», т. е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую.

Закон непротиворечия - суровый контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.5

  • Закон исключенного третьего - это закон традиционной формальной логики, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей (мысли и ее формального отрицания, А и не-А) одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.

Этот закон выражается формулами: «или р, или не-р»; «либо р, либо не-р» (истинно либо р, либо отрицание р). Так, если суждение «Все адвокаты - юристы» истинно, то отрицание этого суждения «Ни один адвокат не юрист» - ложно.

Как видно, этот закон распространяется только на один вид несовместимости - формальной. Он ничего не говорит о  содержательной (предметной) несовместимости. С точки зрения этого закона содержательно  несовместимые мысли могут быть одновременно ложными. Хотя, по закону противоречия, они не могут быть одновременно истинными.6

  • Закон достаточного основания - это закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.

Формула закона: «Если есть q, то есть и его основание р».

Требование обоснованности мышления отображает одно из коренных свойств материального мира: в  природе и в обществе каждый факт, каждый предмет, каждое явление подготовлено предшествующими фактами, предметами, явлениями. Более двухсот лет тому назад М. В. Ломоносов сформулировал закон объективного мира: «Ничто не происходит без достаточного основания». Озеро зимой замерзает, так как понижается температура окружающего воздуха; дым подымается вверх, так как он легче окружающей его атмосферы, и т. д.7

 

  1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И МЕСТЕ ЛОГИКИ В НЕМ

 

Предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

  • Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые  ею предметы, явления, процессы. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.

Существенные – это необходимые признаки, без которой предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.

Несущественные – это  преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет  остается самим собой. Например, несущественными  признаками понятие «человек» является цвет его волос, вес, рост и др.

Несущественные признаки предметов, в свою очередь, делятся  на собственные и случайные.

Собственными называются такие признаки, которые свойственны  всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов.

Случайные  признаки характеризуют  преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия  лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.8

Информация о работе Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики