Контрольная работа по дисциплине «Логика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление определяется как процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Логика»

Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2012

 

Контрольная работа по дисциплине «Логика».

 

Вопрос 1. В чем различия мышления и чувственного познания?

 

Мышление – это  познавательный психический процесс  обобщенного и опосредованного  отражения связей и отношений  между предметами объективной действительности. Мышление определяется как процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.

Выделяют следующие  отличительные признаки:

1. Основная функция  ощущения и восприятия – это отражение свойств конкретных предметов внешнего мира. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах. Эти внутренние связи скрыты от непосредственного изучения с помощью органов чувств;

2. Чувственное познание  осуществляется непосредственно при взаимодействии с внешним миром. Мышление опирается в своем познании на эти чувственные образы;

3. Мышление может быть  оторвано от реального мира, так  как для познания может использовать  «заместитель» предметов внешнего  мира – знак, символ. Опосредовано мышление обычно словом, но может использовать для процесса познания предмета и другой предмет, и образ предмета;

4. Мышление протекает  не только с использованием  результатов чувственного познания  или опосредованное словом, но  и в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;

5. Особенность получения  результата мыслительного процесса  связана с тем, что мыслительные  результаты изначально носят  обобщенный характер;

6. Мышление благодаря  своей независимости от реального  мира, обобщенности мыслительных образов оторвано и от времени. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего. Именно через мышление человеком осуществляется связь всех трех времен, в которых мы себя осознаем, а также связывает время и пространство.

 

Вопрос 2. Какие выделяются ступени процесса познания?

 

В поиске истины человек  проходит через определенные ступени – именно они выступают условиями процесса познания:

-чувственная (ощущения, восприятия, представления) 

-рациональная(понятие  – сущность предмета, суждение – отказ от второстепенных признаков, умозаключение – без обращения к органам чувств)

- интуитивная (нерациональная)

Познание, начинаясь с  ощущений, восприятий, продолжаясь  в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Здесь важнейшую роль играет и интуитивное познание, служащее связующим звеном между чувственным и рациональным. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.

Подчеркивая единство чувственной, рациональной и интуитивной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного и нерационального познания.

 

Вопрос 3. Опишите основные формы и особенности абстрактного мышления.

 

Это рассуждение, в котором  одни мысли (выводы) с необходимостью вытекают из других мнений. Закон мышления, или логический закон – это  необходимый, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Следует различать формально-логические и диалектические законы в предмете логика.

 Основные формы абстрактного мышления – понятия, суждения и умозаключения.

 Выделяя определенную  совокупность общих, существенных  свойств, или примет, мы создаем понятие предмета (Понятие А составляет совокупность признаков а, в, с и т.д., которые зьязани определенным образом). Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении одинаково – как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия в предмете логика.

 В форме суждений  отражаются связи между предметами  и их свойствами. Этот связью  выражается в форме утверждения  или отрицания. Любой тип суждения  составляет схему S – P, где  S (субъект; понятие о предмете  суждения) и Р (предикат; понятие о примете), а знак „-” связка между ними.

 Следовательно, суждение  представляет собой способ связи  понятий, выраженный в форме  утверждения или отрицания.

 

Вопрос 4. Основные функции языков естественных и искусственных.

 

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая Функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Под функциями языка  в логике имеется в виду та роль, которую язык играет в обществе в  целом, в различных видах человеческой деятельности.

Существуют следующие  основные функции языка:

  1. познавательная
  2. коммуникативная.

Познавательная функция  языка реализуется в его способности  быть средством выражения информации о мире и бытии. Специфическая  роль его проявляется в способности к мыслеобразованию. Познавательная деятельность любого человека основана на способности языка передавать, накапливать, обобщать и преобразовывать информацию.

Познавательная функция  включает в себя ряд более частных  функций языка: сигнификативную, выразительную, эмоциональную и др.

Сигнификативная функция  языка выражается в способности  быть средством обозначения предметов. Будучи заместителем предметов в  мозгу человека, слова предстают  носителями информации, которую субъект  преобразует независимо от предметов – в голове.

К познавательной функции  можно отнести выразительную  и эмоциональную функции языка.

Выразительная функция  языка проявляется в его способности  передавать внутреннее содержание человеческого  сознания доступным способом. Язык, речь являются не только носителями сведения, но и передают волевые импульсы, служат средством подчинения и управления.

Язык выражает также  эмоциональные переживания и  состояния людей. С помощью языка  можно сообщить о состоянии горя, радости, достичь эффекта эмоционального сопереживания. На этом базируется вся человеческая модель, так как  нравственное сострадание, необходимость делать добро, возникают из способности переживать боль другого человека как свою собственную

Коммуникативная функция  языка выражается в его способности быть средством человеческого общения. Слова выражают содержание сознания – информацию, чувства, переживания одного человека для другого человека. Язык позволяет людям достичь взаимопонимания и на этой основе координировать и организовывать свою хозяйственную, политическую, военную и культурную деятельность. Эта функция лежит в основе процессов управления социальными системами.

 

По происхождению языки  бывают естественные и искусственные.

Естественные языки  — это исторически сложившиеся  в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки  — это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной  передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной — языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки  различной степени строгости  широко используются в современной  науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых  выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными  обозначениями, относящимися к конкретной предметной области.

Искусственные языки  успешно используются и логикой для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур.

Один из таких языков — язык логики высказываний. Он применяется  в логической системе, называемой исчислением  высказываний, которая анализирует  рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.

Второй язык — это  язык логики предикатов. Он применяется  в логической системе, называемой исчислением  предикатов, которая при анализе  рассуждений учитывает не только истинностные харак­теристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений.

 

Вопрос 5. Что изучает логика формальная, диалектическая?

 

Формальная логика — конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. В истории философии — отдельный раздел или направление логики конца XIX—начала XX в. В современном употреблении — синоним символической, или математической логики.

Диалектическая логика — в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах правильных рассуждений, как и в формальной логике, только с учётом действия законов диалектики.

 

Вопрос 6. Основные формы абстрактного мышления?

 

Основные формы абстрактного мышления – понятия, суждения и умозаключения.

 

Вопрос 7. Виды понятий и отношения между ними?

 

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие).

Общим называется понятие, в котором  мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие  понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой  классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные - это понятия, в которых  мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные - это понятия, в которых  мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование  одного из которых предполагает существование  другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости  от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Логика