Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы:
Дать анализ процессу познания объективного мира сознанием человека;
Ввести различие между чувственным и рациональным мышлением;
Дать представление о логике как науки о формах и законах мышлений, о понятии «логическая форма»
Ввести представление о трех главных формах мышления – понятии, суждении, умозаключении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики 5
Общее представление о процессе человеческого познания и месте логики в нем. ……10
Тест 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

логика.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

Отношения между понятиями  отражают в кругах Эйлера, где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка – предмет, входящий в объем понятия.

  1. Равнозначными называют такие понятия, содержания которых соответствуют друг другу, а объемы совпадают. Например, «великая русская река» и «Волга». X – Волга; R – великая русская река (рис.1)

 

Рис. 1

  1. В отношении пересечения находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого понятия. Например, «юрист» и «военнослужащий». X – юрист; R – военнослужащий (рис. 2)

 

Рис. 2

В совместившейся части круга  х и R (заштрихованная часть) мыслятся те юристы, которые являются военнослужащими.

  1. В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. Например, «преступление» и «взятка». X – преступление; R – взятка (рис. 3)

 

Рис. 3

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное  понятие, то общее называют видом, а  единичное – индивидом. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми.

Существуют три вида несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

  1. В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятия, подчиненных общему для них понятию.

Например, «следователь», «адвокат»  и «юрист». Z – юрист; У – следователь; X – адвокат (рис. 4)

 

Рис. 4

  1. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, заменяя их на противоположные. Например, «черный» и «белый». Z – черный; Р – белый. (рис. 5)

 

Рис. 5

  1. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает, не замещая их никакими другими признаками. В отношении противоречия находятся отрицательные и положительные понятия (рис. 6)

 

 

Рис. 69

  • Суждение. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей  из двух тесно связанных между  собой компонентов: субъекта и предиката.

Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».

Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р».

Субъект и предикат называются терминами суждения. Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между субъектом и предикатом, и характеризует принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного в предикате.

Все суждения  можно разделить на простые и сложные. Простыми называются суждения, выражающие связь двух понятий. Например: «Некоторые вулканы действуют».

Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называются сложными. Например: «Прозрачный лес чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и  речка подо льдом блестит».10

  • Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение.

Структура всякого умозаключения  подразумевает посылки (исходные суждения), заключения (выводы из этих посылок) и  логическую связь между посылками  и заключением. Из этого можно  сделать следующий вывод, что  в посылках и умозаключении речь должна идти об одной и той же предметной области. Логический переход  от посылок к заключению называется выводом. Например: Все металлы проводят электрический ток. Железо – металл. Железо проводит электрический ток.11

В зависимости от последовательности развития мысли, а также от логической обоснованности итогового суждения умозаключения подразделяются на три  вида:

  1. Дедуктивное умозаключение – это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок с логической необходимостью, носит достоверный характер. Объективной основой дедуктивных умозаключений является единство общего и единичного в реальных процессах, предметах окружающего мира. 12
  2. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер.13
  3. Умозаключение по аналогии опирается на ряд несомненных данных, которыми в конкретных исторических условиях располагает наука. Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов (или процессов) к общности других свойств и отношений. Например: отведав вкус одной ягоды и, и видя другую, сходную с ней, по аналогии умозаключают, что эта ягода так же хороша и полезна, как предыдущая; видя два абсолютно разных объекта и сопоставляя их между собой, приходят к выводу, что они имеют некоторые аналогичные признаки.14

 

 

ТЕСТ

Логика наука  о:

  1. Мышлении;
  2. Умозаключениях и доказательствах;
  3. Формах мышления и истинных суждениях;
  4. Формах рационального мышления и логических законах

 

Правильный ответ: 1

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логика – это наука  о законах и формах мышления. Логика изучает мышление как средство, метод  познания действительности. В центре внимания логики находятся общечеловеческие законы мыслительного процесса, без  соблюдения которых он вообще невозможен. Логика научит человека строить правильные рассуждения и, используя формально-логические законы, приходить к истинным выводам  в отношении предмета анализа.

Логика рассматривает  мышление как инструмент познания объективного мира, как безусловное средство получения истинных знаний через понятия, суждения и умозаключения. Логика носит всеобщий характер, так как она, абстрагируясь от частного, анализирует типическое, общее; логическая форма и законы мышления являются общечеловеческими, так как мыслительный процесс у всех людей, независимо от  национальной принадлежности, различий в языке, жизненного опыта, рода деятельности, имеет общую логическую структуру – в противном случае люди просто не поняли друг друга и не могли бы объясниться.

Логика предполагает единство содержания и формы анализируемого предмета, что, в свою очередь, обеспечивает правильность и непротиворечивость мыслительного процесса.15

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батурин В.К. – Логика: Учебное пособие  - М: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2012 – 96 с.
  2. Демидов И.В. – Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2012 – 348 с.
  3. Попов Ю.П. – Логика: Учебное пособие – М: КНОРУС, 2009 – 304 с.
  4. Cловарь по логике / под редакцией А.А. Ивин – М:Туманит – 1998 – 384 с.
  5. Словарь философских терминов / научная редакция В.Г. Кузнецова – М: Инфра-М, 2007 – 731 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________ 03.04.2013

1 Словарь по логике / под редакцией А.А.Ивин – М: Туманит, 1998 – 120с

2 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 10-12 с

3 Словарь философских терминов / под научной редакцией В.Г. Кузнецова – М: Инфра-М, 2007 – 290-291 с

4 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 79-82 с

5 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 84-87 с

6 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 91-95 с

7 Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие – М:КНОРУС, 2009 – 97-100 с

8 Демидов И.В. Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2012 – 53-56 с

9 Демидов И.В. Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2012 – 62-66с

10 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 43-47с

11 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 51-52 с

12 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 53 с

13 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 64 с

14 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 68 с

15 Батурин В.К. Логика: Учебное пособие – М:КУРС:НИЦ Инфра-М, 2012 – 10-11 с


Информация о работе Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики